Слайд 1
Адаптация первоклассников
Педагог - психолог Секания
Ирина Николаевна
Слайд 2«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и
считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Слайд 3Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это
необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.
Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, с речевыми проблемами имеются большие трудности в процессе адаптации.
Слайд 4 Условия адаптации
1. Физиологические
Соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки
Полноценное питание
Ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день
Длительные прогулки на воздухе
Двигательная активность
Слайд 5
2. Психологические
Личностная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Слайд 6 Личностная готовность
Личностная
готовность к школе заключается
в принятии ребенком новой социальной
позиции – роли школьника.
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. Такие качества обеспечат безболезненую адаптацию к новым социальным условиям.
Слайд 7Интеллектуальную готовность
Эта наличие определенного
кругозора, запаса конкретных
знаний о живой и неживой
природе, общественной жизни.
Слайд 8 Эмоционально-волевая готовность
Сформированность внутренней позиции
школьника и произвольности поведения.
Главное
значение имеет умение
принять трудности и
стремление разрешить их.
Слайд 9 Роль учителя в период адаптации
1. Учителю необходимо помочь ребенку вжиться
в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию».
Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила.
Слайд 102. Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность,
красота, старательность, интерес .
Выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
Слайд 113. Развивать навыки общения.
Коммуникативные умения позволят
адекватно действовать в условиях
коллективной учебной
деятельности.
Усвоение способов учебной деятельности
требует от учащихся умения взглянуть на
себя и свои действия со стороны,
объективно оценить себя и других
участников совместной коллективной
деятельности.
Слайд 12
4. Прививать навыки активной
деятельности; развивать способность
управлять своими эмоциям и поведением.
Учащиеся должен уметь сознательно
подчинить свое действие правилу,
внимательно слушать и точно выполнять
задание. В этом ему могут помочь
дидактические игры и игры по правилам.
Слайд 13 Результаты диагностики
Было обследовано 49 учащихся 1
классов.
Использовались:
методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»,
рисунок «Я в школе»,
методика сомооценки «Лесенка»,
методика «Продолжи узор»,
метод наблюдения на уроке и внеурочной деятельности.
У 62 % учащихся самооценка не сформирована, что свидетельствует о личной незрелости. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я самый хороший» Такие высказывания детей являются защитной психологической реакцией, .
Несформированность самооценки связана со слабо развитой рефлексией, неспособностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих.
Необходимо научить учащихся максимально оценивать свои возможности.
Слайд 14 С заданием «Продолжи узор»
85%
учащихся справились с заданием успешно
15% не выполнили задание
Таким образом можно отметить, что большинство детей умеют работать в соответствии с фронтальной инструкцией. Умеют самостоятельно работать по образцу. Но уровень графомоторных навыков низкий.
70 % обучающихся положительно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они изображают учебные ситуации. Выполняют правила и нормы школьной жизни.
30% обучающихся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но у них преобладает игровой вид деятельности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В силу психофизиологических особенностей им сложно выполнять правила поведения и подчинятся требованиям учителя.
Таким образом, можно сказать, что период адаптации проходит достаточно успешно практически у всех детей. Дети спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.
С обучающимся , имеющие трудности в процессе адаптации, требуется дополнительная совместная работы психолога , учителя и родителей.
Слайд 15«Учитель – человек, который может делать трудные вещи
легкими»
Р. Эмирсон
Слайд 16 Спасибо за внимание !
Успехов Вам!