Презентация, доклад на тему Альтернативные коммуникации

Содержание

Альтернативная система коммуникации - - это любая форма языка, помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.

Слайд 1





Использование системы альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР

Счастье – это когда тебя понимают!

2015г

Подготовила учитель-логопед Суханина Г.Л.


Слайд 2Альтернативная система коммуникации -
- это любая форма языка, помимо речи,

которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.


Альтернативная система коммуникации - - это любая форма языка, помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.

Слайд 3Дополнительная коммуникация используется в случаях:
• Нарушение слуха
• Двигательные нарушения, создающие

моторные трудности
• Интеллектуальные проблемы
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм),
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз)
• Приобретённые заболевания или травмы
• Временные ограничения речевых возможностей
Дополнительная коммуникация используется в случаях:• Нарушение слуха • Двигательные нарушения, создающие моторные трудности • Интеллектуальные проблемы• Эмоциональные

Слайд 4Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации
Принцип постоянной поддержки мотивации

Принцип «от более реального к более абстрактному»

Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации Принцип постоянной поддержки мотивации  Принцип «от более реального к

Слайд 5Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации
Принцип избыточности

символов
Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации   Принцип избыточности символов

Слайд 6Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации
Принцип функционального использования

в коммуникации
Принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации  Принцип функционального использования в коммуникации

Слайд 7Требования к символам системы дополнительной коммуникации
• Жесты должны быть легко выполняемыми,

простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
• Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
• Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку.
• Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.
• Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.
• Поза для жестов: напротив, на уровне глаз.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации• Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было

Слайд 8Альтернативные системы коммуникации
1) система жестов
2) система символов
3) система

карточек PECS
4) электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
Альтернативные системы коммуникации 1) система жестов 2) система символов 3) система карточек PECS4) электронные пособия с голосовыми

Слайд 9Система жестов
Основания использовать жесты при нарушении коммуникации:
• они делают слово «видимым»;


• они предшествуют устной речи;
• они помогают лучше запоминать и усваивать новые слова;
• они помогают человеку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё недоразвита, несформирована или неразборчива

Система жестовОснования использовать жесты при нарушении коммуникации:• они делают слово «видимым»; • они предшествуют устной речи; •

Слайд 10Система жестов
Группы жестов:

1. Символические социальные жесты и движения.
2. Дополнительные социальные

жесты.
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий.
4. Жесты описательного характера.

1. Символические социальные жесты и движения.

1. Символические социальные жесты и движения.

1. Символические социальные жесты и движения.

1. Символические социальные жесты и движения.

Система жестовГруппы жестов: 1. Символические социальные жесты и движения.2. Дополнительные социальные жесты.3. Группа жестов, являющихся имитацией простых

Слайд 11Преимущества и недостатки системы жестов
Преимущества:
Не требуется специального обучения специалиста

и материальных затрат.
•Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться
всегда, в отличие от других специальных приспособлений.
• Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.
• Язык жестов наглядeн.
• Ребёнку можно помочь своими руками.
• Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, имеет место
зрительный контакт.
Недостатки:
• Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных
Функций.
Ограничен круг людей, с которыми можно общаться.
• Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».
• Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
Преимущества и недостатки системы жестовПреимущества:  Не требуется специального обучения специалиста и материальных затрат. •Руками для использования

Слайд 12Система символов
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое

помогает
структурировать деятельность, где обычно используются
пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, разбитая
на квадраты, к которым прикрепляются графические
символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки,
обозначающие согласие и несогласие ).
Карточки для обучения глобальному чтению.
Система символовПособия, которые можно использовать: • Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются

Слайд 13Недостатки системы символов
- Постоянная поддержка мотивации обучения
- Необходимы дополнительные приспособления (

карточки, книги, ноутбуки, электронные средства)
- Требует хороших навыков визуального восприятия и сканирования
- Воспроизведение умений в спонтанном режиме
Недостатки системы символов- Постоянная поддержка мотивации обучения- Необходимы дополнительные приспособления ( карточки, книги, ноутбуки, электронные средства) -

Слайд 14Система PECS
позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным ребенку с

ОВЗ
позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации
С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова
С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков
Система PECSпозволяет определить понятие

Слайд 15Этапы работы по системе PECS:
Физический обмен. Обучение давать карточку

Этапы работы по системе PECS: Физический обмен. Обучение давать карточку

Слайд 162. Передача карточки в пространстве

2. Передача карточки в пространстве

Слайд 173. Обучение распознавать, что изображено на карточке

3. Обучение распознавать, что изображено на карточке

Слайд 184. обучение составлять предложения из карточек

4. обучение составлять предложения из карточек

Слайд 195. обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек

5. обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек

Слайд 206. обучение делать комментарии при помощи карточек

6. обучение делать комментарии при помощи карточек

Слайд 21Наиболее распространенные системы альтернативной коммуникации:
-Система PECS
-электронные пособия с голосовыми синхронизаторами
-Блисс

– метод
-Леб – система
-Метод пиктограмм
-Жестовый язык Макатон

Наиболее распространенные системы альтернативной коммуникации:-Система PECS -электронные пособия с голосовыми синхронизаторами-Блисс – метод -Леб – система -Метод

Слайд 22Стратегии стимулирования потребности в коммуникации
Стратегия «Чего-то не хватает»
Стратегия «Помощь

с задержкой»
Стратегия «Действие с задержкой»
Стратегия «Что-то не так»
Повседневные действия
Стратегии стимулирования потребности в коммуникации Стратегия «Чего-то не хватает» Стратегия «Помощь с задержкой» Стратегия «Действие с задержкой»

Слайд 23Методическая литература
Ирен Йохансон Словарь жестов. Пособие по обучению детей жестовой речи.
пер. Ю.В.

Букановой
Детский язык жестов. Как понять малыша, который еще не умеет говорить

Лори Фрост, Энди Бонди
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

Обучающие диски "Детские жесты"
(розовый набор, голубой набор)

Методическая литератураИрен Йохансон  Словарь жестов. Пособие по обучению детей жестовой речи.пер. Ю.В. БукановойДетский язык жестов. Как

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть