Слайд 1*
Чтение в электронной среде: за и против
Слайд 2*
Повестка дня
Обсудим «за» и «против»:
Чтение традиционных (печатных) книг
В электронной среде
Зачем вообще
чтение?
Какие виды чтения мы
знаем, какие лучше?
Мозговой штурм
Подведение итогов
Дальнейшие шаги
Слайд 3*
Наступил час «Ч»?
20.07.2010 СМИ сообщили, что объем продаж электронных книг на
Amazon.com превысил объем продаж бумажных книг в твердом переплете в 1,8 раз.
Система образования говорит о переходе на электронные учебники
Появились очень привлекательные гаджеты – ридеры, e-book, которые удобно читать, для них много текстов.
Слайд 4*
За традиционную книгу:
Жить среди книг, хотя бы не читая,
Лишь ощущать присутствие
вблизи,
как близость леса или близость моря…
Ю. Д. Левитанский
Мы держим в руках книгу, переворачиваем страницы, при этом наши пальцы испытывают тактильные ощущения, связанные с носителем информации – книгой. Физические манипуляции при чтении помогают сосредоточиться на содержании текста. В процессе чтения работают связи между сенсорно-моторными и когнитивными процессами на уровне разных областей мозга. Электронный же текст лишен «физической сущности»
(Анне Манген, Норвегия)
Слайд 5*
Миф о читающей стране рухнул
Качество образования снижается. По данным сайта .RUMETРИКА,
тенденция потери читателей прогрессирует, сегодня в России
35% вообще не читают или читают очень редко,
43% от случая к случаю
и только 22% читают постоянно и ежедневно.
И в этих условиях мы собираемся опередить
и удивить весь мир прорывными технологиями!
Слайд 6Электронная книга – что это?
*
Слайд 7*
«За» электронные учебники
Обеспечение учащихся горами бумажных томов литературы, когда на
дворе 21-й век, и можно иметь ту же литературу на электронных (цифровых) носителях, явный анахронизм.
Есть требование раз в 5 лет обновлять учебную литературу. Это достаточно эффективно для «бумажных» книгоиздателей, и их прибыль при этом требовании будет оставаться на высоком уровне.
Классика (художественная) и классические фундаментальные учебники не меняются, но плохо востребованы, можно цифровать только новое
Электронные учебники активны, интерактивны
Слайд 8*
Электронные учебники
Величина = учебнику.
Текст – черно-белый
Картинки – цветные
Сенсорный планшет
Закладки
Слайд 9*
Электронные библиотеки в Интернет
Оцифрованы тысячи книг
Свободный и бесплатный доступ к любой
книге
Форумы, блоги любителей книги
Тематические подборки книг
Есть для детей - озвученные сказки
Проект РНБ, РГБ, РГДБ по оцифровке классики, лучших книг
Слайд 14*
Аудиокниги, аудиохрестоматия
http://аудиохрестоматия.рф/
Российские школьники могут бесплатно прослушать и скачать аудиокниги из школьной
программы в исполнении известных российских артистов. На сайте опубликованы 200 произведений – весь объем школьной программы для 1-4 классов, дошкольников, а также 600 произведений для старшей школы. К началу следующего учебного года появится полная аудио-хрестоматия из 1000 произведений русских классиков, входящих в школьную программу. /
Аудиохрестоматия обновлялась ежедневно. Новые авторы, произведения, прочтения и исполнители представлены на странице «Новости и новинки»! Девиз создателей аудиохрестоматии: мы создаем технологии, чтобы освободить время для творчества.
Слайд 15*
Цели мозгового штурма
Опишите цели диспута:
Мы за книги или за чтение?
Мы за
эффективное чтение? (показатели)
Электронные книги открывают новые возможности?
Какие новые услуги сможем предложить?
Идеи по продвижению чтения?
Новые методы работы?
Определите важнейшие требования или ограничения
Слайд 16*
Правила
Плохих идей не бывает
Мыслите творчески
Рискуйте
Не критикуйте
Слайд 17*
Подготовка группы к диспуту
Дайте обзор идей
Обобщите и выберите лучшие из
них
Обсудите требования и ограничения для их выполнения
Оставьте в списке лучшие 5 идей
Темы: 1. Печатная или электронная книга
2. Акция «Библионочь»: Смотрим книгу
Слайд 18*
Национальная программа «Чтение»
Чтение — основной и ничем не заменимый источник опыта
прошлого и настоящего, российского и зарубежного, и оно является главнейшим способом освоения базовой социально значимой информации.
Необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы по всем областям знаний, обмена мнениями о прочитанном, роста престижности чтения как культурной ценности.
Слайд 19*
О пользе чтения
У.Н.А. Рубакина есть такие слова:
«Ни что так не характеризует
степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» [5, с. 35].
Они особенно значимы в наши дни, в дни экспансии компьютерной и видеокультуры, вытесняющих читательскую культуру. Упадок культуры чтения незамедлительно скажется на культуре в целом. Прогрессивная общественность, заинтересованная в сохранении культурного наследия, должна озаботиться возрождением культуры чтения, опираясь на позитивный опыт наших выдающихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в теорию и методику чтения
В. А. Бородина
Слайд 20*
Книга и (или) чтение
процесс чтения необходимо рассматривать как системную ситуацию:
что
такое книга, кто с ней взаимодействует, какова роль читателя;
для чего осуществляется чтение;
что такое чтение, какие факторы влияют
на эффективность и качество чтения?
Слайд 22*
Лингвистика о чтении
Процесс чтения - процесс восприятия и понимания естественного текста
(ЕТ). Способы чтения:
пофразное, буквальное, поэлементное чтение и понимание ЕТ;
подробное понимание, в масштабе текста и с отождествлением сущностей, упоминаемых в разных фразах;
беглое чтение, выбирающее из ЕТ нужные терминологические элементы;
чтение «крупным планом», выхватывающее из ЕТ необходимые сюжеты.
Слайд 24*
Эффективность чтения -художественная литература?
Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью
которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности. Современные социально-политические изменения, происходящие в нашем обществе, безусловно, оказывают существенное влияние на общекультурные процессы.
Слайд 25*
Эффективность научно-технических, естественнонаучных текстов?
Чтение гуманитарных текстов отличается от чтения естественно-научных и
научно-технических. Последние имеют более сложные статические и динамические взаимосвязи, более формализованные, представления о действительности, более непредсказуемые результаты. Естественно-научные и научно-технические тексты сейчас, превращаются в полисенсорные тексты, над которыми возможны различные преобразования и читатель постепенно превращается в процессе чтения в соавтора или сотворца. необходимы разнообразные преобразования получаемой информации, установление аналогий, оперирование идеальными и конкретными образами.
Слайд 26*
Эффективность чтения –
грамотность?
Международные исследования PISA показали:
позитивное отношение к чтению
влияет на грамотность и является одним из факторов, формирующих общую культуру человека.
отношение к чтению является одним из важных результатов обучения. Учащиеся с положительным отношением к чтению имели в исследовании более высокие результаты, чем мало читающие.
На грамотность чтения влияет владение общеучебными умениями: организация собственного познания, управление познавательным процессом.
Слайд 27*
Грамотность чтения – способность понимать, применять
и критически осмысливать текстовую информацию
в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления
и приобретения новых знаний и для полноценного участия
в обществе.
Слайд 31*
Потребности в чтении
1 группа - потребность к освоению минимума социально необходимых
текстов в целях образовательной или профессиональной деятельности, - для получения аттестата, диплома, социального статуса и т. д.
2 группа - интерес к служебному и престижному чтению, например, участие в интеллектуальных, политических, профессиональных сообществах, группах; повышение профессиональной квалификации; чтение модных книг.
3 группа - превращение чтения в эмоциональную потребность, необходимость, что выражается в высокодуховной коммуникации.
Эти три базовых вида интереса к чтению действуют не изолированно, а проникают друг в друга, формируя феномены «переходного», смешанного интереса.
Н. А. Стефановская
Слайд 32*
Цель чтения - образование
Как способ получения образования, чтение:
связано с развитием письменности,
литературой в, знаниями, культурой…;
является универсумом познания, неразрывно с психофизиологическими, психологическими, педагогическими и др.
составляющими личности
Слайд 33*
Цель чтения (когнитивное чтение)
Построение морфологического, функционального, атрибутивного, и генетического описания систем
в процессе чтения
Слайд 34*
Цель чтения( Конструктивное чтение)
Когда процесс чтения сопровождается построением нового или репродуцированием
ранее существовавшего объекта (или процесса)
Слайд 35*
Типы читателей (Г. Гессе)
В процессе книжного чтения, выделил три типа читателей:
эмоциональные и когнитивные аспекты процесса чтения.
наивный читатель (ведомый) по отношению к чтению не личность;
следопыт, который следует своей природе, а не образованию, эстетические ценности почти совершенно пропадают и наибольшую прелесть и ценность представляют только промахи и нечеткости;
• генератор идей (мечтатель), для которого фантазия и ассоциативная способность переживают кульминацию и который читает уже совсем не то, что видит перед собой на бумаге, а плывет в потоке стимулов и идей, почерпнутых им из прочитанного.
тип читателя, отражающий конативные, креативные и конструктивные аспекты чтения:
• творец (конструктор) это тот, кто четко осознает границу реальности и вымысла и кто из невозможного создает возможное.
Слайд 38*
Подведение итогов
Дайте обзор идей
Проголосуйте за лучшие и обобщите их
Проверьте выполнение
требований и ограничений
Оставьте в списке лучшие 5-10 идей
Слайд 39*
Библиотека –это дом
Дом для книги? (описание, хранение, поиск и предоставление книги)
Дом
для библиотекаря?
Дом для читателя? Б-ка нацелена на обслуживание пользователей. Сейчас фонды содержат мультимедиа издания, доступ к Интернет. Меняется форма «информация-читатель- среда обитания». Комфортность обслуживания и ИКТ – условия развития библиотек
Слайд 40*
Библиотека и электронная книга
Комплектование индивидуальных специальных мобильных библиотек по заказу пользователей;
Комплектование
«золотых библиотек» - лучших книг для массового пользования;
Формирование электронного каталога мобильной библиотеки;
Дистанционная доставка электронной книги из библиотеки-держателя по запросу пользователя
Установление связи с виртуальной справочной службой библиотеки