Слайд 1Проблема познаваемости мира
Параграф 21 учить, существует древнее утверждение о том, что
в большом знании большая печаль. Как вы думаете, какой смысл вложен в него? Устарело ли оно или и сегодня является актуальным? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения
Выполнила учитель обществознания Вишнякова Елена Борисовна
Слайд 2Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир,
надо его иначе назвать»?
План урока:
Бытие и познание
Познание как деятельность
Чувственное познание: его возможности и границы
Сущность и формы рационального познания
Слайд 3«To be or not to be» - that is a question,
- восклицал известный нам герой
Одной из центральных категорий философии является категория бытия
Её исследованием занимается целая наука – онтология (это очень сложная для понимания категория, так как включает максимальную степень обощённости)
Слайд 4Мыслители прошлого о сущности бытия:
Фалес Милетский – субстанцией (основой) мира является
вода
Анаксимен – субстанцией (основой) мира является воздух
Гераклит – субстанцией (основой) мира является огонь
Демокрит – усматривал основу бытия в реально существующих неделимых атомах, а пустоту считал условием их движения
Платон – к истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом. Предметный мир, окружающий человека, изменчив и не обладает истинным бытием
Слайд 5Мыслители прошлого о сущности бытия:
Аристотель – выделял бытие как таковое (сущее)
и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки
Средневековые философы – абсолютное бытие отождествлялось с Богом. Некоторые мыслители рассматривали Бога как дарителя (источник) бытия, возвышающегося над миром сущностей
Слайд 6Мыслители прошлого о сущности бытия:
Иммануил Кант – различал внешний мир и
изначально данные человеку до всякого опыта (априорные) формы чувственного познания (к ним он относил пространство и время), а также категории рассудка (причина и следствие, единичное, особенное, общее и другое). Соединяет их познающий человек, обладающий познавательным аппаратом. При этом человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые «вещи в себе»
Слайд 7Мыслители прошлого о сущности бытия:
Георг Гегель – считал субстанцией мира «абсолютный
дух», или «мировой разум» , который, проходя в своём развитии стадию природы, сам себя познаёт в процессе восхождения от абстрактного к конкретному, то есть от наиболее общих определений к более конкретным, богатым содержанием
Марксисты – отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимости от познающего субъекта
Слайд 9Агностик: итак, уважаемые господа, я представляю точку зрения философской концепции агностицизма,
которая отрицает познаваемость окружающего мира. Мы сомневаемся в том, что человек может истинно познавать мир
Слайд 10И так думаем не только мы. Вспомните древнегреческого философа Секта Эмпирика,
который говорил: «Мы вообще не в состоянии сказать, каков предмет на самом деле, но мы можем знать, каким он нам кажется в зависимости от устройства наших органов чувств. Мы видим мир не таки, какой он сам по себе, а таким, каким его должны видеть в силу своей чувственной организации»
Слайд 11Привожу его доводы: например, простое яблоко. Опишем наши представления: яблоко жёлтое,
гладкое, приятно пахнущее, сладкое, хрустящее. Итак, мы характеризовали яблоко с помощью пяти свойств
А почему именно пять свойств, а не трёх или семи? Потому что мы так устроены, у нас пять органов чувств, следовательно, воспринимаемому предмету мы приписываем пять свойств
Слайд 12Дэвид Юм: «Человек не способен оценить совпадение своего знания с реальностью
именно потому, что всякое знание происходит из опыта, а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти»
Иманнуил Кант: « Следовательно, мы должны признать, что отсутствует логический способ установить соответствия между объективным миром и системой знания»
Слайд 13Современный философ: «Позвольте с вами не согласиться. Наши чувства с фотографической
точностью воспроизводят действительность и мы в силах познать окружающий мир.
Коллеги, не забывайте тот факт, что наши знания несут неустранимый отпечаток субъективной действительности: на них неизбежно влияют представления о мире, которые были накоплены до нас, тот культурно-исторический опыт, которым мы обладаем, наши мировоззренческие приоритеты. Скорее, нам следует говорить о «субъективном образе объективного мира»
Слайд 14Агностицизм – (от греческого «непознаваемый») – философское учение, отрицающее возможность познания
Конвенционализм
– (от латинского «договор»)- существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашением между учёными
Слайд 15Гносеология (образовано от греческих слов: γνώσις — познание; λόγος — слово,
рассуждение, учение).
Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.
Слайд 16Знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека
Познавательная
деятельность:
Результат особого процесса – познавательной деятельности людей
Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях
Специально организованный процесс (исследования)
Приобретаются в результате опыта
Слайд 17Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой
его взаимодействие с внешней средой является только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к полученной информации
Виды познания:
Обыденное
Научное
Философское (религиозное)
Художественное
Социальное
Слайд 18Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление)
Чувственное познание –процесс получения
знаний о действительности посредством органов чувств
Слайд 19Специфические характеристики:
Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным
миром. Именно чувственное познание способно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность
Слайд 20Специфические характеристики:
2. Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность
следует понимать как неспособность человека изменить данные органы чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятия, но всё же каждый из нас воспринимает горячее как горячее. При этом человек осознаёт, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее, он доверяет своим органам чувств
Слайд 21
Специфические характеристики:
3. На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное
в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира
Слайд 22Чувственному познанию присущи следующие формы:
Ощущения – это данные органов чувств об
отдельных свойствах отдельных предметов
Восприятие – это целостной образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений. При этом восприятие не является простой «механической» суммой. На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности
Представление – это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним
Слайд 23Рациональное познание – процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных
мыслительных процедур
Формы рационального познания:
Понятие – мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки
Суждение – мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения
Теория (умозаключение) представляет собой систему взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающую совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области
Слайд 24Методы рационального познания:
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция, обобщение
Абстрагирование
Определение
Слайд 25Особенности рационального познания:
Рациональное познание имеет обобщённый характер. Это проявляется в способности
человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида
Рациональное познание носит абстрактный характер, то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты
Слайд 26Особенности рационального познания:
3. Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и
целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношений между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств
Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи, объективирования знания
Слайд 27Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой
Ощущения, восприятия
и представления являются исходным материалом для мышления
Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств
Вместе с тем, познавая мир, человек не просто фиксирует реакцию своего организма на внешние воздействия
Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания