Слайд 1Религия как социальный институт
Слайд 2Цели урока
сформировать представление о религии, её видах, особенностях, раскрыть специфические черты
религиозного сознания, различные функции религии в обществе, истории происхождения мировых религий и их роли в жизни общества
Слайд 3Слова, которые подходят к пониманию слова «религия»
Вера
Крест Бог Душа Секта
Слайд 4Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога
или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
Слайд 5Исторические формы развития религии.
• Племенные
• Национальные
• Мировые
Слайд 6 Мировые религии:
1. Христианство
- православие
-
католицизм
2. Ислам
3. Буддизм
Слайд 19Особенности религиозной веры
1. Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
2. Убежденность
в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
3. Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.
Слайд 20Функции религии.
Регулирующая - поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных
норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям.
Познавательно-воспитательная - дает объяснение мироустройства и содержит моральные доктрины, определяя категории добра и зла.
Психотерапевтическая - различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.
Интегративная - когда люди разделяют одинаковые воззрения, они объединяются, приобретая солидарность друг к другу
Функция социализации приобщает к культурным ценностям, осуществляет связь поколений с помощью единых разделяемых воззрений.
Коммуникативная - общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.
Слайд 21
Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?
Почитай отца твоего и
мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 22Религиозные организации и объединения
церковь
секты
организации, построенные вокруг яркого религиозного
лидера
Слайд 23Церковь - объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения
Слайд 24Конституция РФ, статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Слайд 25Конвенция ООН о правах ребенка
Свобода мысли, совести и религии. Государства должны
уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.
Слайд 26Религия как социальный институт -
это организованное объединение людей, выполняющих
определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.