Слайд 1Дети
зоны и группы риска
Заместитель директора Горячева Л.Г.
МБОУ «Школа №
63 с углубленным изучением отдельных предметов»
Слайд 2Личность человека
Формируется благодаря его жизни в обществе.
В ходе деятельности человек
вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность.
Слайд 3Зона риска
Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в
общении, способствуют их попаданию в зону риска.
В зоне риска находятся те дети, у которых проблемы со здоровьем, с обучением, которые проявляют асоциальные формы поведения.
Слайд 4Граница риска
Границей риска для ребёнка школьного возраста становится
отсутствие любви и
заботы взрослых.
Граница перехода ребёнка из зоны риска в группу риска всегда рядом
Слайд 5Трудность школьников обуславливается тремя факторами:
педагогической запущенностью
социальной запущенностью
отклонением в состоянии здоровья.
Слайд 6Основа педагогической запущенности
пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных
знаний и отрицательного жизненного опыта
недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности
недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.
Слайд 7Группы детей из зоны риска в группу риска:
одарённые дети
дети с проблемами
в обучении и развитии
дети с ослабленным здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды
дети из проблемных и неблагополучных семей
педагогически запущенные дети
Слайд 8Одарённые дети
Зона риска:
Дети, организованные по специальному типу одарённости в научные общества,
кружки, секции и т.п.
Группа риска:
- социально-лидерски одарённые
- эстетически и художественно одарённые
- спортивно и физически одарённые
Слайд 9Дети с проблемами в обучении и развитии
Зона риска:
- слабообучаемые, но
«сохранные»
- хронически неуспевающие по всем учебным дисциплинам
- с несформированной учебной мотивацией
Группа риска:
- подростки, не усвоившие программу начальной школы (на уровне письма и чтения)
Слайд 10Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды
Зона риска:
- дети-инвалиды
- дети с
хроническими заболеваниями
- психосоматически ослабленные (часто болеющие)
Группа риска:
- наличие постоянной угрозы для жизни и здоровья ребёнка
Слайд 11Дети из проблемных и неблагополучных семей
Зона риска:
- семьи с детьми-инвалидами
-
семьи с родителями-инвалидами
- неполные семьи
Группа риска:
- неблагополучная семья, отказавшаяся от исполнения родительского долга
Слайд 12Педагогически запущенные дети
Зона риска:
- дети с низким уровнем культуры (обученности,
воспитанности)
- дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением.
Группа риска:
- дети с явными признаками аддиктивного поведения, неуправляемые дети.
Слайд 13Одарённость
Выделяют четыре вида детской одарённости:
интеллектуальная, или академическая
художественно-эстетическая
спортивно-физическая
социально-лидерская.
Слайд 14
В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением,
отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также дети, которые проявляют черты лидерского поведения.
Слайд 15Дети с проблемами в обучении
Дети, попадающие в зону риска по
причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными способностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.
Слайд 16Дети, у которых отсутствует учебно-познавательная мотивация
Эти дети не испытывают желания
к учебному труду.
У детей мотивация избегания неуспеха формирует искажённые в морально-нравственном аспекте формы поведения.
Подростки обманывают родителей и педагогов, пропускают уроки, не выполняют домашние задания.
Слайд 17Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды.
Большинство детей, попадающих в
зону риска из-за проблем со здоровьем, ограничены:
- территориально, социально
- эмоционально
- физически
Слайд 18Дети, воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономическое или психолого-педагогические проблемы, а также
в неблагополучных семьях.
Условно можно разделить эти семьи на два основных типа:
благополучные
неблагополучные.
Слайд 19Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска:
-
неполные семьи
- многодетные семьи
- опекаемые семьи
- семьи, имеющие детей-инвалидов
- семьи, где родители-инвалиды
- семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания
- семьи беженцев
- семьи малых народов
- семьи участников военных действий
- семьи, где ребёнок находится на индивидуальном обучении.
Слайд 20Дети из неблагополучных семей
Для учащихся должна быть составлена специальная программа,
которая включает в себя:
- контроль за учёбой
- наличие системного и полноценного питания в школе и дома
- получение медицинского сопровождения.
Слайд 21Педагогически запущенные дети
Это самая тяжёлая категория детей.
Сюда относятся:
- дети
с тяжёлыми психосоматическими травмами,
- дети, пережившие социальную депривацию
Слайд 22Девиантное поведение
Девиантное поведение противоречит принятым в обществе правовым и нравственным
нормам.
Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста.
Слайд 23Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при
помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т.п.
Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельностью, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе.
Слайд 24Что же делать педагогу?
Относиться к школьным трудностям спокойно.
Не считать
любую трудность непреодолимой преградой.
Разобраться в её причинах и, если возможно, объяснить это ученику.
Слайд 25Выводы.
Родители и школа обязаны создать ребёнку нормальные условия для его жизнедеятельности,
соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям.
Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития учащегося, уже находящегося в зоне риска, с учётом имеющихся у него проблем даёт возможность избежать попадания его в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.