Слайд 1Актуальные проблемы модернизации школьного химического образования
Слайд 2Новые концептуальные основы развития образовательной системы:
децентрализация управленческих функций, расширение самостоятельности и
ответственности образовательных учреждений;
изменение принципов государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений;
введение параллельных негосударственных образовательных структур;
вариативность форм обучения внутри образовательных программ и образовательных учреждений;
закрепление прав граждан на выбор форм обучения и видов образовательных учреждений.
Слайд 3Необходимость перехода на 12-летнее обучение диктовалась:
1. Сохранение здоровья школьников. По мнению
авторов концепции, переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создаст условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
2. Повышение качества общего образования.
3. Международные стандарты продолжительности общего образования. В международной практике преобладает 12-летнее школьное образование.
4. Демографические и социально-экономические факторы. Переход к 12-летней школе должен был смягчить негативные последствия демографического спада
Слайд 4Обучение в школе предлагалось сделать трехступенчатым
I ступень – начальное
образование (обязательное), 1–4-е классы.
II ступень – основное общее образование (обязательное), 5–10-е классы. Именно на данной ступени по замыслу разработчиков добавляется дополнительный год обучения.
III ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11–12-е классы.
Слайд 5Выделены три этапа изучения химии в 12-летней школе: пропедевтический, основной и
профильный.
1. с I по VII классы - «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание», систематических курсов биологии, географии, физики. За счет школьного или регионального компонента возможно изучение химического пропедевтического курса под условным названием «Введение в химию».
2. VIII-X - Химические знания на данном этапе формируются при изучении курса химии, который является обязательным для всех государственных общеобразовательных учреждений (три года по 2 часа в неделю)
3. XI-XII классы - базовый и профильный уровень.
Слайд 6Профильное обучение
– это средство дифференциации и индивидуализации обучения, при
котором более полно учитываются интересы, склонности, способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса
Слайд 7Предпрофильное обучение реализуется:
Курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой и А.Е.
Гуревича
«Введение в химию» Г.М. Чернобельская
«Пропедевтический курс» О.С. Габриелян
Слайд 9ЕГЭ, как итоговая форма контроля качества знаний по химии
положительные черты:
-
детям не нужно сдавать экзамены два раза
- объективный контроль
отрицательные черты:
- проверка знаний только в форме тестирования
- дети непрофильных классов не имеют возможности успешно преодолеть итоговую аттестацию
Слайд 10Неутешительные факты:
Сводные данные по России показывают, что среди предметов по выбору
естественного цикла химию выбирают значительно меньшее число участников, чем, например, физику или биологию.
В среднем по России результат сдачи ЕГЭ по химии самый низкий среди всех предметов.
Слайд 11Государственная (итоговая) аттестация выпускников средней (полной) школы по химии
В Челябинской области
количество выпускников 11 классов, выбравших учебный предмет «Химия» для государственной (итоговой) аттестации, составило 1152 человека. Это 5,59% от общего количества выпускников 11-х классов Челябинской области.
Абсолютная успеваемость ЕГЭ по химии (минимальный балл 33) – 97,95 %.
Средний тестовый балл по Челябинской области – 60,69, по России – 54,7.
Слайд 12Проверяемые элементы содержания вызвавшие наибольшие затруднения при выполнении работы:
характерные химические свойства
солей: средних, кислых, основных; комплексных (процент выполнения - 45,09%);
классификация химических реакций в неорганической и органической химии (процент выполнения - 57,92%);
реакции, характеризующие основные свойства и способы получения кислородсодержащих соединений (процент выполнения – 53,29%);
характерные химические свойства неорганических веществ (процент выполнения 23,61%);
реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений (процент выполнения 27,24%).
Слайд 13Проблемы и перспективы химического образования:
Временная
Кадровая проблема
Профильная – низкая мотивация изучения
химии (70% школ России – сельские!)
Интеграционная –внутрипредметная; межпредметная естественнонаучная интеграция; интеграция с гуманитарными предметами.
Аттестационная
Концентрическая
«Бумажная химия»
Слайд 14В энциклопедическом словаре находится следующее определение компетенции (от латинского competo -
добиваюсь; соответствую, подхожу):
1) «круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу»;
2) «знания и опыт в той или иной области, в которой данное лицо обладает познаниями, опытом».
Слайд 15Быть компетентным в соответствии со словарем С.И Ожегова , значит быть
знающим, осведомленным, авторитетным в какой - нибудь области.
В словаре иностранных слов понятие компетентный трактуется (лат. competentis - соответствующий, способный) следующим образом: знающий, сведущий в определённой области; обладающий компетенцией
Слайд 16
Компетентность включает в себя больше когнитивные компонент, а компетенция
- компонент действия, практики.
Следовательно:
Слайд 17ключевые – относятся к общему содержанию образования;
общепредметные – относятся к определенному
кругу учебных предметов и образовательных областей, например, естествознанию;
предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов
Классификация компетенций:
Слайд 18Химическая компетентность
Навык обращения (хранения, работы и удаления отходов) с типичными химическими
реактивами. Вред курения и наркомании.
Знание важнейших свойств веществ, используемых в обиходе. Включая их пожаро- и взрывоопасность, ядовитость паров и растворов, самопроизвольное разложение при хранении и.т.д.
Слайд 193. Теоретические знания о строении и свойствах окружающих веществ (особенно рН,
химическом составе элементов электрического питания, свойствах радиоактивных веществ).
4. Белки, жиры, углеводы, минеральные компоненты, микроэлементы, ГМО в продуктах питания.
5. Решение простейших химических задач (и не только через «моль», но и пропорцией).
6. Понимание условности разделения знаний на физику, химию, биологию и др., так условности принятых в химии классификаций.
Слайд 207. Умение разбираться в предлагаемых на современном рынке, используемых в СМИ
терминах и аббревиатурах (октановое число, ЛВЖ, ПДК, содиум бикарбонат и.т.д.)
8. Классификация ИЮПАК
9. Исторические факты из курса химии (например, история о съезде химиков)
10. Понимание важнейших вопросов экологии – воспитание чувства собственной ответственности за окружающий мир.