Слайд 1Экскурсия в страну стереотипов
Обществознание. 6 класс
Слайд 2Стереотип
Устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации.
Это
привычный взгляд на вещи, штамп к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми.
Слайд 3Стереотипы представляют собой как бы прибор грубой настройки, позволяющий человеку экономить
психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной, или профессиональной принадлежности человека.
Слайд 4Создавая стереотипы, мы классифицируем поведение окружающих и объясняем его причины путем
отнесения к уже известным явлениям, т.е. социальным стереотипам. Такие житейские обобщения исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в нашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых.
Слайд 5Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли
повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга.
Слайд 6Эксперименты Гордона Олпорга показали, что испытуемые видели в пожилых и полных
мужчинах людей надёжных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.
Слайд 7Именно из стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis
- природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей.
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествлять его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. По мнению Аристотеля, толстый, как у быка, нос означает лень, широкий нос с большими ноздрями – глупость, нос, похожий на нос льва – важность….
Слайд 8Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера: у
волевых людей губы плотно сжаты, расслабленные губы – признак мягкости, любезности, а у глупого человека – рот вообще открыт. Когда человек смеётся, на его лице рефлекторно появляется маска, определённым образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой , счастливой, светлой, холодной, насмешливой, глупой….
Слайд 9Ещё древние говорили: «Глаза – зеркало души!». Аристотель указывал, что большие,
добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.
Л.Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, – это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, – это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны.»
Слайд 10Наиболее живучи и популярны и не всегда верны этнические стереотипы –
образы типичных представителей определённых наций.
Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера: чопорность и худоба англичан, педантичность немцев, легкомысленность французов, эксцентричность итальянцев.
Слайд 11Велика живучесть и профессиональных стереотипов (дисциплинированность военного, строгость прокурора, сердечность медсестры…).
М.Я.
Басов писал : « Когда мы говорим о педагоге, враче, художнике, актере и т.п. нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаём их в жизни при первой встрече. Каждая профессия имеет свой штамп.»
Слайд 12Вопросы к классу:
Что такое стереотип? Приведите примеры.
Помогают они или мешают в
процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?