Слайд 1Тема 1:
«Дети с нарушением
зрения»
Выполнила: Макарова Екатерина Леонидовна
Гр. 1 – ПОБд
– НАЧ – к – з
Слайд 2Содержание:
Дети с нарушение зрения
Классификация детей с нарушениями зрения
Причины нарушений зрения
Особенности развития
познавательной сферы детей с нарушениями зрения
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения
Характеристика педагогической системы образования лиц с нарушениями зрения
Профилактика нарушений зрения у детей
Слайд 3Дети с нарушением зрения
Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую
действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Слайд 4Влияние слепоты на общее развитие
До двух-трех месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями зрения по характеру реакций и поведению почти
не отличается от зрячего ребенка того же возраста. И только после этого периода патология начинает заметно проявлять себя. Малыши отстают от сверстников в освоении навыков подвижности (имеются в виду повороты со спины на живот и обратно, попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно ходить), у них замедленно развивается мышление, возникают затруднения в попытках овладения предметными действиями.
Кроме того, снижение зрительных функций отрицательно влияет на психическое, физическое и эмоциональное развитие, что выражается в малой подвижности, пониженном настроении, тенденции к замкнутости, «погружении в себя» и, как следствие, приводит к игнорированию контактов с другими детьми.
Слайд 5 Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из
виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей.
Для стимуляции тактильных ощущений (ощущений от прикосновений, ощупывания) необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани.
Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый).
Слайд 6Классификация детей с нарушениями зрения
Слайд 7Классификация видов нарушения зрительной функции в зависимости от причин появления дефекта:
расстройство
рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;
расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;
расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;
расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.
Слайд 81.Слепые дети.
(диапазон зрения от 0% до 4%)
слепорождённые – дети с
врожденный тотальной слепотой или ослепшие в возрасте 3 лет, не имеющие зрительных представлений.
ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте.
Классификация нарушений зрения по степени нарушения зрения и зрительных возможностей:
2.Слабовидящие дети.
(диапазон зрения от 5% до 40%)
Зрительный анализатор основной источник восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе.
3.Дети с пониженным зрением.
(диапазон зрения от 50% до 80%)
В специально организованном обучении не нуждаются.
Слайд 9Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта:
слепорожденные. К ним
относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;
ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.
Слайд 10Причины нарушений зрения
ПРИЧИНЫ
приобретённые
врождённые
Слайд 11Врожденные
вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями
обмена веществ матери во время беременности;
наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
Слайд 12Приобретенные
внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в
раннем возрасте ребенка;
в связи с повышением внутриглазного давления;
на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Слайд 13Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения
В настоящее время в
общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями развития . Имеется в виду - такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь - родителей, требуют комплексное вмешательство специалистов и врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопросы о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и в индивидуальных домашних условиях или специальных интернатов. К таким отклонениям относятся нарушения зрения.
Вопросами изучения слепых с слабовидящих детей занимались такие известные ученые как М.И. Земцовой, А И. Каплан; М.С Головина Т.П., Певзнер, Земцова М.И., Зотов А.И, Зотов Л.А. ,Личина В.А.
Слайд 14Мышление
В познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций
огромную роль играет мышление, т.е. высшая форма обобщенного отражения действительности. В мыслительной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, значительную роль играют знания. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разностороннее мыслительные операции.
Физиологические механизмы мышления у слабовидящих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей. Рядом авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, В. Фромм, Я. Ясенский и др.). Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых. Человеческое мышление носит речевой характер. Обобщающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидящим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пределы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабовидящих, как и у нормально видящих, изменяется соотношение между чувственным и словесно-логическим познанием. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта. Учащиеся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные возможности мыслительной деятельности. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих предметов, процессов, явлений, которые ими никогда непосредственно не воспринимались.
Слайд 15Внимание
Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти,
мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность.
Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию.
Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания: скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.
Слайд 16 Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности.
Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно, выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.
Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требуют от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на более тщательный контроль за своими действиями. Например, если нормально видящий ориентируется на местности преимущественно автоматически, то слепой почти все время должен внимательно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за происходящими вокруг него изменениями обстановки.
Внимание
Слайд 17Память
Запоминание в различных его видах - осмысленное и механическое, произвольное и
непроизвольное - является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека.
При нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов - возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания.
Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала.
Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания.
Слайд 18 При запоминании, у слепых и слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей.
Так, например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание. Очевидно, что своеобразие протекания этих процессов памяти у слепых и слабовидящих в первую очередь обусловлено тем, что они не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала.
Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.
Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный характер, то есть обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.
Память
Слайд 19Речь
При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет
на себя компенсаторную функцию. Одновременно использование языка как средства общения при слепоте наталкивается на определенные трудности, к ним относятся трудности анализа ситуации речевого общения и невозможность или сложность восприятия невербальных элементов общения, характеристики партнеров, расстояния между ними, места общения и т.п.
При спонтанном речевом развитии слепота провоцирует ряд особенностей, которые заключаются в следующем: ограничении речевых контактов, нарушении понимания смысла речи из-за невозможности (ограниченности) восприятия ее невербальных компонентов и ситуации, затруднениях, связанных с незнанием участников разговора, их месторасположения и удаленности, изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема речевой продукции, отсутствии или ограниченности использования мимикожестикуляторной речи и другие. Затруднения в общении связаны также с чисто психологическими причинами. Ограничение речевых контактов у слепых в основном обусловлено упоминавшейся уже установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аутизацией личности на почве затянувшейся после утраты зрения депрессии, неадекватных представлениях об отношении к ним как людям “второго сорта” со стороны зрячих, жестком делении общества на “мы” (слепые) и “они” (зрячие).
Слайд 20Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения
Личность слепого в
первую очередь зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок – это особая личность, поэтому между ним и родителями с первых дней жизни устанавливается определенная эмоциональная напряженность, связанная у части родителей с чувством вины и депрессионным настроением. Это вызывает изоляцию ребенка, некое отдаление его от родителей.
Слепой ребенок формирует, необычное отношение к себе: в нем или видят больного ребенка, требующего постоянной заботы, или окружают удвоенной заботой. И то и другое вызывают безразличие к людям, своему будущему, апатию, утрату интереса к деятельности.
Недостаточность зрения ведет к малоподвижному образу жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, отличающимися от окружающий людей. Они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессионое состояние.
Стремление компенсировать имеющийся дефект вызывает желание добиться равенства со зрячими. Это обуславливает формирование тщеславия, повышенной обидчивости, скрытности. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением.
Слайд 21Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения
Слепые и слабовидящие
имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у зрячих.
Особое место в возникновении тяжёлых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормального водящих сверстников, возникающее в возрасте 4 – 5 лет, понимавшие и переживающие своего дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессий, партнёра для семейной жизни в юношеском возрасте. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.
Слабовидящие показывают большую эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми детьми.
Для слепых свойственны также страх перед неизвестным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребёнка свойствами.
Слайд 22Характеристика педагогической системы образования лиц с нарушениями зрения
Современные педагогические системы образования
людей с нарушениями зрения развиваются в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации.
Системы образования в тифлопедагогике, представляя собой динамические, развивающиеся структуры, характеризуются наличием взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, обучения и социализации людей, имеющих нарушения зрения.
Основными направлениями функционирования этих педагогических систем являются: всестороннее формирование человека, поставленного в условия зрительной депривации, достижение им возможного уровня развития личностного потенциала, преодоление или максимальное снижение негативного влияния имеющихся нарушений и их последствий, что содействует созданию благоприятных условий для его интеграции в широкий социум.
В то же время каждая из педагогических систем образования характеризуется конкретными научными позициями и принципами, обладает специфическими организационно-содержательными особенностями.
Слайд 23Разработка организационных и содержательных форм педагогических образовательных систем в тифлопедагогике основывалась
на определенных научных концепциях и принципах:
признании общности закономерностей психического развития людей с нормальным и нарушенным зрением;
наличии количественных и качественных изменений и определенных особенностей развития людей с нарушениями зрения (неравномерность развития психики на разных возрастных этапах и др.);
учении о компенсации зрительного дефекта;
убеждении в возможности всестороннего развития таких людей в специально организованном процессе обучения и воспитания, в котором человек, находящийся в условиях зрительной депривации, выступает как активный субъект образовательного взаимодействия (М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Феоктистова и др.).
Слайд 24 В тифлопедагогике организационные и содержательные характеристики педагогических образовательных систем разрабатываются на
основе сопоставительного анализа параметров развития, свойственных возрастной норме, и данных о наличном уровне развития людей с нарушениями зрения определенного возраста.
В настоящее время существует множество критериев систематизации педагогических систем образования (по целям педагогической помощи, по средствам обучения и т. п.). Однако для современной тифлопедагогики в качестве основного выступает возрастной критерий. Его использование для выделения педагогических систем образования людей с нарушениями зрения обусловлено тем, что каждый этап возрастного развития такого человека требует выявления приоритетных специфических целей, уточнения содержания, средств, методов и приемов коррекционно-педагогической поддержки.
С учетом возрастного критерия в тифлопедагогике сложились и функционируют следующие педагогические системы образования: абилитационная педагогическая система, педагогическая система образования детей дошкольного возраста, педагогическая система школьного образования, педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению.
Слайд 25Профилактика нарушений зрения у детей
Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших
задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику – тем больше вероятности, что зрение Вашего чада будет острым как можно дольше!
Слайд 26Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько
простых рекомендаций:
1.Чтобы нагрузки в школе и обилие домашних заданий не подкосили здоровье глаз Вашего ребенка, старайтесь делать так, чтобы эти нагрузки были дозированными. Например, ребенок читает что-то или пишет течение 15-20 минут, после чего 5-10 минут смотрит вдаль (например, в окно). Таким образом, работа на близком расстоянии сочетается со взглядом вдаль, что хорошо тренирует зрение у детей и взрослых.
2. Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.
Слайд 273. Следите за тем, чтобы освещение рабочего места школьника было качественным, ведь
профилактика нарушения зрения у детей невозможна без соблюдения этого условия. Яркость от лампы должна распределяться равномерно по всему столу, а также яркость освещения стола и яркость освещения комнаты не должны сильно различаться (то есть писать или читать за столом при свете лампы в темной комнате – не лучшая идея). Но следите также и за тем, чтобы свет не слепил глаза ребенка. Оптимальным источником искусственного света является люминисцентная лампа, а вообще освещение должно распределяться так: 10-15 ватт на 1кв.м. комнаты, 40-60 ватт на 1кв.м. над письменным столом. Но, тем не менее, самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и профилактики нарушений зрения у детей является дневной свет, падающий из окна.
4. По согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы. Кроме того, для профилактики нарушений зрения у детей полезно употреблять овощи и фрукты оранжевого цвета, листовую зелень, пить витаминные чаи (из плодов шиповника, рябины, черной смородины, калины, облепихи).
Слайд 285. Ограничивайте для детей время просмотра телевизора и работы за компьютером. Детям до
2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров. Что касается компьютера, то младшим школьникам можно сидеть перед монитором час в день, а детям 10 - 13 лет – до 2 часов. И, конечно, необходимо делать перерывы – так же, как первом пункте.
6. Обеспечивайте ребенку полноценное питание – ведь зрение зависит от работы соответствующих отделов мозга, а мозг не может нормально функционировать без нормального питания. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.
7. Следите за тем, чтобы ребенок не тер глаза грязными руками и всегда надевал солнцезащитные очки, выходя летом на улицу. Так Вы защитите малыша от инфекций, воспалений и повреждений глаз из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Слайд 29Лучшая профилактика нарушений зрения у детей – это специальная гимнастика для глаз
Упражнение №
1
Предложите малышу «пострелять глазками», двигая их по горизонтали. Сначала нужно посмотреть влево, досчитать до 5, а затем перевести взгляд вправо и тоже посчитать до 5, а затем посмотреть вперед и закрыть глаза. Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 2
А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 3
Предложите малышу попробовать «скосить глаза», как зайчик. Пусть он посмотрит обоими глазами на кончик носа и, досчитав до 20, закроет глазки, чтобы отдохнуть. Повторить 3-4 раза.