Слайд 1
А.С.Пушкин
Поэма «Руслан и Людмила»
Слайд 2Творчество А.С. Пушкина.
Вспомните какие сказки А.С.Пушкин вы читали?
Слайд 3"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Слайд 4«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …»
Слайд 5Какие из стихотворений Пушкина вы помните?.
«Зимняя дорога».
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные
поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
«Вот север тучи, нагоняя».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Слайд 6«Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То
заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
«У Лукоморья».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
И другие ……
В 7-8 классе вы изучали биографию А.С. Пушкина, давайте вспомним её вмести.
Слайд 7Родился в Москве, 6 июня 1799 года, в тёплый солнечный день,
когда по всему городу разносился запах сирени и цветущего тополя. Таким же ярким и солнечным , как день его рождения, стало творчество поэта, гения русской литературы.
В семье было четверо детей. Родители мало занимались ими. Баллы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали всё время родителей. Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился говорить на нём, раньше чем на родном русском языке. В кабинете отца в шкафах стояло множество книг. Книги были французскими и совсем не детскими. Александр рано научился читать, он забирался в кабинет отца и читал не отрываясь. В 10 лет Александр знал наизусть стихотворения многих французских поэтов.
Слайд 8В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: Николай
Карамзин, Василий Жуковский и другие литераторы. Всегда на таких встречах присутствовал и дядя Александра, Василий Львович Пушкин, тоже поэт, весёлый и добрый человек. Когда собирались известные гости, Александр оставлял игрушки и не спускал взгляда с именитых гостей, внимательно слушая их разговоры. Чем старше становился мальчик, тем интереснее для него оказывались рассказы и шутки занимательных писателей.
Как вы думаете, какое влияние оказало на будущее поэта раннее знакомство с литературой и разговоры о поэзии писателей, собиравшихся в доме Пушкиных?
Вспомните, кто привил будущему поэту любовь к русскому языку и устному народному творчеству?
Василий Львович (дядя), Бабушка и няня
Слайд 9Каму посвящены эти строчки из стихотворения Пушкина?
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая
моя!»
Помните ли вы продолжение этого стихотворения?
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .
«Няне»
Слайд 10В двенадцать лет родители отдали Александра учиться в Царскосельский лицей. Будучи
ещё учеником, пятнадцатилетний Пушкин начинает печататься в журналах, пишет большую поэму «Руслан и Людмила». В 1820 году эта поэма была напечатана. Начало к этой поэме было основано на сказках Арины Радионовны.
Слайд 11«У лукоморья …»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём
и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Слайд 12Назовите героев сказок которые упоминаются во вступление к поэме «Руслан и
Людмила».
Пушкин использует таких сказочных героев: Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря…
Вспомните что подарил Василий Жуковский юному поэту в знак признания его таланта?
подарил свой портрет с надписью:
"В тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму "Руслан и Людмила", 26 марта 1820 года, великая пятница",
Слайд 13За время обучения в Лицее Пушкин приобрёл много новых друзей. Вмести
они провожали солдат, которые уходили сражаться с французской армией под Бородино. Вмести радостно ликовали, когда русские войска взяли Париж, столицу Франции, победив Наполеона. Верность лицейских друзьям, поэт сохранил до конца своей жизни.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…».
(“19 октября”, 1825 г.)
Стихотворение, посвященное лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:
19 октября — день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:
Слайд 14Произведения А.С.Пушкина очень жизнерадостны, несмотря на то, что судьба самого поэта
была трудной.
Свободолюбивый и резкий в оценках, поэт не разделял и не принимал жизнь и нравы царского двора. Его эпиграммы (короткие сатирические стихи) на знатных вельмож ( важный и знатный человек), его протест против рабства народа, против неправедной власти не могли остаться не замеченными правительством. Пушкину грозила исправительная ссылка в Сибирь. Заступничество друзей помогло смягчить приговор. Пушкина высылают из Петербурга на юг: сначала в Кишинёв, потом в Одессу, где его начальником становится генерал Воронцов, не любивший поэта, и наконец, в село Михайловское под надзор полиции. Но где бы ни был Пушкин, он много работает. Он пишет новые стихотворения, поэмы, роман в стихах «Евгений Онегин», трагедию «Борис Годунов».
Слайд 15Пушкин остался в Михайловском один, в общества няни Арины Родионовны (что
сформировало особые условия для творчества).
Вспомни кто разделял одиночество Пушкина в селе Михайловском?
Слайд 16Какое стихотворение, посвященное этому человеку, было написано в то время?
Слайд 17Рассмотрите картину Николая Николаевича Ге «Иван Иванович Пущин в гостях у
А.С. Пушкина в селе Михайловском».
Какой момент из жизни поэта изобразил художник?
Слайд 18 Художнику удалось зафиксировать тот момент, когда два друга лицеиста читают произведение
другого автора. На переднем плане изображен по среди комнаты Пушкин, он прислонился к столу, вытянул правую руку перед собой и с увлечением читает Грибоедов, а Пущин же, в свою очередь удобно расселся в кресле и внимательно слушает друга. На второй план в картине отходит изображение доброй няни Пушкина, она, как и многие женщины увлечена вязанием.
Слайд 19 Почему поэт не мог быть вмести с друзьями-декабристами во время восстания
на Сенатской площади в Петербурге?
Среди декабристов были очень близкие друзья Пушкина, его одноклассники Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин, знал он и многих других декабристов, но сам декабристом не был.
Пушкин находился в ссылке в Михайловском, когда в Петербурге произошло восстание (правда, восстание - это слишком громко сказано: вывели офицеры, мечтавшие о республике, подведомственные им войсковые подразделения на Сенатскую площадь, постояли, Каховский выстрелил в генерала Милорадовича и смертельно ранил его - вот и всё восстание) . Поэт собирался приехать в Петербург и, несмотря на запрет, мог бы оказаться в столице как раз накануне событий, он даже выехал из Михайловского, но дорогу ему перебежал заяц (плохая примета) , а Пушкин был суеверен, поэтому вернулся.
Слайд 20 Какое стихотворение послал Пушкин на каторгу в Сибирь своим друзьям?
«Во глубине
сибирских руд»
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра –
Надежда, в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье –
Придет желанная пора!
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Слайд 21 Докажите что само стихотворение было актом гражданского мужества.
В стихотворении «Во глубине
сибирских руд» доминирует гражданская тема, тема верности идеалам юности. Цель, которую ставил перед собой поэт: укрепить и поднять дух не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а весь состав декабристов, обречённых на тяжёлый труд «в каторжных норах» забайкальских Нерчиских рудников, вселить в них надежду на лучшее. Вера в то, что всё плохое скоро закончится – именно этим обуславливается эмоционально насыщенный тон произведения.
Слайд 22 Вспомните как погиб поэт.
В день смерти поэта литератор Владимир Фёдорович Одоевский
написал такие слова:
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет!.. Более говорить о нём не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость! наша народная слава!..»
Слайд 23 Вчитайтесь в смысл этих слов. В чем основная мысль высказывания Одоевского?
Подтвердите фактами из биографии каждый пункт плана.
Верный товарищ.
Друг декабристов.
Любовь к Родине, её языку, народному творчеству.
Гибель за свою честь, достоинство.
Слайд 24 Нет ни одного литературного жанра, который не использовал А.С. Пушкин в
своём творчестве. Вы читали его стихотворения, сказки, балладу, вступление к поэме.
«Песнь о вещем Олеге», «Зимнее утро», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила»
Распределите по жанрам названия произведений А.С. Пушкина.
Добавьте произведения которые вспомнили самостоятельно.
Поэма – большое стихотворение, в котором рассказывается о событиях прошлого или настоящего.
Сказка – устное или письменное повествование с фантастическим сюжетом.
Баллада – небольшое стихотворение, в котором рассказывается о фантастических или исторических событиях.
Лирическое стихотворение – небольшое произведение в стихах о чувствах автора, о природе, о жизни.