Презентация, доклад на тему ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ИНЦИДЕНТАХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОДРОСТКАМИ

Содержание

Характеристика подросткового возрастаполовое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;открытие

Слайд 1ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ИНЦИДЕНТАХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОДРОСТКАМИ
Подготовила: Волужева

Татьяна
ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ИНЦИДЕНТАХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПОДРОСТКАМИ Подготовила: Волужева Татьяна

Слайд 2Характеристика подросткового возраста
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость

и резкие колебания настроения;
изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Характеристика подросткового возрастаполовое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;изменение социальной ситуации

Слайд 3Понятие инцидента и кризисной ситуации
Инциденты - это ситуации, при которых один

или несколько подростков (настойчиво) проявляют неадекватное поведение, (временно) нарушающее ежедневный распорядок дня. Неадекватное поведение, заключающееся, например, в несоблюдении указаний руководства группы, воспитателей, является обременительным, но его можно, проявляя известную настойчивость, остановить или преломить. В этом случае речь еще не идет об угрозах или агрессии физического характера.
Кризисные ситуации - это ситуации, при которых один или несколько подростков настойчиво проявляют неадекватное поведение, ломающее ежедневный распорядок дня, а также ситуации, при которых лицам угрожают и/или нападают на них.
Понятие инцидента и кризисной ситуацииИнциденты - это ситуации, при которых один или несколько подростков (настойчиво) проявляют неадекватное

Слайд 4Возможные последствия кризисных ситуаций у подростков
психологическое неблагополучие подростков, которое, в крайних

своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
Возможные последствия кризисных ситуаций у подростковпсихологическое неблагополучие подростков, которое, в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и

Слайд 5Факторы, влияющие на вероятность развития кризисных ситуаций
наследственность и конституция;
ход индивидуального развития

(рост, созревание, индивидуализация сознания, формирование социальных навыков, обучение);
уровень развития познавательных структур личности;
возраст и пол;
систематические влияния (циклы терапевтического воздействия);
«случайные» влияния (жизненные события, факторы окружающей среды);
защитные факторы (самого ребенка и его окружения)
Факторы, влияющие на вероятность развития кризисных ситуацийнаследственность и конституция;ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуализация сознания, формирование социальных

Слайд 6Признаки неадекватного (агрессивного поведения)
упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений,

игнорирование просьб учителя;
драчливость;
постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
жестокое обращение с животными;
стремление оскорбить; унизить;
властность, стремление настоять на своем;
эгоцентризм, неспособность понять других;
эмоциональная глухота, душевная черствость;
самоуверенность, завышенная самооценка.

Признаки неадекватного (агрессивного поведения)упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;драчливость;постоянная или длительная подавленность,

Слайд 7ЭТО ВАЖНО!
Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте

дополнительно, как ребенок реагирует на:
- ваши поручения, просьбы, требования;
- обращения, предложения, просьбы одноклассников;
- внезапное изменение ситуации.

ЭТО ВАЖНО!Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:- ваши

Слайд 8Основные принципы поведения при инцидентах и кризисных ситуациях
1) Предпочтение отдается ежедневному

распорядку дня; 
2) С самого начала принимаются решительные меры; 
3) Подросток получает информацию о том, какие навыки ему необходимы; 
4) Попросите помощи и разделите роли; 
5) Личная безопасность окружающих получает приоритет. 
Основные принципы поведения при инцидентах и кризисных ситуациях 1) Предпочтение отдается ежедневному распорядку дня; 2) С самого начала

Слайд 9Режим
Предпочтение отдается ежедневному распорядку дня. При нарушении или ломке ежедневного распорядка

дня студенты, воспитанники, непричастные к инциденту или кризису непосредственно, не могут заниматься, как они привыкли, своими обычными делами. Это повышает вероятность проявления неадекватного поведения.  По этой причине следует при инцидентах или кризисах отдать предпочтение созданию «рабочей» ситуации, чего добиваются, восстанавливая ежедневный режим дня. В некоторых случаях это приведет к тому, что интересы других воспитанников, будут соблюдены в ущерб интересам подростка, причастного к кризису или инциденту.  Отдавая предпочтение соблюдению режима дня, воспитатели, руководители группы, естественно не оставляют без внимания подростка, причастного к кризису или инциденту. Сначала руководитель группы обеспечивает продолжение соблюдения режима дня, а затем обращает внимание на данного подростка.
РежимПредпочтение отдается ежедневному распорядку дня. При нарушении или ломке ежедневного распорядка дня студенты, воспитанники, непричастные к инциденту

Слайд 10Решительные меры
Поведение редко представляет собой одно независимое событие, чаще оно состоит

из цепочки действий, включающей в себя различные звенья. При неадекватном поведении серьезность отклонений в поведении часто возрастает по цепочке. Чаще всего инциденты и кризисные ситуации можно предотвратить, вмешавшись в самом начале в цепочку поведения, используя обратную связь или наставления.  Убедившись в том, что подросток не прервет расширяющуюся цепочку агрессивного поведения, необходимо быстро действовать.
Назревающие инциденты и кризисные ситуации почти никогда не исчезают сами по себе, если занять выжидающую позицию. 
Решительные мерыПоведение редко представляет собой одно независимое событие, чаще оно состоит из цепочки действий, включающей в себя

Слайд 11Информация
Инциденты и кризисные ситуации часто дают возможность увидеть, какие задания для

некоторых подростков представляют особенную трудность и каких навыков им не хватает.
Используя понятие навыков, очень важно в этот момент объяснить поведение подростка, послужившее поводом к инциденту или кризису. Тому есть две причины. Во-первых очень важно объяснить данному подростку, что именно он ответственен за нарушение режима дня, а не руководство группы или другие подростки, присутствующие при инциденте или кризисе. Во-вторых, руководству группы легче будет дать наставление, после того, как были названы недостающие навыки. 
ИнформацияИнциденты и кризисные ситуации часто дают возможность увидеть, какие задания для некоторых подростков представляют особенную трудность и

Слайд 12Помощь и распределение ролей
Попросите помощи и разделите роли. Хорошие руководители групп,

воспитатели могут попросить помощи, так как это не является признаком слабости, а свидетельствует о профессионализме, поскольку они предвидят, что краткое обсуждение, совет или кратковременная помощь необходимы. Помощи можно попросить у руководителей группы, одновременно с вами работающих, у руководителей другой группы, находящихся неподалеку, у сопровождающих.  Хорошее распределение ролей очень важно. Руководители групп, которых просят о помощи иногда стараются «дополнить» действия коллеги и направляют свое внимание на подростков, создающих в этот момент проблемы. Подобные действия могут иметь эффект, противоположный ожидаемому: у некоторых подростков неадекватное поведение усиливается при привлечении второго авторитетного взрослого. Поэтому второму руководителю группы лучше взять на себя поддерживающую роль. Ему надо направить свое внимание на подростков, не задействованных в инциденте, или, что еще лучше возобновить, прерванный распорядок дня. В этом случае речь идет о дополняющей роли помощника. 
Помощь и распределение ролейПопросите помощи и разделите роли. Хорошие руководители групп, воспитатели могут попросить помощи, так как

Слайд 13Приоритет личной безопасности окружающих
Продолжение повседневного режима дня и вмешательство в начале

конфликта – действия могущие предотвратить насилие, и таким образом усилить безопасность руководства и подростков. Безопасность можно увеличить, приняв превентивные меры.
Приоритет личной безопасности окружающихПродолжение повседневного режима дня и вмешательство в начале конфликта – действия могущие предотвратить насилие,

Слайд 14Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.
В тех

случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следую­щие позитивные стратегии:
1) простое игнорирование реакций ребенка/подростка (игнорирование является мощ­ным способом гашения нежелательного поведения);
2) выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
3) переключение внимания или предложение какого-либо задания;
4) позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».
Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.В тех случаях, когда агрессия детей не опасна

Слайд 15Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации
Основная

задача взрослого, сталкивающегося с агрессией - снизить напряжение ситуации. Невербальные сигналы, снижающие напряжение:
Пространственное положение педагога по отношению к школьнику. Та пространственная позиция, которую педагог занимает по отношению к школьнику, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова руководителя.
2. Тон голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Тон голос необходимо понижать при общении, тогда коммуникация становится менее категоричной.

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 2. Не усиливать напряжение ситуацииОсновная задача взрослого, сталкивающегося с агрессией -

Слайд 16Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации
3.

Движения. Движения педагогов, должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности у детей. Дети, прошедшие через жестокое обращение пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов, т.к. у педагогов в данное время возникает потребность быстрее передвигаться, но спокойствие можно увеличить прибегая к замедленным движениям.
4. Физический контакт. Как и все учащиеся испытывают потребность в физическом контакте. Но отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой — отказывается от физического контакта. У прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Педагогам и воспитателям в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие - нет.
Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 2. Не усиливать напряжение ситуации3. Движения. Движения педагогов, должны быть хорошо

Слайд 17Нестандартные решения взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников.
Признать силу ученика.
Убрать

зрителей.
Перенести обсуждение вопроса.
Делать записи.
Озадачивать «агрессора».
 Изменить тему.

Нестандартные решения взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников. Признать силу ученика.Убрать зрителей.Перенести обсуждение вопроса.Делать записи.Озадачивать «агрессора». Изменить

Слайд 18При остановке неадекватного поведения необходимо помнить, что нельзя говорить длинные предложения,

фразы, повышать голос, кричать.
Поведение взрослых должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

При остановке неадекватного поведения необходимо помнить, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.Поведение взрослых должно

Слайд 19Этапы короткого наставления:
1. Вступите в контакт.
2. Назовите адекватное поведение в данной

ситуации.
3. Объясните почему.

Этапы короткого наставления:1. Вступите в контакт.2. Назовите адекватное поведение в данной ситуации.3. Объясните почему.

Слайд 20Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 3. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Альтернативное

поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм–аут-предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера»);
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- аппеляция к правилам и.т.д.
Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 3. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения

Слайд 21Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 4. Контролировать собственные негативные эмоции.
Родителям

и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
Если взрослый человек управляет своими отрицатель­ными эмоциями, то он
• не подкрепляет агрессивное поведение;
• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 4. Контролировать собственные негативные эмоции.Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать

Слайд 22Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 5. Акцентировать внимание на поступках

(поведении), а не на личности ребенка и подростка.
В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:
1) констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»;
2) констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;
3) раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;
4) «Я» - сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;
5) апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 5. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка

Слайд 23Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 6. Обсуждать проступок
Общие рекомендации для

такого разговора, повышающие его воспитательную силу (когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договоренности):
- В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов.
- Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.
- В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье.
- При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка/подростка, а к тем правилам, которые он нарушил.
- Также важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного по­ведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 6. Обсуждать проступок	Общие рекомендации для такого разговора, повышающие его воспитательную силу

Слайд 24Как вести себя в кризисной ситуации?
Правило 7. Сохранять положительную репутацию

Для сохранения

положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить школьнику компромисс, договор со взаимными уступками.

Как вести себя в кризисной ситуации?Правило 7. Сохранять положительную репутациюДля сохранения положительной репутации целесообразно:- публично минимизировать вину

Слайд 25Рекомендации родителям при агрессивном поведении подростка
1. Важно проявление со стороны родителей

безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний типа: «Если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!» Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас пообщаться с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь за его назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете просьбу ребенка, и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете. И еще один важный момент — не надо откупаться от ребенка дорогими вещами, подарками и т.п.
Для него гораздо важнее ваше непосредственное внимание.

Рекомендации родителям при агрессивном поведении подростка1. Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой

Слайд 26Рекомендации родителям при агрессивном поведении подростка
2. Ни в коем случае нельзя

подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами, в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек или действий безобидных для окружающих (можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса — если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее). Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, не обязательно сразу драться. Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет на словах объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание «ужасным» поведением.
Помните: взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок. Он может лишь предполагать, основываясь на опыте наблюдений за собой и окружающими, что означает его поведение.

Рекомендации родителям при агрессивном поведении подростка2. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные

Слайд 27Рекомендации родителям при агрессивном поведении подростка
Беседовать с ребенком о его поступке

надо без свидетелей (одноклассников, родственников, приятелей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов.
Рекомендации родителям при агрессивном поведении подросткаБеседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (одноклассников, родственников, приятелей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть