Слайд 2БЕЗРЕЧЕВЫЕ ДЕТИ
это условное понятие, под которым мы понимаем детей с тяжелыми
нарушениями речи, которые клинически являются неоднородной группой и характеризуются отсутствием активной речи, то есть развитие общения с помощью речевых средств для них является невозможным вследствие особенностей их психофизического развития.
Слайд 3Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и
сенсорной алалией, различными задержками психо - речевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.
Слайд 4ПРИЧИНАМИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ:
Самые различные неблагоприятные факторы или во время внутриутробного
этапа развития или во время родов.
Неблагоприятные факторы жизни матери, предшествующие беременности. Алкоголизм и курение, аборты, наркомания, ранняя половая жизнь, неблагоприятная социальная среда, ведущая к нервно-психической нестабильности будущей матери, венерические заболевания и другие.
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Особенно опасны для развития менингит и энцефалит, частые инфекционные заболевания, ранние расстройства желудочно-кишечного тракта.
Травмы черепа, сопровождающиеся поражением головного мозга.
Наследственность, генетическая патология.
Неблагополучные социальные и бытовые условия.
Слайд 5ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩИМ ДЛЯ ЭТИХ ДЕТЕЙ?
Отсутствие мотивации к общению, неумение
ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ:
Развитие познавательной деятельности: развитие различных
форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).
Слайд 7НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ПРИЁМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
• 1 этап
(подготовительный)
• Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно- развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ:
— установление зрительного и эмоционального контактов;
—
подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции;
— настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;
— повышение уровня общей активности ребенка;
— организация произвольного внимания — развитие способности к
— концентрации, распределению и переключению внимания.
Слайд 92 ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (НАЧАЛЬНЫЙ)
• развитие слухового восприятия;
• развитие способности
к использованию невербальных компонентов коммуникации;
• развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
• зрительно-пространственного анализа и синтеза;
• сенсорно-перцептивной деятельности;
• функций голоса и дыхания;
• чувства ритма;
• импрессивной и экспрессивной речи.
Слайд 10ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Динамические
паузы
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Релаксация
Психогимнастика
Биоэнергопластика
Слайд 11ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕ ГОВОРЯЩИМ РЕБЁНКОМ:
• Релаксация;
• Простые, короткие
слова и постоянные формулировки;
• Фиксация взгляда на лицо того, кто проводит занятие;
• Опора на первоначальные возможности ребенка; • Сенсорные впечатления;
• Исключить слово «скажи».
Слайд 12ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
Желательно проводить занятия если не
индивидуально, то небольшой группой не более 3-х человек. Ведущая форма занятий – игровая. Обязательным условием воздействия является многократность повторения одного и того же материала.
Всякое проявление речи у ребенка необходимо поощрять. Не надо принуждать ребенка что-либо сказать или повторить. Лучше всего избегать слов СКАЖИ, ПОВТОРИ. Эти слова лучше заменить словами УГАДАЙ, ОТГАДАЙ.
Посмотри: кто тут появился? Козлик! Рассматривая козлика, несколько раз имитировать крик козлика: "Ме-ме-ме”. Показывая ребенку, где у козлика носик, уши, хвостик, взрослый заинтересованно спрашивает: "А ты знаешь, как козлик плачет (кричит)?
Слайд 13КАК РАЗВИВАТЬ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ?
Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного
запаса. Детям предлагается запомнить, как называются:
-их игрушки,
-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос)
-предметы одежды (пальто, шуба, рубашка, платье)
-предметы туалета (мыло, зубная паста, щетка, полотенце)
-предметы обихода (стол, стул, чашка, ложка)
-названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет)
-названия животных.
Слайд 14МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
• 1 раз в месяц безречевые дети посещают психиатра, назначается
лечение на месяц
• Психомоторные стимуляторы
• Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм
• Седативные, нейролептические препараты