Слайд 1 МДОУ детский сад № 12 «БЕЛОЧКА»
г.Котовск Тамбовской области.
Педагогический
проект:
«Формирование элементарных научных экологических знаний через воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы.»
КОЛОДИНА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
1 квалификационная категория.
Слайд 2Творческое название:«Вода – источник жизни!»
Земля – наш мир, Земля – наш
дом,
Кораблик в океане звездном.
Возьмемся за руки, друзья!
Спасем наш мир! Пока не поздно!
Слайд 3Одним из главных объектов природы является вода. Антуан де Сент- Экзюпери
в книге «Планета людей» сказал о воде: « Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь». Воде дана волшебная власть. Вода- это живительная сила, чудо природы и богатство планеты.
Слайд 4- ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ В ПРОЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ.
- ПО СОДЕРЖАНИЮ: СОЦИАЛЬНО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.
- ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ
- УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С 5 ДО 6 ЛЕТ, РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
- ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ: В РАМКАХ ДОУ.
- ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА СОВЕТЕ ПЕДАГОГОВ В МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОЛОКОЛЬЧИК»
ТИП ПРОЕКТА:
Слайд 5Актуальность:
Экологическая грамотность – залог выживания на нашей планете.
Человечество стоит перед
лицом экологической катастрофы.
В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняется флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.
В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Слайд 6Противоречия:
Непонимание важности экологического воспитания детей, неосознанность, что природа и человек –
единое целое.
Современные знания детей – «Человек – царь природы» - не соответствует действительности.
Сложная экологическая обстановка.
Слайд 7ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Что случится,
если люди не будут
соблюдать законы
природы и не изменят
своё потребительское
отношение к ней?
Слайд 8ГИПОТЕЗА:
Если дети будут знать: человек – не главное действующее лицо
природы,
а только часть ее,
то у них будут
сформированы
экологическое сознание,
экологическая культура;
дети будут уважительно
и бережно относиться
к окружающему миру.
Слайд 9Цель:
Формирование знаний об окружающей
среде и
воспитание положительного
и бережного
отношения
к воде.
Слайд 10Задачи:
1. Сформировать у детей дошкольного возраста понимание того, что:
- в природе всё взаимосвязано;
- в природе нет ничего лишнего;
2. Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
5. Выяснить значение воды в жизни человека и живой природы, её свойства, состояния и виды.
6. Сформировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Слайд 11Методы проекта
Тематические занятия.
Праздники, досуги, развлечения,
экскурсии, викторины,
наблюдения.
Специальные
игровые задания.
Мониторинговые процедуры:
диагностика детей, анкетирование.
Опытническая деятельность.
Слайд 12Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ №
9 детский сад «Колокольчик»:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями –
посредством проведения
психолого-педагогической
работы, вовлечения
родителей в единое
общеобразовательное
пространство «семья - детский сад».
Слайд 13Ожидаемые результаты
У детей:
Развить умения наблюдать и
обобщать свои
наблюдения.
Повысить интерес к занятиям
по экологии, к объектам живой и
неживой природы. Чтобы у детей
возникло желание сделать полезное,
посильное для животных и птиц.
Выяснить значение воды в жизни человека и живой природы, её свойства, состояния и виды.
Сформировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья детей.
У родителей:
Сформировать позитивное отношение к воспитательно – образовательному процессу не только в ДОУ, но и дома.
Слайд 14Этапы и сроки реализации проекта:
І этап
Подготовительный
(август-сентябрь)
ІІ этап
Основной
(конец сентября -середина
мая)
ІІІ этап
Заключительный
(май)
Слайд 20Основной.
Проведение тематических занятий и бесед с детьми.
Проведение досугов, праздников и развлечений
.
Проведение викторин, игр.
Проведение акций:
- «поможем птицам зимой.»
- «лучшая постройка из снега»
- озеленение участка в детском саду.
Конкурсы рисунков и поделок .(Сотворчество родителей и детей)
Чтение произведений на экологические темы.
Родительские собрания: «Природа – наш общий дом, а человек всего лишь часть природы»; «Правила поведения в природе, или какой пример мы подаём нашим детям?»
Консультации и индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания у детей элементарных экологических знаний.
Экскурсии и прогулки в парк, на луг, к водоёму.
Встреча с пожарными. Тема: «Вода – в нашей работе нужна!»
Оформление фотовыставки «Природа и дети».
Изготовление совместно с родителями «Капитошки»
Слайд 24Работа с родителями.
Задачи
Формирование доброжелательных взаимоотношений родителей и детей в
повседневной жизни.
Повышение педагогической культуры родителей в воспитании детей.
Совершенствование уровня включения родителей в деятельность группы.
Осуществление целенаправленного воспитания: понимание родителями целей и задач воспитания, стремление реализовать их на практике, установление взаимосвязи с МДОУ, активность обоих родителей в решении педагогических задач.
Слайд 25Заключительный этап:
* Создали с детьми книгу: «Правила поведения в природе»
* Оформление
фотоальбома «Природа и дети»
* «Наблюдаем, фантазируем, творим…» - сотворчество
детей и родителей.
* Сочинили сказку : «Путешествие капельки» – о круговороте воды
в природе.
* Праздник «Пришла весна – кругом вода!»
* Мониторинг.
* Презентация проекта
на совете педагогов ДОУ.
* Наши достижения: Заняли 3 место в
областном смотре – конкурсе
на лучшую постановку
экологического воспитания .
Диплом . Тамбов 2009 год.
Слайд 26Диагностика уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию дошкольников
ВЫСОКИЙ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
Слайд 27Вовлечённость родителей
Начало года – 11 человек. 34%
Конец года –
19 человек. 64%
Слайд 28Результативность:
Соответствие
проекта требованиям
современности.
Реалистичность (осуществлено соответствие между планируемыми целями и необходимыми
для их достижения средствами)
Актуальность (нацелена на решение значимой проблемы современного общества)
Прогностичность (ориентированна на удовлетворение «завтрашнего» заказа).
У родителей:
Сформировано позитивное отношение к воспитательно – образовательному процессу не только в ДОУ, но и дома.
У детей:
отсутствует отрицательная динамика в
состоянии здоровья;
Сформированы:
- система представлений об окружающем мире, привычка бережно и разумно использовать воду.
- осознание ребенком себя, как части природного мира;
- представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия;
- знания природоведческого и природоохранного характера.
Слайд 29Вывод: «Без воды нет жизни на земле!»
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на
Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!!!
Гипотеза на практике подтвердилась:
Выяснив значение воды в жизни человека и живой природы, узнав её свойства, состояния и виды – у детей сформировалась привычка бережно и разумно использовать воду; научились грамотному и безопасному для природы и для самого ребенка поведению!
Слайд 30Обеспечение проектной деятельности
Информационные ресурсы
http://www.doshkolniki.ru/
http://www.centr-bdd.ru
http://www.osadik.ru
http://www.festival.1sentember.ru
http://www.pedsovet.ru
Методические:
1. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду Л. И. Иванова, М.,2004г.
2. Т. М. Бондаренко «Экология. Занятия с детьми.В.2004.
3. Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?» М.2003
« Деревья. Какие они?» М. 2002
« Насекомые. Какие они?» М. 2001
4. Л. Б, Молодова «Экологические праздники» М. 2003
5. Сборник методических материалов по экологии, Тамбов «Бионика», 2004
6. С. И. Шапанина «Родная природа»
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
8. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
9. Н. А. Рыжова « Моё дерево»
10. С. Н. Николаева «Формирование начал экологической культуры»
Дидактические
перспективный план;
конспекты тематических занятий;
конспекты досуговых мероприятий;
консультации для родителей;
конспекты родительских собраний