Слайд 1Тема: «Молодежь в современном обществе»
Цели и задачи: 1) показать основные психологические
особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;
2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.
Слайд 2
Они (подростки ) сегодня обожают роскошь , у них плохие манеры
и нет никакого уважения к авторитетам , они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают . Он и все время спорят с родителями , они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…
Слайд 3Молодежь как социальная группа
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая
группа, выделяемая на основе:
• совокупности возрастных характеристик;
• особенности социального положения;
• социально-психологических свойств, которые определяются
общественным строем, религией, культурой, особенностями
воспитания и т. д.
При изучении молодежи как социально-демографической
группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.
Слайд 4Молодежь – это социально-демографическая группа,
определяемая на основе возраста (16-25 (30)
лет), особенностей
социального положения, определенных социальных и
психологических качеств.
Черты молодежного
сознания и поведения:
1) открытие собственного «Я»
2) гражданское совершеннолетие;
3) образование и профессиональная подготовка;
4) начало трудовой деятельности;
5) молодежная субкультура
Слайд 5Психологические особенности сознания и поведения.
1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются
ее верхние - мировоззренческие - этажи.
2. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума.
3. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
4. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.
5. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо»
и «правильно» только то, что им нравится.)
Слайд 6Причины выделения молодежи как социальной группы в индустриальном обществе.
- Почему молодежь
как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?
Слайд 7Особенности молодежи как социальной
группы:
переходность
социального
положения
высокий уровень
социальной
мобильности
Желание изменить мир
благоприятные
перспективы
в профессиональном
и карьерном плане;
активный поиск
своего места в жизни
освоение
новых
социальных ролей
Слайд 81. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса
производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.
2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.
3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.
Слайд 9Процесс социализации молодежи
Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 §
13).
Вторая группа - образование и профессиональная подготовка (пункт 3 § 13).
Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13
Слайд 10
Вопросы для первой группы
1. С какого периода согласно Конституции РФ
гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
2. Какие права и свободы получает молодой человек?
3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?
4. Что означает полная правоспособность?
5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?
7. Легко ли быть молодыми?
Слайд 11
Вопросы для второй группы
1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования
в нашем обществе?
2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?
3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?
4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.
5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?
6. Легко ли быть молодым?
Слайд 12
Вопросы для третьей группы
1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой
деятельности?
2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?
3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.
4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
6. Легко ли быть молодым?
Слайд 13Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:
1. несовпадением высокого уровня
притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
2. несовпадением старого стиля руководства «родительства», ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизическим взрослением;
3. противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Слайд 14Молодежная субкультура
Молодежная субкультура обладает:
• своим языком;
• особой модой;
• искусством
и стилем поведения.
Её носителями чаще всего выступают подростковые группы.
Слайд 15Проблемы молодежи
Получение высшего образования
Организация досуга
Наркомания,курение,алкоголизм
Проблема “отцов и детей”
Одиночество
Финансовая проблема
Слайд 16“Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не
имеют проблем.
Слайд 17Проблемы молодежи (соцопрос 11 «А»)
Слайд 18Пути решения проблемы
нужно иметь четкую цель в жизни
оставаться самим собой
свои поступки соизмерять с общечеловеческими ценностями .
Слайд 19
Будь смелым, как ветер, как воля сама!
Знай, смелых не
тронет ни кривда, ни тьма!
Будь смелым, как буря, что сносит дубы,
И будешь ты сам господином судьбы!
Янка Купала