Презентация, доклад на тему Применение различных методов и приёмов обучения на уроках обществознания

Содержание

Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем.В.А.Сухомлинский

Слайд 1Применение различных методов и приёмов обучения на уроках обществознания
Подготовила учитель обществоведческих

дисциплин I категории
МБОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа» Сорочинская Н.В.

Применение различных методов и приёмов обучения на уроках обществознанияПодготовила учитель обществоведческих дисциплин I категории МБОУ «Вадская средняя

Слайд 2Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем.
В.А.Сухомлинский

Урок – первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем.В.А.Сухомлинский

Слайд 3Актуальность темы
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности обучащихся всегда

была в центре внимания педагогов.

Новые социальные условия (увеличение объёма информации, развитие ИКТ) диктуют необходимость пересмотра содержания, организационных форм и методов обучения.

Задача учителя - не только сформировать у обучающихся системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для становления у учащихся
гражданской позиции, готовности к жизни в
поликультурном, динамично развивающемся мире,
способности адаптироваться к меняющимся условиям.
Актуальность темы    Проблема активизации учебно-познавательной деятельности обучащихся всегда была в центре внимания педагогов.

Слайд 4Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения

информации и степени активности обучающегося.
При обучении человек усваивает:
10% прочитанного,
20% услышанного,
30% увиденного,
90% того, что он сделал сам.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
(китайская пословица)
 

Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.При обучении

Слайд 5Обучающиеся запоминают
лучше
хуже
то, что они ДЕЛАЮТ
то, что они ГОВОРЯТ и ПИШУТ
то, что

они
СЛЫШАТ и ВИДЯТ

то, что они
ВИДЯТ

то, что они
ЧИТАЮТ

Обучающиеся запоминаютлучшехужето, что они ДЕЛАЮТто, что они ГОВОРЯТ и ПИШУТто, что они СЛЫШАТ и ВИДЯТто, что они

Слайд 6Активные стратегии (модели обучения)
ХАРАКТЕРИСТИКА
Учитель - главный источник информации и эксперт.
Обучающиеся –

не являются пассивными слушателями: они задают вопросы, предлагают собственные решения
Активные стратегии (модели обучения)ХАРАКТЕРИСТИКАУчитель - главный источник информации и эксперт.Обучающиеся – не являются пассивными слушателями: они задают

Слайд 7Интерактивные стратегии (модели обучения)
ХАРАКТЕРИСТИКА
Учитель регулирует учебно-воспитательный процесс

и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
Обучающиеся работают в группах, обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей.

Интерактивные стратегии (модели обучения)ХАРАКТЕРИСТИКА    Учитель регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет

Слайд 8Образовательные
технологии
Технология проектной деятельности
Технология личностно-ориентированного обучения
Игровые технологии
Технология развития «критического
мышления»
Информационно-коммуникационные технологии
Технология проблемного

обучения
Образовательные технологииТехнология проектной деятельностиТехнология личностно-ориентированного обученияИгровые технологииТехнология развития «критическогомышления»Информационно-коммуникационные технологииТехнология проблемного обучения

Слайд 9Технология развития «критического мышления»
В ментальности русского

человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим «он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития «критического мышления») со стороны ученика.

Технология развития «критического мышления»     В ментальности русского человека понятие «критическое мышление» связано с

Слайд 10 Основой технологии «критического мышления» является трехэтапная структура урока.  
1 этап - Этап

побуждения
Приёмы:
верные/неверные утверждения
- «корзина идей»
2 этап - Этап реализации замысла урока
Приёмы:
приём маркировки текста
кластер
дневник
3 этап – Этап рефлексии
Приёмы:
- синквейн (пятистишие)
- написание эссе

Основой технологии «критического мышления» является трехэтапная структура урока.   1 этап - Этап побуждения Приёмы:верные/неверные

Слайд 11Тема «Свобода в деятельности человека» (11 класс)
Верно ли следующее

суждение о свободе человека?
Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Тема «Свобода в деятельности человека»  (11 класс)  Верно ли следующее суждение о свободе человека?

Слайд 12





























Это метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на

начальной
стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно
будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой
теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том. Что известно ученикам
по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради
все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа,
продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» идей
(без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения,
проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Это метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной   стадии урока, когда

Слайд 13Алгоритм написания синквейна
1 строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна
2 строка

– два прилагательных, характеризующих данное понятие
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием
Тема «Потребности»(8 класс)
потребности
человеческие, безграничные
появляются, растут, удовлетворяются
нужно соотносить со своими возможностями
нужда
 


Алгоритм написания синквейна1 строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие3

Слайд 14 Результатом является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю,

узнал(а), хочу узнать подробнее.
В каждую из колонок обучающиеся заносят полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Результатом является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а), хочу узнать подробнее.  В

Слайд 15

Интересным приемом является "Двухчастный дневник".

Этот прием дает возможность обучающемуся увязать содержание текста (или услышанной им информации) со своим личным опытом.
 

  В левой части дневника учащиеся записывают те моменты, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
Интересным приемом является

Слайд 16Технология проблемного обучения
Проблема в образовательном процессе - это

осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний.


Технология проблемного обучения   Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации

Слайд 17Методы технологии проблемного обучения:
проблемного изложения
частично-поисковый
исследовательский
Приёмы технологии проблемного обучения:
эвристическая беседа
диалог
дискуссия
решение проблемных задач

и др.

Методы технологии проблемного обучения:проблемного изложениячастично-поисковыйисследовательскийПриёмы технологии проблемного обучения:эвристическая беседадиалогдискуссиярешение проблемных задач и др.

Слайд 18Тема «Что такое общество?» (6 класс)
Учитель: Человек живет в мире людей.

Его желания и интересы не могут быть осуществлены без помощи тех, кто находится рядом. Я предлагаю рассмотреть таблицу–схему и разобраться в ней.






-Итак, в центре таблицы находится тот ближайший круг общения, который играет важнейшую роль в вашей жизни. Кто это? (Проблемный вопрос!)
- Прежде всего, это ваши родные и близкие люди, одноклассники, учителя, соседи и т.д.
- Скажите, все ли ваши желания и стремления осуществляются на этом уровне?
Почему? Ответ аргументируйте. (Проблемный вопрос!)
Действительно, не все то, чего мы хотим, можно осуществить, ваши желания и интересы не совпадают с интересами других людей. Поэтому даже в этом близком для вас круге вы должны научиться согласовывать свои поступки с желаниями других людей. А для этого вам необходимо общение с ними.
Обращаем внимание на следующий круг общения.
- Предположите, кто будет встречаться вам на этом круге? (Проблемный вопрос!)
- Да, скорее всего, это будут совершенно новые незнакомые вам люди, организации, учреждения.
- Как вы будете выстраивать свои взаимоотношения с ними? (Проблемный вопрос!)
И наконец, самый большой круг общения, в который вы вступите на своем пути. Каждый из нас - не только член семьи, жилец дома, района, но и гражданин государства - Российской Федерации.
Как можно назвать единым словом этот многоликий, разносторонний, но очень интересный мир? (Проблемный вопрос!)

Ближайший круг общения

Тема «Что такое общество?» (6 класс)Учитель: Человек живет в мире людей. Его желания и интересы не могут

Слайд 19 Тема»Права и свободы человека и гражданина» (11 класс)
Существует по

меньшей мере два понимания законности:
— законность как показатель юридической защищенности человека от произвола аппарата власти;
— законность как средство государственного руководства, требование строгого и неукоснительного соблюдения законов всеми органами, организациями, гражданами
и т. д.
Какое понимание, с вашей точки зрения, ближе к идеологии прав человека? Аргументируйте свой ответ.

Примеры заданий исследовательского характера:
(6 класс)
Как я выполняю роль ученика?
Моя родословная и др
(11 класс)
«Сравнительная
характеристика Конституции
РСФСР 1978г. и Конституции
РФ 1993г. и др.

Тема»Права и свободы человека и гражданина» (11 класс)Существует по меньшей мере два понимания законности:—

Слайд 20Проблемное обучение лежит в основе технологии проектной деятельности
Проект –

это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта.
Этапы проектной деятельности:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
выдвижение гипотезы их решения
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)
сбор информации
систематизация и анализ полученных данных
подведение итогов, оформление результатов, их презентация
выводы, выдвижение новых проблем исследования
 

 


Проблемное обучение лежит в основе технологии проектной деятельности  Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно

Слайд 21Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением –

один из основных видов деятельности человека. Уникальность её состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии  Игра наряду с трудом и учением –   один из основных видов деятельности

Слайд 22Игра-путешествие (6 класс)

Игра-путешествие (6 класс)

Слайд 23Использование игровых технологий на уроках

Использование игровых технологий на уроках

Слайд 24Участие в районной маршрутной игре «Знатоки права»

Участие в районной маршрутной игре  «Знатоки права»

Слайд 25Информационно- коммуникационные технологии
Информационно – коммуникационные технологии не только прочно вошли в

деятельность педагогов, но и уже незаменимы как средство разнообразить уроки, визуализировать, структурировать информацию, сделать работу над материалом разноплановой и интересной для обучающихся.
Использование ИКТ возможно (и желательно) на любом этапе урока (при объяснении нового материала,
при закреплении полученных знаний, при контроле полученных знаний) , а также
в самостоятельной деятельности
обучающихся, во внеурочной
деятельности.
















Информационно- коммуникационные технологииИнформационно – коммуникационные технологии не только прочно вошли в деятельность педагогов, но и уже незаменимы

Слайд 26Участие в школьном и муниципальном этапах
общероссийской олимпиады школьников по основам
православной

культуры
Участие в школьном и муниципальном этапах общероссийской олимпиады школьников по основамправославной культуры

Слайд 27Капустина Наталия
Слакаева Ксения
Улюкова Дарьяна
Кирсанова Юлия
Сергачев Дмитрий
Команда Вадской средней
общеобразовательной школы
ИЗБИРКОМ XXI

ВЕКА
(избирательная команда XXI века)
Капустина НаталияСлакаева КсенияУлюкова ДарьянаКирсанова ЮлияСергачев ДмитрийКоманда Вадской средней общеобразовательной школыИЗБИРКОМ XXI ВЕКА(избирательная команда XXI века)

Слайд 28Выступление команды на районном конкурсе

Выступление команды на районном конкурсе

Слайд 29 Притча

Путешественник увидел трёх рабочих, которые
толкали тяжело нагруженные тачки,

и спросил
у каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку,
будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб
для своей семьи».
А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ
ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!».

Овладение методами и приёмами педагогической технологии — одна из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного метода(приёма), он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все они будут использованы в повседневной работе. Но, вооружившись даже несколькими из них и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов в деле воспитания активной, творческой личности обучающегося (храма его души).
ПритчаПутешественник увидел трёх рабочих, которыетолкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть