Слайд 1Семейные правоотношения
Презентацию подготовила
учитель истории
и обществознания
Орловского СУВУ
г. Орлова Кировской обл.
Шалагинова
Е.Г.
Слайд 2"В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги
постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
"Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
... Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы."
- О чем притча? Главный смысл этой притчи?
- Назовите тему нашего урока?
Слайд 4Какие ассоциации
возникают у вас при слове
«семья»?
Слайд 5семья
дружная
счастливая
дети
родители
брак
любовь
уважение
Слайд 6Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные
в правах и обязанностях членов семьи и возникающих из брака, родства и некоторых других оснований.
Семья - это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении,
объединённая общностью быта, взаимной помощью и ответственностью.
Брак - союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности
Слайд 7 изучите статьи
Семейного
кодекса российской Федерации (ст. 10 - 14)
Ответьте на вопросы:
Каковы условия
вступления в брак?
Каков порядок
заключения брака?
Слайд 8Условия вступления в брак
1. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих
в брак
2. Достижение брачного возраста
3. Отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака:
а) не должны состоять в зарегистрированном браке
б) не должны быть близкими родственниками
в) недееспособность, признанное по суду
Слайд 9Порядок регистрации брака
Будущие супруги подают совместное письменное
заявление в ЗАГС
Назначается дата регистрации брака – через месяц(?) после подачи заявления
Торжественное бракосочетание
Получение государственного документа «Свидетельства о заключении брака»
Слайд 10Выполните задание
Иван Сергеевич, жена которого погибла в результате ДТП, и
Клавдия Ивановна, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. У Ивана Сергеевича была дочь, а у Клавдии Ивановны – сын, которые когда выросли, полюбили друг друга. Когда они стали совершеннолетними, решили пожениться.
Смогут ли молодой человек и девушка вступить в брак?
Слайд 11изучите статьи
Семейного кодекса
рФ (ст. 31, 32, 34, 36, 40 - 41) и текст учебника на с. 159
Ответьте на вопрос:
1. Какие права имеют супруги?
2.Какие виды собственности супругов существуют?
Слайд 12Личные
правоотношения
Имущественные
правоотношения
Выбор
фамилии
Выбор
места
жительства
Выбор
профессии
Законный
Договорной
Супруги
Слайд 13Законный режим
имущества супругов
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их
совместной собственностью
Личным имуществом супругов является:
имущество, нажитое до брака;
имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования;
предметы индивидуального пользования.
Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.
Слайд 14Договорной режим
имущества супругов
Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак,
или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:
а) права и обязанности по взаимному
содержанию
б) способы участия в доходах друг друга
в) порядок несения каждым из них семейных расходов
г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае
расторжения брака
Слайд 15Выполните задание
В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Крюковых гражданка
Крюкова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу.
Какое, по вашему мнению, решение должен вынести суд? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 16изучите статьи
Семейного кодекса
российской Федерации
(ст. 54, 55, 57, 58)
и текст учебника на с. 162
Ответьте на вопросы:
1. Какие права имеют дети?
2. Какие обязанности имеют
дети?
Слайд 17Ребенок имеет право на:
на имя, отчество, фамилию
право жить и воспитываться в
семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание
право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интерес
на защиту
на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой на содержание от своих родителей
имущество
Трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Слайд 18Выполните задание
Аркадий (14 лет) жалуется своим друзьям: «Мои родители – жестокие
люди. Они требуют, что бы в 21.00 я был дома, проверяют, сделаны ли уроки, не хотят «разориться» на новый мобильный телефон, а три старых я давно потерял».
Может ли в данном случае быть поставлен вопрос о лишении родителей Аркадия родительских прав? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 19изучите статьи
Семейного кодекса
российской Федерации
(ст. 61, 63, 64) и
текст учебника на с.160- 161
Ответьте на вопросы:
1. Какие права и обязанности имеют родители?
2. Какие меры могут быть приняты к родителям, не выполняющим свои обязанности?
Слайд 20 родители:
имеют право и обязанность воспитывать детей,
имеют право и обязанность обеспечить
получение детьми основного общего образования,
вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их,
в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей.
Права и обязанности родителей ограничены
во времени, они прекращаются по достижении
ребёнком 18 лет
Слайд 21Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда
с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Слайд 22Домашнее задание
Параграф 18
Написать эссе на тему: " Моя семья -
моя опора."
Слайд 24Используемая литература
«Обществознание» 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений п/р Л.Н. Боголюбова;
М., «Просвещение» - 2012.
2. Семейный кодекс Российской Федерации
3. «Обществознание»9 класс, поурочные разработки п/р Л.Ф. Ивановой; М, «Просвещение» - 2012.