Презентация, доклад на тему Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с РАС

Содержание

Коммуникация- процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Альтернативная коммуникация-это все способы

Слайд 1Тема: «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с РАС»

ПОДГОТОВИЛА: Учитель-логопед ЕУВК «Интеграл» Швец К.В г. Евпатория.
Тема: «Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми с РАС»

Слайд 2 Коммуникация- процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи

с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.



Альтернативная коммуникация-это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC -аугментативная
(augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.


Цели использования альтернативной коммуникации:


построение функционирующей системы коммуникации;
развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию

развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов

Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.


Коммуникация- процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в

Слайд 3Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
Принцип «от более реального к

более абстрактному».

Принцип избыточности символов

Показываем картинку «дом»
и игрушку «дом»

Используем напечатанное слово «дом»

Показываем жест «дом»

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:Принцип «от более реального к более абстрактному».Принцип избыточности символовПоказываем картинку

Слайд 4

Принцип постоянной поддержки мотивации.

Принцип функционального использования в коммуникации.

Принцип постоянной поддержки мотивации. Принцип функционального

Слайд 5Методы альтернативной коммуникации
1.Система жестов.
2.система символов.
3.Обучение глобальному чтению.
4.Система коммуникации при помощи

карточек PECS.

5.Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации

Методы альтернативной коммуникации1.Система жестов. 2.система символов.3.Обучение глобальному чтению.4.Система коммуникации при помощи карточек PECS.5.Игры и занятия, способствующие развитию

Слайд 6Требования к символам системы дополнительной коммуникации
• Жесты должны быть легко выполняемыми,

простыми, чтобы по возмож-
ности можно было догадаться об их значении.

• Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для
манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать
из ящика).

• Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.

• Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

• Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

• Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации• Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возмож-ности можно было

Слайд 7 .
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение

человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Группы жестов:

1.Символические социальные жесты и движения
• Указательный жест.
• Да.
• Нет.
• Нельзя.
• Дай.
• На.
• Иди сюда.

• Иди на ручки.
• Дай ручку.
• Уходи.
• Сядь.
• Встань, поднимись.
• Привет.

• До свидания
(пока-пока).
• Спасибо.
• Мой.
• Хорошо.

.Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или

Слайд 84. Жесты описательного характера.
• Зайчик — показать, как прыгает зайчик или

изобразить «ушки».
• Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.
• Курочка — жест «клюёт».
• Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в
кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
• Медведь — показать, как мишка ходит.
• Петушок — изобразить гребешок.
• Птичка — жест «полетели».
• Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
• Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос.
• Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным,
несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.
4. Жесты описательного характера.• Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».• Кошка — погладить ладонью

Слайд 92. Дополнительные социальные жесты:

Смотри (указательный палец к глазу).
Слушай (указательный палец к

уху).
Говори (указательный палец ко рту).
Другие варианты использования указательного жеста.


3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий:

• Ложка, кушать.
• Каша, варить кашу.
• Чашка, пить.
• Зубная щётка, чи-
стить зубы.
• Умываться.
• Мыть руки.
• Причёсываться.
• Телефон, звонить по
телефону

• Машина, ехать на
машине.
• Барабан, играть на
барабане.
• Гармошка, играть на
гармошке.
• Дудочка, играть на
дудочке.
• Колокольчик, звенеть
в колокольчик.

• Спать.
• Плакать.
• Поцеловать.
• Упасть.
• Идти.
• Холодно, замёрз.

2. Дополнительные социальные жесты:Смотри (указательный палец к глазу).Слушай (указательный палец к уху).Говори (указательный палец ко рту).Другие варианты

Слайд 10Обучение глобальному чтению.
1.ЦЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?
Методика глобального чтения позволяет

развить у детей с тяжелой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться.

2.ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Обучение глобальному чтению.1.ЦЕЛЬ ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО?Методика глобального чтения позволяет развить у детей с тяжелой умственной

Слайд 11Подготовка к обучению глобальному чтению.


Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной

работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:

• зрительного восприятия;

• внимания;

• зрительной памяти;

• понимания обращённой речи;

• выполнения простых инструкций;

• умения подбирать парные предметы и картинки;

• умения соотносить предмет и его изображение;

• понимания содержания читаемого.
Подготовка к обучению глобальному чтению.Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и

Слайд 12Методика Глена Домана

Принцип методики состоит в том, что малышу многократно демонстрируются

карточки со словами. Слово написано целиком, а не по буквам или слогам. Методика построена на определенном воздействии на отдельные участки детского мозга.
Методика Глена ДоманаПринцип методики состоит в том, что малышу многократно демонстрируются карточки со словами. Слово написано целиком,

Слайд 13Методика Корсунской Б.Д., Леонгард Э.И.Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного

возраста в детском саду.

Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5—2 см, шириной 1 —1,2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или тушью одного цвета, лучше черного. Фраза располагается на одной строчке без переноса слов. При произнесении слова(фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего

Методика Корсунской Б.Д., Леонгард Э.И.Воспитание и обучение слабослышащих (глухих) детей дошкольного возраста в детском саду. Таблички пишутся

Слайд 14Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам Заломаевой Н.Б.
Отбираются фотографии самого

ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: "Я", "МАМА", "ПАПА", "БАБУШКА", "ДЕДУШКА", "СЕСТРА", "БРАТ".

Далее оформляется альбом, куда мама наклеивает все фотографии и подписи к ним.
Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам Заломаевой Н.Б.Отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама

Слайд 15Система коммуникации при помощи карточек PECS.




PECS — система, которая позволяет ребёнку

с нарушениями речи
общаться при помощи карточек.







Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является
наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи

Слайд 16Методика Нуриевой Л Г.
Обучение чтению
Обучение чтению целесообразно вести в три этапа:
-глобальное

чтение(целыми словами);
-послоговое чтение;

-аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Методика Нуриевой Л Г.Обучение чтениюОбучение чтению целесообразно вести в три этапа:-глобальное чтение(целыми словами); -послоговое чтение; -аналитико-синтетическое (побуквенное)

Слайд 17-Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
-

Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Последовательность работы

(по Нуриевой Л. Г.)

-Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
— схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зеркалом);

-Чтение предложений.

-Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).- Чтение слов. Подбираются картинки по всем

Слайд 18Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS.
1.Наблюдение за ребёнком и запись

данных в таблицу

2.Систематическое тестирование мотивационных стимулов

Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS.1.Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу2.Систематическое тестирование мотивационных стимулов

Слайд 19Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:
Первый этап обучения — формирование навыка

подавать карточку с
изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру
по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он
берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру
по общению и оставляет в его руке.

Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, получен-
ного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для
того что бы получить желаемый предмет.

Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит
именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже за-
крепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку
желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуника-
тивной книге или на доске.

Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:

Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.

Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку сизображённым предметом или действием

Слайд 20Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной

(дополнительной) коммуникации

-Совместное составление расписания с использованием символов.

-Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

-Одновременное рисование

-Совместное рассматривание картинок

-Соотнесение объектов и картинок

Пальчиковый кукольный театр

Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации-Совместное составление расписания с использованием

Слайд 21-Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.
-Рассматривание

коммуникативных книг.
-Составление фотоальбома про себя.
-Составление ритмических стихов с жестами

Играем в «Кошкин дом»

Организация домашней среды

-Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.-Рассматривание коммуникативных книг. -Составление фотоальбома про себя.

Слайд 22Использование системы символов.
Общение с помощью графических символов (варианты):
• Человек берёт картинку

в руки и передаёт её собеседнику.
• Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.
• Нажимает на соответствующую кнопку.
• При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове,направлением взгляда.

Пособия, которые можно использовать:

• Календарь активности — расписание, которое помога-
ет структурировать деятельность, где обычно используются
пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, раз-
битая на квадраты, к которым прикрепляются графические
символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две кар-
тинки, обозначающие согласие и несогласие ).

Использование системы символов.Общение с помощью графических символов (варианты):• Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.•

Слайд 23Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:
1. Коммуникативные навыки

ребёнка.
На какие вопросы важно попытаться ответить:
• Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?
• Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?
• Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?
• Каких знаков не хватает ребёнку?

2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению
и анализу:
• Воспринимает ли ребёнок картинку?
• Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?
• Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объ-
ект (например, разные мячи или собаки)?
• Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «та-
кой же» мяч, «такая же» кукла?)?
• Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствую-
щий объект или часть объекта, представлять весь объект?

Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освоения системы символов:1. Коммуникативные навыки ребёнка.На какие вопросы важно попытаться ответить:•

Слайд 24

Выводы :

1. Коммуникация необходима для установления и развития контактов, передачи опыта между людьми в результате совместной деятельности.

2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная).

3. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.

4. Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.


Слайд 25 Счастье — это когда тебя понимают!

Счастье — это когда тебя понимают!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть