Слайд 1 Агрессия.
Причины и способы ее преодоления.
Практический психолог общеобразовательной школы №34 Симферопольского
городского совета Автономной Республики Крым Смолянина Светлана Викторовна
Слайд 2
АГРЕССИЯ – это любая форма поведения, причиняющего ущерб (физический или моральный)
самому себе, другому человеку, обществу, окружающему миру.
АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к любому объекту.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда.
Слайд 3Причины проявления агрессивности:
Стремление привлечь к себе внимание сверстников
Стремление получить желанный результат
Стремление
занять высокий уровень иерархии коллектива
Защита и месть
Обида
Слайд 4Особенности воспитанников, провоцирующих агрессивное поведение:
Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков
Сниженный
уровень саморегуляции
Сниженная самооценка
Нарушение в отношении со сверстниками
Слайд 5Если ребёнок агрессивен.
Общий алгоритм:
Оцените ситуацию.
Если есть физическая угроза, примите меры, чтобы
защитить человека, подвергающегося агрессии. Если это не в ваших силах, зовите на помощь.
Необходимо вывести ребёнка из того места, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. Прижмите руки ребёнка своими руками и уверенным тоном скажите: «Успокойся, возьми себя в руки!»
Только после того, как ребёнок успокоится, обсудите случившееся.
Слайд 6Правила экстренного вмешательства:
Игнорировать незначительную агрессию
Сначала успокоить, потом обсудить
Акцентировать внимание на поступке,
а не на личности ребёнка
Контролировать собственные негативные эмоции
Сохранять положительную репутацию
Демонстрировать модели неагрессивного поведения
Слайд 7Правило 1
Игнорировать незначительную агрессию:
простое игнорирование реакций ребёнка
выражение понимания чувств ребёнка: «
Я понимаю, что тебе обидно»
переключение внимания или предложение какого-либо задания
Слайд 8Правило 2
Сначала успокоить, потом обсудить
В критический момент важно быстро и решительно
остановить агрессивное поведение с минимальным количеством слов. Когда ситуация разрешена, обе стороны должны успокоиться. Сразу после инцидента провести обсуждение.
Слайд 9Правило 3
Акцентировать внимание на поступке, а не на личности ребёнка
Приёмы установления
обратной связи с ребёнком:
Констатация факта: «Сейчас ты преступаешь допустимую черту»
Раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»
Раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: «Мне не нравится, когда со мной говорят таким тоном»
Апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило»
Слайд 10Правило 4
Контролировать собственные эмоции
Если педагог контролирует свои негативные эмоции, тогда он:
не
подкрепляет агрессивное поведение детей;
демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Слайд 11Правило 5
Сохранять положительную репутацию
Публично минимизировать вину ребёнка: «Ты не хотел его
обидеть».
Не требовать полного подчинения, позволить выполнить требования взрослого по-своему (потянуть время, заставить повторить требования несколько раз, построить гримасы и т.д.)
Предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
Слайд 12Правило 6
Демонстрировать модели неагрессивного поведения
Приёмы поведения взрослого, альтернативные агрессивному поведению ребёнка:
Молчаливое
заинтересованное выслушивание.
Предоставление возможности ребёнку успокоиться наедине.
Внушение спокойствия невербальными средствами (тихий голос, позитивная мимика).
Использование юмора («Ты сейчас круче Шварценеггера!»).
Признание чувств и интересов ребёнка, сообщение собственных интересов, апелляция к правилам и т.д.
Слайд 13Конкретные упражнения для ознакомления детей с собственной агрессией и способами её
выражения:
Крикотерапия.
Гневный человек.
Рисование гнева.
Письмо гнева.
Рецепт злого ребёнка.
Слайд 14Упражнение 1:
Крикотерапия
Завести в классе «стаканчик гнева». В него можно громко
кричать, а потом «выливать» содержимое.
Слайд 15Упражнение 2:
Гневный человек
Попросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение
в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия.
Слайд 16Упражнение 3:
Рисование гнева.
Пофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во
время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить.
Слайд 17Упражнение 4:
Письмо гнева.
Написать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои
чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать.
Слайд 18Упражнение 5:
Рецепт злого ребёнка
Ребёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего
ребёнка можно сделать злого 10 способами.
хороший
злой
Слайд 19Упражнения на сдерживание агрессивной реакции:
Скажи себе стоп.
Досчитай до 10.
Возьми себя в
руки.
Почувствуй землю.
Слайд 20Упражнение 1:
Скажи себе «стоп»
Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в
кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся.
Слайд 21Упражнение 2:
Досчитай до 10
Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до
10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках.
Слайд 22Упражнение 3:
Возьми себя в руки
Нужно научить ребёнка буквально брать себя в
руки (обнимать, сжимать): чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь.
Слайд 23
Упражнение 4:
Почувствуй землю
Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и
представь себя скалой или деревом.