СИРОТСТВО –
КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Слайд 2
Цель: Изучение условий социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.
Задачи:
Дать понятие социального сиротства.
2.
Рассмотреть историю социального сиротства и социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.
3.Познакомиться с нормативно-правовой базой социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России.
4.Рассмотреть осуществление социально-педагогической поддержки детей-сирот на современном этапе.
Слайд 3Объект исследования : дети-сироты.
Предмет исследования :
социально-педагогическая поддержка детей-сирот в истории
России.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, практический анализ социально-педагогической поддержки детей-сирот.
Слайд 4Гипотеза:
В основе социального сиротства ребенка лежит отчуждение его от
общества, от семьи. Чувство отчужденности у ребенка возникает потому, что он эмоционально не понят и не принят другими людьми. Отчужденность может формироваться по разным основаниям: отказ от ребенка родителями, телесные наказания, физическое и психическое насилие, равнодушное отношение. Отчужденность разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням.
Слайд 5Актуальность :
Актуальность определяется все увеличивающимся количеством детей, оставшихся без родительского попечения;
ограниченностью возможностей учреждений государственной поддержки детства решать эту проблему только традиционными средствами. Этим и определяется суть проблемы исследования.
Слайд 6
Социальное сиротство – это тяжелая ,
неестественная
ситуация, когда родители по разным
причинам не воспитывают своих детей.
Слайд 7
СТАТИСТИКА:
1. Россия занимает первое место по количеству сирот на 10 тысяч
детей (в России их 40 млн.)
2. 50% детей находится в зоне социального риска.
3. Ежегодно выявляется 100 тыс. детей нуждающихся в опеке.
4. За последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%.
Слайд 8Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот:
1. Остались без попечения родителей в
1990-2001 годы постоянно возрастало; с 2001 года оставалось на стабильно высоком уровне – 3 тысячи детей в год;2006г. – 2952 тыс.детей; 2007 – 2934 тыс. детей; 2008 – 2572тыс. детей.
Вырос относительный показатель увеличения детей нуждающихся в социальной защите - он вырос в 5,5 раза, при условии, что рождаемость детей в Российской Федерации уменьшается.
Слайд 9История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.
Владимир 1 Святославович.
Великий князь Владимир
I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства.
Слайд 10Ярослав Мудрый
Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал
своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей
Слайд 11Владимир Мономах
Владимир Мономах. в своей Духовной Детям завещал защищать сироту и
призывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите, снабдите сироту».
Слайд 12Иван IV (Грозный)
В царствование Ивана IV в круг задач государственного правления,
осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В начале XVII века в трудное и «смутное» время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов.
Слайд 13 В середине XVII века при царе Алексее Михайловиче получила свое
дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках власти гражданской. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот.
Слайд 14Холмово – Успенский монастырь
В 1706 году Новгородский митрополит Иов построил по
собственной инициативе и за собственные средства в Холмово-Успенском монастыре «сиропитательницу» для «зазорных» младенцев. Тем самым он положил начало истории подобного рода заведений, к помощи которых прибегали и много позже.
Слайд 15ПЕТР 1
Петр I своим Указом от 4 ноября 1715 года предписал
устраивать в Москве и других городах гошпитали «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются». И «чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы, к вышеозначенным гошпиталям и клали потайно в окно через какое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно».
Слайд 16ЕКАТЕРИНА II
Манифест Екатерины II призывал также создавать «сиропитательницы» и в других
городах. Вскоре по частной инициа-тиве различных благотворителей открылись сиропитательницы в Новгороде, Воронеже, Оренбурге и других городах. Однако детские учреждения для сирот создавались не только по инициативе благотворителей.
Открытие Московского Воспитательного Дома состоялось 21 апреля 1764 года. В нем надлежало создать совершенно «новую породу людей», детей-граждан, способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах.
Слайд 17Московский воспитательный дом при Екатерине II
Большая роль в создании детских приютов
принадлежала В.Ф. Одоевскому. В 1837 г. он возглавил «Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал «Положение о детских приютах». По его словам, «приют не только убежище для детей, обязательным должно быть их воспитание».
Слайд 18Владимир Фёдорович Одоевский
Большая роль в создании детских приютов принадлежала В.Ф. Одоевскому.
В 1837 г. он возглавил «Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал «Положение о детских приютах». По его словам, «приют не только убежище для детей, обязательным должно быть их воспитание».
Слайд 19Казанская Духовная Консистория
. С середины XIX века в связи с распространением
указа Казанской Духовной Консистории активизировалась деятельность монастырских приютов. Во второй половине XIX века они по-прежнему оставались наиболее распространенной формой благотворительной деятельности православной церкви.
Слайд 20. Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в России.
На сегодняшний день,
социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с нормативными актами – это Федеральные законы разного содержания.
Российское законодательство гарантирует соблюдение права на образование, воспитание и реабилитацию детей-сирот. Важной основой защиты детей-сирот выступает организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей.