Слайд 2Школьники четвертого класса принимали участие в олимпиаде «Эрудит»
и выполняли различные
задания
Одно из заданий имело изображение, по которому нужно было определить способ управления
в древнем государстве
Четвероклассники выполнили это задание
и прокомментировали его, но высший балл не получили
Слайд 3Назовите значение слова
«племена» «предводитель»
Назовите племена, жившие
на территории России 15 веков назад
Расскажите о занятиях кочевых племен
Слайд 4Верно ли, что скотоводы могли заниматься оленеводством?
Обоснуйте свое мнение
Слайд 5Определите ошибку в предложенных высказываниях и подчеркните ее:
А) Кочевники выращивали скот
Б)
Рыболовы ловили семгу, форель
В) Охотники занимались земледелием
Слайд 6
Назовите значение слова «славяне»
Расскажите о возникновении
славянского племени
Расскажите о поселении
древних славян
Расскажите об основных занятиях славян
Расскажите о славянских поселениях и способах их защиты
Назовите значение слов «засека», «частокол»
Перечислите виды оружия, которое использовали славяне для своей защиты
Слайд 7
Можно ли утверждать, что славяне занимались только рыболовством?
Обоснуйте свое
мнение
Можно ли утверждать, что частокол не позволял защищать поселения славян от врагов?
Обоснуйте свое мнение
Верно ли, что благодаря засеке враги могли близко приблизиться к поселению славян?
Слайд 8
Допишите предложение:
«Славяне занимались….. ….»
«Чтобы
защитить свое жилище, славяне…..»
«Ремесленники занимались……….»
Напишите название доспехов, которые славяне использовали для защиты
Напишите название оружия, которое использовали славяне для защиты
Слайд 9Диагностические задания
1.Допишите предложение
Племена – это…
Славяне – это…
2.Определите предводителя племени в
Древней Руси
и подчеркните название
а) Старейшина.
б) Вождь.
в) Князь.
г) Воевода.
Слайд 10
3. Определите значение слова «частокол»
и подчеркните его
а) вал из острых
камней;
б) забор для огорода;
в) оборонительное сооружение из заостренных бревен.
4. Определите и подчеркните название места поселения древних славян.
а) в дремучих лесах;
б) на холмах междуречье;
в) в открытом поле;
г) на берегах южных морей.
Слайд 11
Назовите территории, объединение которых привело к возникновению Древнерусского государств
Назовите дату
основания Древнерусского государств
Назовите племена, которые вошли в состав Древнерусского государства
Расскажите об образовании Древнерусского государства – Киевская Русь
Слайд 12Назовите город, который
стал первой столицей Руси
Расскажите о князе,
который успешно воевал
с
племенами южных
кочевников – хазарами
Назовите увлечения князя Олега
Расскажите о правителях Древнерусского государства после смерти Олега
Назовите обязанности новгородского князя
Слайд 13Можно ли утверждать, что столицей Древнерусского государства всегда был Великий Новгород?
Обоснуйте свое мнение
Слайд 14
Укажите цифрой элементы поселения древних славян.
Определите назначение каждого элемента.
1) Сторожевая
башня 2) Земляной вал
3) Жилище славян 4) Пастбище 5) Святилище
Земляной вал Святилище Сторожевая башня
Слайд 15Допишите предложение:
Объединенные племена пригласили в Великий Новгород достойного варяга…
Рюрик обязался защищать
общие земли,
а жители согласились платить ему…
В конце IX века образовалось…
Олег успешно воевал с …
После Олега стал править…
Слайд 16
Диагностические задания
1. Определите и подчеркните название древнего города, который был
центром северных русских земель:
а) Псков.
б) Великий Новгород
в) Санкт-Петербург
2. Определите и подчеркните имя князя, которого новгородцы призвали править на Руси:
а) Олега.
б) Владимира.
в) Рюрика.
г) Георгия.
Слайд 173. Определите и подчеркните имя князя, которому народ дал второе имя:
а)
храбрый;
б) мудрый;
в) вещий;
г) богатый.
4. Определите и подчеркните название княжеского войска:
а) отряд;
б) ополчение;
в) дружина;
г) полк.
5. Определите и подчеркните дату объединения племен восточных славян:
а) в VI веке;
б) в IXвеке;
в) в Xвеке.
Слайд 18Назовите значение слова «вече», «посад», «ополчение», «Гардарики»
Назовите значение выражения «укрепленная часть
города», «торговая площадь», «Киевская Русь»
Расскажите о строительстве городов на Руси
Расскажите о назначении реки для жителей города
Расскажите об устройстве города
в Киевской Руси
Назовите причины, по которым
иностранцы называли Русь
страной городов
Слайд 19Расскажите о важном событии, которое произошло
в 988 году в Киевской
Руси
Назовите причины принятия христианской веры
на Руси
Назовите отличие христианской веры от языческой
Назовите князя, во время правления которого Русь превратилась в огромную державу
Расскажите о событиях, которые развивались во время правления князя Ярослава
Назовите причину, по которой
князя Ярослава называли Мудрым
Слайд 20Верно ли, что торговый путь «из варяг
в греки» проходил только
через Смоленск?
Обоснуйте свое мнение
Можно ли утверждать, что с принятием христианства распалась Русь?
Обоснуйте свое мнение
Слайд 21Допишите предложения:
Для отпора врагу в помощь княжеской дружине вече выбирало…
Вече и
бояре определяли …
Жизнь на всей прилегающей к городу территории сильно зависела от…
Чем сильнее и богаче был город, тем…
«Гардарики» - это…
После принятия христианства на Руси…
Христианская вера не сразу была принята славянами.
До наших дне…
Князь Ярослав Мудрый, умирая, говорил сыновьям…
Слайд 22Составьте рассказ, используя предложенный текст и слова для справок:
Река служила
городу ___________, __________. Была у городов особо укрепленная часть ______. Вокруг него располагался пригород _________, где жили ремесленники, торговые люди, рыбаки. Рядом с главной улицей всегда находилась торговая площадь - __________, на которой созывалось _____________.
Слова для справок: кремль, вече,
дорога, защита, торговище, посад.
Составьте вопросы по тексту
для своих одноклассников
Слайд 23Диагностические задания:
Впишите слова в текст, что бы получился рассказ.
Главным в управлении
Древнерусского государства был Великий ____________ Киевский. У него в подчинении находилась __________. Различные вопросы жизни города, такие как оборона, суд, решались на __________ - собрание жителей города, где они выслушивали мнение совета старейшин - ______________, самых знатных жителей города.
Слова для справок: вождь, войско, суд, князь
Слайд 24Назовите значение слова «иго», «орда», «порабощение»
Назовите значение выражения «кочевники -половцы», «монголо-татарское
иго», «рыцари – крестоносцы»
Назовите князя, который воевал с кочевниками-половцами
Расскажите о том, что удалось сделать Владимиру Мономаху в борьбе с половцами
Расскажите о том, что делали жители Руси, что бы спастись от набегов половцев
Назовите города, из которых решили править Русью внуки Владимира Мономаха
Слайд 25Назовите причину, по которой Новгородцы выгнали назначенного из Киева князя
Назовите количество
независимых княжеств, которые образовались на Руси к началу XIII века
Расскажите о том, что сделали княжества на Руси, что бы бороться с монголо-татарским войском, которое пришло в востока
Расскажите о набеге армии монголо-татар хана Батыя
Назовите причину, по которой монголо-татарам не удалось разграбить Великий Новгород
Расскажите о захватчиках на Русь в XIII веке с запада
Назовите князя, который возглавил отпор вражеского нашествия с запада
Расскажите о немецких рыцарях-крестоносцах и их походе на Русь
Слайд 26Можно ли согласиться с историками, которые Русь XIII века называли лоскутной?
Можно
ли утверждать, что нашествия Батыя увенчались успехом?
Обоснуйте свое мнение
Верно ли, что Александра,
правнука Владимира Мономаха,
назвали Невским, благодаря
заслугам его прадеда?
Обоснуйте свое мнение
Александр Невский
Слайд 27Допишите предложения:
Тяжелые испытания ждали Русь в …… веке.
С ……, из бескрайних
степей на Русь пришла новая опасность.
Битва между русскими войсками и монголо-татарским войском проходила на реке…….
«На реке Калке почти всё русское войско…»
Назовите значение выражения «Золотая Орда»
Назовите предметы дани, которые собирали
ее сборщики?
Верно ли, что люди, не желающие платить дань, могли спокойно жить и работать на своей земле?
Слайд 28Диагностическое задание
1. Определите врага, нашествие которого в XIII веке превратило Русь
из «страны городов» в «страну деревень» и подчеркните его название:
а) половцы б) хазары в) монголы
2. Определите направление, с которого напали на Русь войска Золотой Орды и подчеркните его название:
а) с севера б) с запада в) с востока
3. Определите состояние зависимости русских княжеств от Золотой Орды и подчеркните его название:
а) плен б) рабство в) иго г) дань
Слайд 29Контрольное задание
Впишите в текст такие слова, чтобы получился рассказ
о племенах
Древней Руси?
Древние люди жили ……. Племя – это ….., людей, связанных родовыми отношениями, имеющими одну ……., культуру, язык. Управлял племенем ……., вождь, который решал, как будет жить племя. Основное занятие древних племен было ……. и земледелие.
Земледельцы выращивали ….., скотоводы кочевали в поисках …… для своих животных. Поэтому жилища скотоводов были ……. для разборки и перемещения на новое место.
Особенно ценной для кочевников была ……, которая позволяла им передвигаться огромным расстояния по степным просторам. Чтобы прокормить скот, кочевники совершали постоянные …….. с зимних стоянок (пастбищ) на ……, где было много …… и прочих ……, пригодных для пищи.
Слайд 30Информативный вариант
Впишите в текст такие слова, чтобы получился рассказ об
управлении в Древнерусском государстве. Для этого используйте предложенную схему управления.
Управление в Древнерусском государстве
Управлял Древнерусским государством Великий _______ Киевский, которому подчинялась _______. Различные вопросы жизни города решало ______ - собрание жителей. ______ выслушивало мнение совета старейшин – ________ и выбирало ________. Для отпора врагов в помощь княжеской ________ вече набирало ________ из жителей города и окрестных деревень.
Схема: Князь
↓
Вече, царь, дружина, бояре
↓
Бояре
↓
Князь – воевода
Дружина Ополчение
Слайд 31Импровизационный вариант
Составьте и напишите текст об управлении в Древнерусском государстве,
используя предложенную схему:
Князь
↓
Вече
↓
Бояре
↓
Князь – воевода
Дружина Ополчение
Слайд 32Эвристический вариант
Составьте текст об управлении Древнерусским государством «Киевская Русь»
Слайд 33Управление в Древнерусском государстве
Управлял Древнерусским государством Великий Боярин Киевский, которому подчинялась
дружина. Различные вопросы жизни города решало торговище - собрание жителей. Торговище выслушивало мнение совета старейшин – ополчения и выбирало воеводу-князя. Для отпора врагов в помощь княжеской дружине торговище набирало ополчение из жителей города и окрестных деревень
Слайд 34Закончите предложения:
1 Мне важно правильно составлять и использовать схемы, потому что……
2.
Чтобы составить схему без ошибок, нужно ………….
3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) умением использовать схему для составления текста, который сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).