Слайд 1
«Современный школьник в контексте воспитания толерантности».
Подготовила: учитель ГБОУ
СОШ с.Узюково
Шадрина Г.А.
Слайд 2«Важно переломить разъединительные тенденции в нашем обществе… мы вместе должны добиться,
чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность, уважительное отношение к культуре и образу жизни разных людей.
Ни вера, ни национальность не должны разделять нас, давать какие-то преференции, никто не должен быть поражен в правах».
В. В. Путин
Из заседания Совета по национальной безопасности
Слайд 3
Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Слайд 4 Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность,
так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Слайд 6Полити-
ческая
Куль-
турная
Педагоги-
ческая
Научная
Нацио-
нальная
К людям
с ОВЗ
Толерантность
Слайд 8
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей
толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Слайд 9 Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того
чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Слайд 10Принципы воспитания толерантной личности
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того,
как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка,
стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции
в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации данного принципа являются:
Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели,
основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка
к самовоспитанию толерантности;
Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях
между детьми, детьми и взрослыми;
Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;
Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны
сами стремится к сосуществованию с иными группами;
Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений,
побуждение новых интересов
Слайд 112. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации,
в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Условиями реализации данного принципа являются:
Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
Ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
Слайд 123. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и
поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;
предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 13 .
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей
осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
Слайд 14 .
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном
заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения;
· определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);
наличии отношений "ответственной зависимости" (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Слайд 15 .
Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если
дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
Слайд 16 .
.
при формировании микрогрупп учитывать
психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;
Слайд 17 .
.
обеспечить динамику количественного и качественного
состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организаторов в зависимости от видов деятельности;
создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);
добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Слайд 18
Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень
непросто, особенно для ребенка в новом современном коллективе с такими разными сверстниками, с национальными, возрастными, личностными и др. особенностями, к которым он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Необходимость раннего воспитания в человеке толерантности, поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, личности его сверстников, а также успешно адаптироваться к окружающему его миру.
Слайд 19Мероприятия
День
пожилого
человека
(октябрь)
День
Народного
единства
(ноябрь)
День
Толерантности
(ноябрь)
День
Конституции
РФ
(декабрь)
День
здоровья
(апрель)
Слайд 20Создание билбордов
Тольятти – город
толерантности