Слайд 1Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
Психолог
МБОУ «Гапкинская СОШ»
Хромовских
Е. В.
Слайд 2
« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий
, обеспечивающих
школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это
достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися
социального опыта»
Слайд 3Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог),
«adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению»
( Коломинский Я.Л.)
Слайд 4Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью;
Освоить школьные нормы поведения;
Приобщиться к
классному коллективу, приспособиться.
Слайд 5Виды адаптации
(Дорожевец Т.В.)
Социальная
Академическая
Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
Характеризующая
уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу
Слайд 6Академическая адаптация
I этап-ориентировочный .Первые 2-3 недели дети тратят значительную часть ресурсов
своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать»
IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Слайд 7Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль
"ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влечёт за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.
Слайд 8Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в
ученика. У него появляются новые обязанности)
смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)
меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников)
Сдерживание двигательной активности
Слайд 9Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
Слайд 10Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
Слайд 11Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Слайд 12Факторы школьной дезадаптации:
Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер)
Семейный(неблагоприятная ситуация в
семье, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка)
Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания)
Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризисов , задержки психического развития
Слайд 13Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность.
страх родителей перед школой, боязнь, что
ребенку в школе будет плохо,опасения,что будет болеть, простужаться
ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.
Слайд 14Причины, приводящие к неуспешности:
Недостаточная подготовленность ребенка к школе
Тревожность, сформированная в
дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.
Завышенные ожидания родителей.
Слайд 15Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке
и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых
Слайд 16Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во
внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Слайд 17Диагностика первоклассников
«
Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников».
Слайд 18Социально-педагогическая адаптация
Для детей и родителей испытывающих трудности в обучении(усвоение материала, поведенческие
проблемы) работает школьный психолого-медико-педагогический консилиум ПМПк. По запросу классного руководителя, специалисты работают с ребенком и родителями для выявления причин этих трудностей и оказания своевременной помощи.