Презентация, доклад по обществознанию Историческое развитие человечества (10 класс, профильный уровень)

Содержание

Подготовила учитель истории и обществознания Лисицына И.А.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Слайд 1С.А.Есенин:
«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»

С.А.Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»

Слайд 2Подготовила учитель истории и обществознания Лисицына И.А.
Историческое развитие человечества: поиски социальной

макротеории
Подготовила учитель истории и обществознания Лисицына И.А.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Слайд 3Взгляды на мировую историю
1. Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, А.

Тойнби, О. Шпенглер)
2. Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)
3. Теория постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, У. Ростоу)
Взгляды на мировую историю1. Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер)2. Теория общественно-экономических формаций

Слайд 4Цивилизация
civilis – гражданский

Существует множество понятий о цивилизации

Цивилизацияcivilis – гражданскийСуществует множество понятий о цивилизации

Слайд 5• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер,

Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);
• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);
• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);
• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);
• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
• заключительнуая стадия эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);• этап исторического развития

Слайд 6Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде  «Россия

и Европа»
Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?
Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?
Какой принцип используется для определения цивилизации?

Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде  «Россия и Европа»Что понимал под культурно-историческим типом

Слайд 7Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами,

присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

«Россия и Европа»

Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.

«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не одарен привилегией бесконечного прогресса».

Культурно-исторический тип - система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по

Слайд 8Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру
Вопросы к группе 2
Охарактеризуйте понимание

цивилизации по Шпенглеру
Какие  типы цивилизаций он выделяет?
Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?
Типология культур и цивилизация по О. ШпенглеруВопросы к группе 2Охарактеризуйте понимание цивилизации по ШпенглеруКакие  типы цивилизаций он

Слайд 9Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия
(«Закат Европы»):

Он считал, что в истории человечества

существовало 8 культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Цивилизация – стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.
Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя

Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.

Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия («Закат Европы»):Он считал, что в истории человечества существовало 8 культур, каждая из которых

Слайд 10Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»
Вопросы к группе

3
Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
Как  он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения  цивилизации?
Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»Вопросы к группе 3Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?Как

Слайд 11Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
Религия и

форма ее организации
Территориальный признак

Всемирная история это система условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Цивилизации бывают:
Первичные 
Вторичные 
Третичные

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

А. Тойнби (1889—1975 гг.)
(«Постижение истории»)

Цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:Религия и форма ее организацииТерриториальный признакВсемирная история это

Слайд 12Факторы определяющие сущность цивилизации:

Факторы определяющие сущность цивилизации:

Слайд 13Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?
Глубоко изучает историю

конкретных обществ, народов во всем их многообразии;

Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;

Центр исследования – человек, как творец истории;

Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их

Слайд 14Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?
Достоинства:
Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ

и народов во всем их многообразии и специфике;
Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:
При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?Достоинства:Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии

Слайд 15Обычно все многообразие локальных цивилизаций
делят на две группы - западную

и восточную
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две группы - западную и восточную

Слайд 16Дэниел Белл 1919 г. США
«Грядущее постиндустриальное
общество»
70-е гг.
доиндустриальное — индустриальное

— постиндустриальное общество.

Стадиально-цивилизационная модель

Дэниел Белл 1919 г. США «Грядущее постиндустриальное общество»70-е гг.доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество.Стадиально-цивилизационная модель

Слайд 17
Теория общественно экономических формаций

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определённом

способе производства.

Теория общественно экономических формацийОбщественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства.

Слайд 18Авторы формационной теории: 
Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Авторы формационной теории: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Слайд 19Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных

производственных отношений.
Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).
Базис - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.Надстройка - совокупность идеологических отношений и

Слайд 20Сущность формационной теории
1. Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций.
2. переход

от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства.
3. Неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
4. В жизни общества решающую роль играет материальное производство.
5. Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
6. Определяющее воздействие экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений.
Сущность формационной теории1. Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций.2. переход от одной формации к другой вызван

Слайд 21Достоинства формационного подхода
Формационный подход позволяет:
увидеть то общее, что было в

историческом развитии различных народов;
2) представить историю человечества как единых процесс;
3) установить определённые законы исторического развития общества;
4) предложить периодизацию всемирной истории;
5) просто и доступно объяснить ход всемирной истории.
Достоинства формационного подходаФормационный подход позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; 2) представить

Слайд 22Недостатки формационного подхода:
1) Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности истории отдельных обществ

и народов.
2) Отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческая деятельность.
3) Фатализм, безальтернативность исторического процесса.
4) Большинство процессов духовного, политического порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций.
5) Многие народы не проходили в своём развитии через все или даже через большинство формаций
Недостатки формационного подхода:1) Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности истории отдельных обществ и народов.2) Отодвигается на задний план

Слайд 23Элвин Тоффлер 1928 США
выделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс.

лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию человечества в рамках цивилизации. Результатом стало утверждение традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась промышленная революция, результатом которой явилось превращение аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир стремительно вступает в постиндустриальное общество.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер 1928 СШАвыделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных

Слайд 24Уолт Уитмен Ростоу 1916 США
выделяет пять стадий развития общества, две из

которых являются промежуточными—
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
— Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
— Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
— Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
— Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер

Уолт Уитмен Ростоу 1916 СШАвыделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными—

Слайд 25 Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы

видим в них немало общего.

1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция, промышленная революция и т. п.).

Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) и теорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.1. В

Слайд 26Различия:
Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем

общественно-историческом развитии человечество.
Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
Различия:Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Учитывая значимость социально-экономических

Слайд 28Давайте поспорим
- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории

человеческого общества.

- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.

- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.

Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на …
Давайте поспорим- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.- Цивилизационный подход свободен от

Слайд 29 «Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения,

чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».
Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.

Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)

1

2

«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм.

Слайд 30Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному

подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.

Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.

3

4

Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному подходу (II):   базис, рабовладельческий

Слайд 31«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».


(А.Кэмпиньский)

6

Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?

«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть