Слайд 1Что такое медиация?
Подготовила: педагог – психолог
МОУ ИРМО «Марковская СОШ»
Даниленко Е.С.
Слайд 2Медиация - технология урегулирования конфликта.
Слайд 3"медиация" - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами
спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, адекватное реагирование на ситуации напряжения и нарастание конфликта.
Слайд 4
История
МЕДИАЦИЯ – возникла в США в середине 20 века.
Основоположники - Роджер
Фишер и Уильям Ури, профессора Гарвардской школы права.
Слайд 5
Основные принципы восстановительной медиации
- добровольность участия сторон
Стороны участвуют во
встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе.
- нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
- конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию.
- ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение всех принципов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Слайд 6Правила поведения в медиации.
- Не перебивать говорящего
- Не оскорблять
- Соблюдать все
принципы
- У медиатора есть право остановить процесс
Слайд 7
Самое главное правило медиатора- сопровождать стороны на пути устранения конфликта.
НЕЛЬЗЯ!!!
делать заключений
судить
примирять
давать оценок
Слайд 8Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:
Первый этап является подготовительный. На данном
этапе медиатор получает информацию о конфликте, выясняет, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планирует индивидуальную встречу с каждой из сторон.
Второй этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений.
Третий этап является так называемая подготовка к будущему. Подписание примирительного соглашения. В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.
Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.
Слайд 9
Инструменты медиатора
Я – сообщение
Активное слушание
Петля понимания
Изменение высказываний
«рефрейминг» (враждебные на нейтральные)
Отражение
«ПАРАФРАЗ» (краткий безоценочный пересказ, своими словами то, что услышал)
Резюмирование
Открытые вопросы («Это важно для Вас?»
«Почему это важно для Вас?»)
Понимание посланий тела
Слайд 10Процесс и результат медиации
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами,
который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред),
то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.