Слайд 1Анна Никаноровна Юдина
1918 – 2002
Слайд 2Анна Никаноровна Юдина родилась 25 декабря 1918 года в с. Велижанка
Алтайского края Панкрушихинского района, в простой крестьянской семье.
Окончила школу-«девятилетку»: 5 лет училась в Велижанке, оставшиеся четыре года – в Панкрушихинской школе.
После окончания школы поступила в Каменское педагогическое училище.
Слайд 3Будущий педагог рано научилась читать. Когда она была еще совсем юной,
взрослые ей говорили: «Наверное, учительницей будешь». Пророчество сбылось – так оно и вышло.
По окончании пед.училища, в 1937 году, молодого специалиста направили работать в Подойниковскую неполную школу. Сначала ей дали два 1-х класса. Об условиях работы Анна Никаноровна вспоминает: «Был один учебник на весь класс. Занимались в две смены. Ребята кружком садились вокруг учителя и слушали материал. Ученики были разновозрастные, за партами сидело по 5-6 человек. Классы были темными, вечерами зажигали керосиновую лампу. Наглядных пособий в то время не было – их изготавливали сами».
Слайд 4В 1941 году Анну Никаноровну по её просьбе перевели в Панкрушихинскую
среднюю школу, в которой она проработала 36 лет.
Её трудовая деятельность пришлась на годы ВОВ. В то суровое время педагог был не просто учителем, но и наставником среди неграмотного населения, а в некоторых случаях – заменял родителя.
Будучи грамотным педагогом, Анна Никаноровна помогала читать письма, приходящие с фронта, а также – отвечать на них.
В эти годы вместе с учениками ей приходилось оказывать посильную помощь колхозу: убирать хлеб, собирать колоски, копать колхозную картошку.
У учителя в то время не было ни выходных, ни отпуска. В то время как мужчины воевали на фронте, Анна Никаноровна вместе с матерями и учениками заготавливали дрова, занимались хозяйством.
Слайд 5Интересно, что в ту пору ребята учились хорошо. Считалось, что получить
«двойку» – значит оказать помощь фашистам. Такая перспектива мало кому нравилась.
Правда, возникали трудности с изучением иностранного языка: в виду понятных причин старшеклассники наотрез отказывались учить немецкий язык.
Слайд 6Анна Никаноровна была учителем начальных классов, а значит – вторым человеком
после родителей. А в некоторых случаях – и первым.
С самого начала своей трудовой деятельности Анна Никаноровна взяла за правило – знакомиться со своими воспитанниками задолго до учебного года: узнавала бытовые условия семьи, в которой живет ребенок; интересы, общее развитие будущего ученика.
Слайд 7Свои уроки Анна Никаноровна выстраивала таким образом, чтобы ученики не просто
читали и усваивали материал, данный в учебниках, но и учились работать самостоятельно: наблюдать, анализировать, сравнивать.
Приобщала педагог своих детей и к видению прекрасного, к эстетике. Проводила классные часы: в начале учебного года на тему «Что я знаю и что умею делать», а в конце – «Чему я научился (ась) в школе».
Слайд 8В историю Алтайского края эта удивительная женщина вошла еще и тем,
что она вела активную педагогическую деятельность и за пределами Панкрушихинского района, где работала.
Она была не просто учителем, но учителем-новатором. Она вела «экспериментальные классы». Имела хорошие связи с краевыми образовательными учреждениями, посещала научно-образовательные конференции, принимала участие в педагогических собраниях и даже ездила в Москву.
Её статьи были опубликованы в научных сборниках.
Слайд 9В частности, её доклад «Эстетическое воспитание в экспериментальном классе» высоко была
оценена высшим руководством образования, за что удостоилась такой высокой награды, как участием в «Педагогических чтениях» в Москве.
Слайд 10Анна Никаноровна сама разрабатывала всевозможные уроки и программы, классные часы и
родительские собрания; создавала памятки для будущих учителей.
Алтайским краевым институтом усовершенствования учителей издана брошюра «Трибуна передового педагогического опыта учителей Алтая», в которую вошла одна из её статей.
Слайд 11За разработку новой программы, по которой она учила экспериментальный класс, Президиумом
Верховного Совета РСФСР Указом за 29 января 1963 года Анне Никаноровне Юдиной было присвоено почетное звание «Заслуженного учителя школы РСФСР».
В списке её заслуг не мало. Она вела огромную общественную работу, состояла в пионерском отряде по ликвидации неграмотности взрослого населения, была депутатом Совета депутатов трудящихся Панкрушихинского района.
Она отдавала себя работе полностью. И на семью хватало времени.
Было у неё 3-е детей. Все они получили высшее образование. Скончалась Анна Никаноровна в 2002 году, в возрасте 84-х лет.
Слайд 12О том, каким должен быть учитель, по мнению Анны Никаноровны, можно
прочесть в её рукописном наследии: «Учителю надо уметь сочетать строгость и требовательность с лаской и материнской заботой о каждом ребенке. Надо быть чутким и внимательным к каждому».