Слайд 1Методическая разработка раздела учебной программы по курсу
Основы безопасности жизнедеятельности
в 5 классе
Безопасность
и защита человека в опасных ситуациях
Выполнила
учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 143
г.Нижнего Новгорода
Красовская Е.Д.
2017 год
Слайд 2УМК
Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности». 5 класс
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
«Просвещение»,2008 г.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5-8 классы, школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В.Маслов «ОБЖ» система заданий, 5 – 9 классы Дополнительная литература, «Просвещение» 2013 г.
«Глобальные проблемы человечества» сборник статей
Программа общеобразовательных
учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности»
под общей редакцией
А.Т. Смирнова,
«Просвещение» 2010 г.
Слайд 3Пояснительная записка
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Слайд 4Цели
Образовательная: овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут угрожать человеку в повседневной жизни – природной, техногенной и социальной среде.
Воспитательная: формирование культуры безопасности жизнедеятельности, экологической культуры, здорового образа жизни, как неотъемлемой части общей нравственной культуры человека, общества и государства (антиэкстремистское мышление, антитеррористическое поведение, негативное отношение к вредным привычкам).
Развивающая: повышать уровень сознательности учащихся в необходимости умений ориентироваться в ситуациях, связанных с реальными жизненными событиями (опасность, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, экстремальная ситуация…). Прививать и закреплять навыки по оказанию первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях.
Слайд 5Задачи
Формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Формирование индивидуальной системы здорового
образа жизни;
Формирование духовно-нравственных позиций противостояния идеологии терроризма и экстремизма;
Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, к противоправному поведению;
Формирование умений принимать обоснованное решение и проектировать план своих действий в условиях конкретной опасной ситуации с учётом обстановки и своих возможностей.
Слайд 6Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями
Использование на уроках игровых упражнений, направленных на развитие внимания, проявление активного запоминания;
Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления
Начало формирования наиболее высокого уровня учебной деятельности;
Доверие учителя к интеллектуальным возможностям учащихся, высокая оценка интеллектуальных сил;
Организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий.
Слайд 7Ожидаемые результаты
В результате изучения в 5 классе раздела «Безопасность и защита
человека в опасных ситуациях» ученик должен:
Освоить особенности проживания человека в городской среде;
Уметь находить отличия природных условий в городе и в сельской местности;
Понять чем отличаются взаимоотношения городских жителей и жителей сельской местности;
Различать опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, уметь их предвидеть и избегать;
Знать основные способы регулирования дорожного движения и дорожную разметку;
Освоить и применять основные правила безопасного поведения пешехода, пассажира, водителя (велосипеда);
Запомнить и применять в случае необходимости основные
правила пожарной безопасности, безопасного поведения
в быту, дома и на улице при различных погодных условиях.
Слайд 8Классификация методов обучения
По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя
и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.
Слайд 9Обоснование используемых в образовательном процессе методов, форм организации деятельности учащихся.
Личностно-ориентированный подход
опирается на индивидуальные особенности ребенка, уважительное отношение к ребенку, право выбора собственной траектории освоения образовательной программы, использует возможности предмета для развития личности ученика.
Деятельностный подход:
создание проблемной ситуации, совместное целеполагание,
осознание содержания материала, открытие новых знаний и способов деятельности,
сопоставление запланированных и достигнутых результатов, анализ собственной деятельности.
Дифференцированный подход - деление учащихся на группы в соответствии с достигнутым уровнем усвоения учебного материала, с учетом особенностей мышления, внимания, памяти.
Слайд 10Типы уроков
Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала, усвоения
новых
знаний.
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний.
Нестандартные уроки - урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-игра, урок-соревнование
Слайд 11Поурочное планирование по теме «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»
Слайд 12Раздел программы
«Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»
Слайд 13Город, как среда обитания
Много жителей, смог, кремль и разноцветные купола церквей,
аварии на дорогах и ночные рекламы…и мало зелени!..
Слайд 14Опасность в квартире
Электроприборы, газовое оборудование, водопровод и канализация, теплоснабжение – пожар,
отравление газом, взрыв, затопление соседей…
Слайд 16БезОпасность на дорогах
Дорога, разметка, регулировщик, светофор, правила, знаки, пассажир, пешеход, велосипед,
водитель…
Слайд 17БезОпасность на водоёмах
Водоём, дно, течение, ныряние, игры, буйки, судовой ход, судорога,
надувные средства, лёд, полынья…
Слайд 18Тема урока: Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность
Класс- 5
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями взаимоотношений людей в городе, «профессиями» городов, правилами безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Задачи:1.Выяснить какие типы городов существуют.
2. Определить особенности взаимоотношений людей в городе.
3. Выработать правила безопасного общения с незнакомыми людьми в
городе.
Опережающее задание: творческий проект
«Я и круг моего общения»
Слайд 21
Актуализация ранее полученных знаний
Чем отличаются условия проживания людей в городе
от условий проживания в сельской местности?
Какие «профессии» могут быть у городов?
К какому типу городов относится Нижний Новгород?
Какие факторы окружающей среды влияют на наше здоровье?
Как можно улучшить экологическое состояние городов?
Слайд 22Проблема урока:
Как связаны между собой личная безопасность человека и его взаимоотношения
с другими людьми ?
Слайд 23«Профессии» городов
«Профессия» города и социальный состав населения - деятельность городов; (работа
с учебником под руководством учителя)
К какому типу городов относится Н. Новгород?
а) по природным условиям
б) по количеству населения;
в ) по «профессии»
Слайд 24Социальное созревание
Какие знания, умения и навыки помогают в общении с другими
людьми? Беседа.
а) общаясь с родителями, учащиеся получают ответы на самые разнообразные вопросы: ребята приводят разные примеры своих бесед с мамой и папой;
б) у бабушки и дедушки они приобретают знания о жизни во времена их молодости, умения в приготовлении пищи, работе по дому…
в) общаясь со сверстниками – приобретают опыт в различных областях деятельности: спорт, музыка, компьютерные игры, фильмы…
Слайд 25Взаимоотношения людей
Защита проектов: учащиеся выходят со своими творческими работами и рассказывают
о своём круге общения и уровне общения с разными категориями людей: родителями, бабушками и дедушками, близкими друзьями и одноклассниками, учителями, малознакомыми людьми – врач, продавец, кондуктор и.т.д.
Слайд 27Опасные места в городе
- Какие места в городе считаются
опасными для
посещения детей?
( тёмные дворы, окраины парков, чердаки, подвалы…)
- В каких местах опасно находиться без взрослых?
(стадионы, метро, площади…)
Какие правила безопасности необходимо соблюдать, находясь на улице? (не вступать в разговор с незнакомыми людьми; не сообщать свой адрес чужим людям; не давать сведений о родителях; не общаться с нетрезвыми людьми; не садиться в машину к незнакомым)
Где в городе могут оказать помощь в случае необходимости?
(магазины, аптеки, отделения милиции, пожарная часть…)
- Какие опасности могут встретиться вам по пути в школу?
Слайд 28Решение проблемного вопроса, рефлексивно-оценочный момент
Игра «Линия риска»
На каждую ситуацию поднимаем определённую
карточку: красную, если риск опасности или конфликта велик; жёлтую, если риск небольшой; зелёную, если риска нет.
1. Ты идёшь один по улице вечером. Навстречу взрослый мужчина, он просит проводить его до магазина в конце улицы. Ты соглашаешься.
2. Подросток, которого ты мало знаешь, приглашает к себе поиграть в компьютер.
Ты отказываешься, ссылаясь на то, что тебя ждут дома.
3. Играя в компьютерную игру, ты проигрываешь своему другу .Тебе неприятно и ты сердишься.
4. Мама посылает тебя в магазин, тебе не хочется, но ты соглашаешься сходить.
5. Учитель после урока попросил помочь убрать класс. Но тебе срочно надо домой.
Ответы учащихся на заданные ситуации говорят о степени усвоения ими изученного материала.
Слайд 29Используемая литература
- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности»,
учебник для 5 класса, М. «Просвещение» 2008 г.
- Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. А.Т. Смирнова, 5 – 11 классы,
М. «Просвещение» 2010 г.
- А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников. М.В. Маслов «Основы без-ти ж-ти» планируемые результаты, система заданий 5 – 9 классы М. «Просвещение» 2013 г.
- Рабочие программы А.Т. Смирнов. Б.О. Хренников «Основы б-ти ж-ти» 5-9 кл
М. «Просвещение» 2012 г.
- Г.П. Попова «Основы безопасности жизнедеятельности» школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками. 5 – 8 класс, изд. Волгоград
- И.А. Родионова «Глобальные проблемы человечества», изд.М. АО Аспент Пресс 1999 г.