Слайд 1Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.
Слайд 2Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать
вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – «Радости!»
Удач, успехов и везения! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
Слайд 3
Актуализация знаний
1. Викторина
1. Назовите океаны, омывающие Россию.
2. Назовите моря Тихого
океана.
3. Назовите моря Северного Ледовитого океана.
4. Назовите моря Атлантического океана.
5. Назовите самые крупные озера страны.
6. Назовите самые крупные реки России.
Слайд 5. Тест с.21-22 №55-60 ответы:
а,в,г
б,
г,
в,
в,
в
Слайд 6Тест
1. Самое большое по площади озеро России:
а) Онежское
б) Байкал в) Каспийское
2. Река, впадающая в Каспийское море:
а) Дон б) Волга в) Кама
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном:
а) Енисей б) Обь в) Лена
4. Самая длинная река России:
а) Волга б) Лена в) Обь
Слайд 75. Моря Атлантического океана на территории России:
а) Японское
б) Балтийское в) Черное
6. Какие озера в народе называют Онего-батюшко и Ладога-матушка?
а) Аральское и Каспийское моря
б) Ладожское и Онежское озера
в) Черное и Азовское моря
7. В Списке Всемирного наследия:
а) Белое море б) озеро Байкал в) река Енисей
Слайд 8Тест
1. в) Каспийское
2. б) Волга
3. а) Енисей
4. в) Обь
Слайд 95. б) Балтийское в) Черное
6. б)
Ладожское и Онежское озера
7. б) озеро Байкал
Слайд 12
Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б)
Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Слайд 13
Игра «Найди лишний географический объект». Объясни почему.
а) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
б)
Дон, Марс, Енисей, Днепр;
в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал.
д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
Слайд 14 Какие моря к какому океану относятся?
Слайд 15
О т в е т:
Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское,
Баренцево, Восточно-Сибирское моря.
Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.
Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.
Слайд 16 Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
1.Самая длинная река России
– это …
2.Река, впадающая в Каспийское море, – это …
3.Самое большое по площади озеро России – это …
4.В список Всемирного наследия внесено озеро …
Слайд 17Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.
1.Самая длинная река России –
это … (Обь).
2.Река, впадающая в Каспийское море, – это … (Волга). 3.Самое большое по площади озеро России – это … (Каспийское).
4.В список Всемирного наследия внесено озеро … (Байкал).
Слайд 19
Самоопределение к деятельности-
Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти
территории объединили в зоны? Одинаковую ли природу вы увидите?
Слайд 20пробное действие:
Сегодня на уроке отправимся в путешествие по ….?
Слайд 22
Какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?
Слайд 23Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают отвесно (прямо), а
к северу и к югу — наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами.
Слайд 24Цель урока:
Мы должны сегодня узнать…
познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным
чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.
Слайд 25Тема урока
Природные зоны России
Слайд 27работа в группах 1,2 гр.
1 гр. поедут на юг,
2гр. — на
север.
Одинаковую ли природу вы увидели?
В связи с чем происходило изменение природы?
От чего зависит климат?
Какие природные зоны на карте природных зон России вы нашли?(с.72-73)
Слайд 28
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп...
По коленкам Шлёп-шлёп…
По
плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Слайд 29
Климатические условия, почвы, растительность и животный мир находятся в тесной взаимосвязи.
В пределах России выделяют несколько природных зон — зоны арктических пустынь, тундры, лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустынь и пустынь.
Богатство России
Первичное закрепление
Слайд 30ПОЧВЫ
Арктические почвы почти не развиты, в них почти нет перегноя.
Большие площади заняты каменными россыпями. Формируются ледники.
Арктическая зона
Слайд 31Растительный мир
Мир Арктических пустынь очень беден. Растительность на свободной от снега
и льда поверхности не образует сомкнутого покрова. Это -холодные пустыни. Среди растений господствуют лишайники. Цветковые растения представлены небольшим числом видов и встречаются редко. Иногда можно встретить карликовую берёзку, почти целиком упрятавшуюся в мох.
Слайд 32Животный мир
Скуден и животный мир. Среди животных преобладают те, которых кормит
море: птицы и белые медведи. На скалистых берегах летом размещаются шумные птичьи базары. Жизнь животных связана с океаном. В арктических пустынях живут песцы. Зимой они кочуют вдоль рек и морских побережий, а некоторые уходят во льды Северного Ледовитого океана. Песцы - хищники, основная их пища - лемминги. Финвал, или сельдяной кит, — очень крупный кит из семейства полосатиков. Длина тела этого кита может достигать 25,5 м, а вес — 52 т. Финвал распространен очень широко: от Арктики до Антарктики, в России — в дальневосточных и Баренцевом морях. Летом финвалы кормятся в богатых мелкой живностью арктических морях, а на зиму откочевывают к югу, где приносят детенышей. В 20 веке, когда промысел этих животных стал вестись с помощью современной техники, их численность сократилась в несколько раз. Финвал внесен в Красную книгу МСОП. И хотя добыча финвалов сейчас запрещена, их численность вряд ли станет прежней.
это царство холода, снега, пронизывающего ветра, многолетней мерзлоты, метелей и буранов. Зима здесь долгая и холодная. Мощность снежного покрова в тундре от 30 до 40 см, а местами до 50 см. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одних участков и скапливается на других. Температура в тундре может достигать зимой от -4 до -40 градусов.
Теплый период в тундре короткий. Здесь нет четкой грани между весной и летом, летом и осенью.
Тундра и лесотундра
Слайд 34Растительный мир
Первое что бросается в глаза в тундре, - отсутствие привычных
нам деревьев. От горизонта до горизонта расстилается бескрайняя равнина. Все растения предпочитают жаться к земле , прятаться друг за друга, спасаясь от студеного ветра. Даже деревья - карликовая береза и ива - почти не возвышаются над травой. Однолетних растений нет - для них лето слишком коротко. Там, где суше, растет в основном ягель. На более влажных участках преобладают осоки и злаки.
Тундровая растительность формируется при малом количестве тепла.Характерными представителями тундр являются: лишайник ягель, зеленые мхи, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, карликовая березка, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический и др.
Слайд 35Животный мир
Животный мир беден числом видов. Лишь немногие из них приспособились
к существованию в суровых зимних условиях и не покидают тундру круглый год.Это лемминги,заяц-беляк,песец,волк,белая куропатка,полярная сова. Один из распространенных животных - песец. Зимой они кочуют вдоль рек и морских побережий, а некоторые уходят во льды Северного Ледовитого Океана. Песцы хищники. Основная их пища - лемминги. Белая сова - жительница тундр также приспособилась к жизни в этой среде.
Слайд 36Тайга — наиболее обширная природная зона России — протянулась от западных
границ России до Тихого океана. Всего на тайгу приходится свыше 60 % площади России. В пределах тайги широко распространены пушные звери — соболь, белка, куница, горностай; обитают лось, бурый медведь, росомаха, волк, ондатра.
Тайга
Слайд 38Почвы:
На севере хвойно –широколиственными лесами под распространены дерново-подзолистые почвы ,а в
южной части под широколиственными лесами- серые лесные почвы .В них выделяется три основных горизонта .Верхний горизонт-гумусовый ,сюда попадают отмершие надземные части растений, здесь особенно много микроорганизмов, червей , личинок и насекомых .Этот слой самый плодородный. Еще существует два слоя :горизонт вымывания и вмывания.
Смешанные и широколиственные леса
Слайд 39Растительный мир:
Очень своеобразны дальневосточные смешанные и широколиственные леса. Растительность зоны очень
сильно изменена в результате деятельности человека .Сейчас леса занимают менее 30% площади зоны .В их составе значительна доля вторичных, мелколиственных лесов. Зона смешанных и широколиственных лесов отличается большими запасами тепла и достаточным увлажнением.
Слайд 40Животный мир:
В смешанных и широколиственных много укрытий, разнообразный и достаточно обильный
корм .Это позволяет животным круглый год оставаться в лесах. Перелетных птиц здесь значительно меньше , чем в тундре . Для лесов характерно ярусное распределение животных. Здесь распространены животные: белки, лесная куница ,хорь ,бурый медведь, лисы, лось, летучие мыши, дятлы, совы.
Слайд 41Зона лесостепи является, как и следует из названия, переходной между лесной
зоной и степью; тянется почти непрерывной полосой через Восточно-Европейскую равнину, юг Урала и Западную Сибирь до Алтая. Леса с преобладанием дуба и липы (а также клёна и вяза в Заволжье) в Европейской части страны и с преобладанием берёзы и осины в Азиатской части (в Западной Сибири называемые колками) чередуются со степными участками, всё более расширяющимися к югу, где лесостепь постепенно переходит в степь.
Лесостепь
Слайд 42Почва.
Преобладают черноземы и каштановые. В настоящее время степи распаханы. Для защиты
полей от губительного действия суховеев и задержание снега в степной зоне создаются лесные полосы. Большие массивы пахотных земель в Заволжье и на Ставропольской возвышенности орошаются.
Степи.
Слайд 43Растения.
Ранней весной на еще влажной земле расцветает множество ярких цветов. Типичными
степными растениями являются дерновинные злаки с узкими листьями: ковыль, типчак, тонконог. Наряду с ними в составе степных сообществ всегда присутствует разнотравье.
Слайд 44Животные
Животные степей- обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кормами, но вынуждены
приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. В степи живут маленькие животные(сайгак, сурки, светлый хорь, дрофа, степной орел, суслики). Жизнь их часто зависит от того, как скоро они успели заметить опасность. Одни животные спасаются от врагов с помощью быстрых ног, другие роют норы.
Слайд 45Почвы
Почвы пустынь отличаются очень светлой, иногда даже белой окраской. Белая краска
почвы частично зависит от накопления в ней извести, которая образуется при выветривании горных пород. Светлые почвы пустынь в зависимости от окраски называют серозёмами или серо-бурыми почвами. В полупустынях распространена разрежённая полынно-злаковая растительность на каштановых и бурых пустынно-степных почвах. Почвы содержат меньше гумуса и менее плодородны. В некоторых пустынях и субтропических пустынно-степных областях верхний слой почвы имеет красноватую окраску. Это красноцветные и красно-бурые почвы. Такую окраску им придают окислы железа, утратившие в условиях жаркого, сухого климата значительное количество воды.
Пустыни и полупустыни
Слайд 47Растительный мир
При слове «пустыня» в представлении возникает голое, лишённое растительности
пространство, песчаные бугры, барханы, глинистые и каменистые поверхности. Однако растительность есть и в пустынях. Пустынный тип растительности – засухоустойчивые полукустарники и красиво цветущие ранней весной эфемеры и эфемериды (это многолетние растения с коротким периодом развития).
Слайд 48Животный мир
Полупустыни - это зона смешения степных и пустынных животных. В
пустынях обитают перевязка, барханная кошка, ушастый ёж, песчанки, жёлтый суслик, тушканчики, змеи, ящерицы, агама, саджа. Из птиц в пустынях обитают жаворонки, коньки, зуйки, дрофа-красотка, авдотка, а пустынная славка - лучшая певунья пустыни.
Слайд 51Самостоятельная работа р.т.с.36-37 №2
Слайд 52Самостоятельная работа р.т.с.№
На островах Арктики прямо на голых …
встречаются
… они очень … .
Также приспособились к жизни на камнях … и ….
В толще воды, не покрытой … , большое количество ….
Слайд 53Самостоятельная работа р.т.с.№
На островах Арктики прямо на голых … (камнях)
встречаются … (лишайники), они очень … (малы). Также приспособились к жизни на камнях … (мхи) и … (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество … (водорослей).
Слайд 54Животных арктической зоны кормит …. Морскими водорослями питаются ..., а ими
– …. Основная пища птиц и животных – это …. На скалистых берегах собираются …, … и … , здесь они выводят … . Птиц с необычными клювами называют …
Все звери – прекрасные – …. От холода их защищает …. Это … и …. На тюленей охотятся …. У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было … .
Слайд 55Животных арктической зоны кормит … (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки),
а ими – … (рыбы). Основная пища птиц и животных – это … (рыба). На скалистых берегах собираются … (чайки), … (кайры) и … (гагарки), здесь они выводят … (потомство). Птиц с необычными клювами называют … (тупики).
Все звери – прекрасные – … (пловцы). От холода их защищает … (слой жира). Это … (моржи) и … (тюлени). На тюленей охотятся … (белые медведи). У них длинная густая шерсть … (белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).
Слайд 561. Сегодня я узнал…
2. Я понял, для чего…
3. Было интересно…
4. Было трудно…
5. Теперь
я могу…
6. После урока мне захотелось…
Дополни фразы:
Ну вот наш урок и подходит к концу!
«4»
++ «3»
+ не расстраивайся, завтра
всё получится.
Оцени себя!
Слайд 58Рефлексия
– отличное
– удовлетворительное
– плохое
Слайд 59Задания для домашней работы.
Учебник стр. р.т.с.
1. Прочитать текст на с. 71—75
учебника.
2. Выполнить задания 3—5 на с. 38 рабочей тетради.
3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о животных Арктики (морж, кит, белый медведь и др.).