Альтернативная коммуникация-это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC -аугментативная
(augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Цели использования альтернативной коммуникации:
построение функционирующей системы коммуникации;
развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию
развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Принцип избыточности символов
Показываем картинку «дом»
и игрушку «дом»
Используем напечатанное слово «дом»
Показываем жест «дом»
Принцип функционального использования в коммуникации.
5.Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Группы жестов:
1.Символические социальные жесты и движения
• Указательный жест.
• Да.
• Нет.
• Нельзя.
• Дай.
• На.
• Иди сюда.
• Иди на ручки.
• Дай ручку.
• Уходи.
• Сядь.
• Встань, поднимись.
• Привет.
• До свидания
(пока-пока).
• Спасибо.
• Мой.
• Хорошо.
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий:
• Ложка, кушать.
• Каша, варить кашу.
• Чашка, пить.
• Зубная щётка, чи-
стить зубы.
• Умываться.
• Мыть руки.
• Причёсываться.
• Телефон, звонить по
телефону
• Машина, ехать на
машине.
• Барабан, играть на
барабане.
• Гармошка, играть на
гармошке.
• Дудочка, играть на
дудочке.
• Колокольчик, звенеть
в колокольчик.
• Спать.
• Плакать.
• Поцеловать.
• Упасть.
• Идти.
• Холодно, замёрз.
2.ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.
Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5—2 см, шириной 1 —1,2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или тушью одного цвета, лучше черного. Фраза располагается на одной строчке без переноса слов. При произнесении слова(фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего
-аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.
Последовательность работы
(по Нуриевой Л. Г.)
-Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
— схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зеркалом);
-Чтение предложений.
2.Систематическое тестирование мотивационных стимулов
Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, получен-
ного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для
того что бы получить желаемый предмет.
Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит
именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже за-
крепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку
желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуника-
тивной книге или на доске.
Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:
Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.
-Совместное составление расписания с использованием символов.
-Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.
-Одновременное рисование
-Совместное рассматривание картинок
-Соотнесение объектов и картинок
Пальчиковый кукольный театр
Играем в «Кошкин дом»
Организация домашней среды
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помога-
ет структурировать деятельность, где обычно используются
пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, раз-
битая на квадраты, к которым прикрепляются графические
символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две кар-
тинки, обозначающие согласие и несогласие ).
2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению
и анализу:
• Воспринимает ли ребёнок картинку?
• Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?
• Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объ-
ект (например, разные мячи или собаки)?
• Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «та-
кой же» мяч, «такая же» кукла?)?
• Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствую-
щий объект или часть объекта, представлять весь объект?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть