Слайд 1"СЕМЕЙНОЕ ПРАВО"
презентация для урока права
учитель первой квалификационной категории Ковалев Сергей Владимирович
учитель
высшей квалификационной категории
Никонов Игорь Андреевич
МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 г. Томска
9 класс
Слайд 2
Понятие и источники семейного права
Общее понятие семьи и брака
Условия вступления в
брак
Права и обязанности супругов
Права и обязанности родителей и детей
Алиментные обязательства
Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей
Контроль знаний
Литература
Слайд 3
Лев Николаевич
Толстой
[1828-1910]
- известный русский писатель и мыслитель, один из
признанных величайших писателей мира.
Слайд 4Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные
отношения между гражданами, вытекающие из брака и принадлежности к семье.
Слайд 6В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении
РФ и субъектов РФ.
Основной источник семейного права – Семейный кодекс РФ (вступил в силу
с 1996 года). В соответствии с ним принимаются другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения
по вопросам, отнесенных к их
ведению Семейным кодексом РФ
или им не урегулированным.
Слайд 7В юридическом смысле семья –это союз лиц, соединенных юридическими правами и
обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание.
Слайд 9По семейному праву брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и
женщины, целью которого является создание семьи.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения и дружбы супругов.
Слайд 10Мужчина и женщина, которые состоят в незарегистрированном браке, в правовом понимании
данный союз в нашей стране семьей не является. Он не порождает юридических прав и обязанностей супругов. Например, их имущественные отношения будут регулироваться не семейным, а гражданским правом. Собственником имущества будет тот, кем оно приобретено или на чье имя зарегистрировано.
Не влечет правовых последствий в нашей стране и религиозный брак, заключенный по религиозными обрядам в церкви, мечети, синагоге и других культовых учреждениях.
Только юридически оформленный, т.е. гражданский, брак порождает семейные правоотношения супругов.
Слайд 11 Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. Согласия
третьих лиц закон не требует.
Практика показывает, что счастливы, как правило, именно те браки, на которые дали согласие близкие.
Слайд 13 Брак не может быть заключен, если хотя бы одна из
сторон уже состоит в другом браке.
В нашей стране существует принцип моногамии: человек имеет право одновременно состоять только в одном браке.
Слайд 14 Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей
и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий отец или мать) братьями и сестрами.
Не могут вступить в брак лица,
страдающие душевной болезнью или слабоумием и признанные по этим
причинам судом недееспособными.
Если обнаруживаются нарушения любого из приведенных условий, брак признается недействительным, что производится только судом.
Слайд 16Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака
в книге актов гражданского состояния молодожены ставят свои подписи, а затем эти подписи скрепляются подписью должностного лица загса.
В паспортах жены и мужа делается соответствующая запись. Супругам выдается свидетельство о браке.
Слайд 17Статья 31 Семейного кодекса РФ устанавливает равенство супругов в семье.
Каждый из
супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Слайд 18Наша с Вами задача сформировать в классе 2 группы, каждая их
которых будет работать с одним из двух разделов данной таблицы:
ТЕПЕРЬ ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ!
Слайд 19Подведем итоги:
Личные права и обязанности супругов составляют основное содержание семейно-брачных
отношений.
Имущественные права супругов регулируются двумя режимами:
1) законным режимом имущества супругов, когда все имущество является их совместной собственностью;
2) договорным режимом имущества, определяемым брачным договором
(глава 8 Семейного кодекса РФ).
Слайд 21Брачный договор обязательно составляется в письменной форме и не имеет силы,
если он не заверен нотариально.
Супруги по взаимному согласию могут позже его изменить или расторгнуть, но односторонний отказ не допускается.
Вопросы для индивидуальной внеклассной работы в часы консультаций:
Сформулируйте определение брачного договора.
Систематизируйте в схематичном виде положения содержания брачного договора.
Составьте пример брачного договора.
Слайд 22« Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о
расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка»
[Семейный кодекс РФ, статья 17]
Слайд 24Юридическим основанием личных и имущественных отношений между родителями и детьми является
кровное происхождение детей, удостоверенное государственным органом.
Происхождение ребенка от матери подтверждается медицинским учреждением или свидетелями, если ребенок родился вне его.
Слайд 26Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их
здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Они обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Слайд 32Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался
без попечения своих родителей, заботу о нем принимает на себя государство.
Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Слайд 33Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах.
Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление, под опеку или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.
Слайд 34В чем ведении находится семейное законодательство…
_________________________________
в ведении РФ;
в совместном
ведении РФ и субъектов РФ;
в ведении субъектов РФ.
Правильный ответ
– в совместном ведении РФ и субъектов РФ
Слайд 35Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении
брака в течение…
_________________________________
трех месяцев со дня заключения брака;
трех месяцев со дня заключения брака и беременности жены;
беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Правильный ответ
– беременности жены и в течение года после рождения ребенка
Слайд 36Ребенком по действующему семейному законодательству признается лицо, не достигшее возраста…
_________________________________
четырнадцати
лет;
шестнадцати лет;
восемнадцати лет.
Правильный ответ
– восемнадцати лет
Слайд 37Гражданское законодательство применяется к семейным правоотношениям…
_________________________________
напрямую;
постольку, поскольку это не
противоречит существу семейных отношений;
и имеет приоритет в законодательной силе.
Правильный ответ
– постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений
Слайд 38С какого возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой
своих прав?
_________________________________
с четырнадцати лет;
с шестнадцати лет;
с восемнадцати лет.
Правильный ответ
– с четырнадцати лет
Слайд 39Дети обязаны содержать своих родителей в случае:
_________________________________
если дети являются совершеннолетними
и трудоспособными;
если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися;
дети не обязаны содержать своих родителей.
Правильный ответ
– если дети являются совершеннолетними и трудоспособными, а родители – нетрудоспособными и нуждающимися
Слайд 40В отношении каких лиц предусмотрено действие обеспечения приоритетной защиты прав и
интересов?
_________________________________
в отношении женщин;
только в отношении детей;
в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи.
Правильный ответ
– в отношении детей и нетрудоспособных членов семьи
Слайд 41Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный
учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)
«Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье».
Слайд 42учебные издания
Обществознание. 9 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. -
М. : Дрофа, 2016
Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. - М. : Дрофа, 2016
методические издания
Калуцкая Е.К. Обществознание. 9 кл.: методическое пособие к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2015
Федорова С.А. Обществознание. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. - М. : Дрофа, 2016
интернет-ресурсы
Всё о праве. Компас в мире юриспруденции - http://www.allpravo.ru/
Гарант. Информационно-правовой портал - http://www.garant.ru/products/solution/mobile_tech/
личные фотографии из семейного фотоархива
Ковалева С.В. (9, 11, 26 слайды в презентации)
Слайд 43Презентация подготовлена в рамках деятельности региональной инновационной площадки МКОУ ВСОШ №4
г. Томска «Применение ИКТ в педагогической практике как фактор влияния на качество обучения в условиях пенитенциарной системы»,
утвержденной Экспертным советом ТОИПКРО 21.11.2016г.
Руководитель: заместитель директора по научно-методической работе МКОУ ВСОШ №4 г. Томска - Павленок А.П.
Томск, 2017