Слайд 2План
Эволюция понятия искусства
Взаимодействие философии и искусства
Понятие и структура явления искусства
Эстетика
как философия искусства
Искусство как совокупность высших достижений гения
Философия искусства Шеллинга
Слайд 3Эволюция понятия искусства
Искусство - особый элемент системы духовной жизни человечества.
Оно в
той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Слайд 4гипотезы генезиса искусства
На протяжении всей истории человечества ему сопутствует
искусство.
Оно возникает в эпоху
палеолита 25-15 тысяч лет
тому назад.
Слайд 5Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства
игровая концепция
"имитативная теория"
реализация инстинкта
украшения
Слайд 6
Игровая концепция культуры
Игровая культура впервые целостно была сформулирована голландским историком Йохан
Хейзинга (1872-1945) в работе \"Homo ludens\" Статья по истории культуры \"(1938) Исследователь исходил из идей И Канта, Ф Шилле.
Искусство и есть разновидность игры.
В веселой игре — искусстве — люди избавляются от забот и невзгод.
Слайд 7 Имитативная теория
В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций
Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.).
Искусство – это мимезис,
или подражание природе (Демокрит).
Слайд 8Реализация инстинкта украшения
Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию “инстинкта украшения”, средство
полового привлечения (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др.)
Слайд 9Понятие искусства в истории философии
Античность
Аристотель "Об искусстве поэзии", "мимезис" - подражание.
"Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания".
Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку.
Слайд 10Искусство по платону
Искусство по Платону – это подражание подражанию.
Ораторские и художественные
искусства, как подражательные, отвергаются Платоном как несовершенные, лживые и наносящие вред воспитанию человека в обществе.
Художником человека делает особое состояние «одержимости», «неистовства».
Платон предложил слово Techne – умение создавать вещи по правилам,мастерство. Это - искусство, ремесло, а так же наука.
Слайд 11Искусство по сократу
Сократ говорит, что все искусства можно разделить таким образом:
«одни главное место отводят работе и в речах нуждаются мало, а иные из них и вовсе не нуждаются – они могут исполнять свое дело даже в полном молчании, как, например, живопись, ваяние и многие другие. А другие искусства достигают всего с помощью одного слова, о деле же можно сказать, нисколько не нуждаются либо очень мало.
Слайд 12Средневековье об искусстве
Искусство - это познание правил, с помощью которых можно
создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил - в этом Средневековье не сомневается.
Искусство - это и строительство корабля или дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец.
Слайд 13Средневековье об искусстве
теория искусство - это теория ремесла. Artifex (творец, создатель)
создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу.
Средневековое искусство - особая ступень в мировом художественном развитии.
Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству.
Слайд 14Возрождение и Новое время об искусстве
Лоренцо Валла, автор знаменитого трактата "Об
истинном и ложном благе" утверждает, что искусства создаются не из любви к добродетели, а из стремления к наслаждению - архитектура, живопись, музыка и поэзия возникли из потребности в наслаждении и связанной с ней пользы.
Искусство тесно связывалось с познавательной деятельностью человека, то наука и искусство понимались как родственные, единые по сути своей формы деятельности.
Ш. Батте .Возникает термин "изящные искусства", или "изящное искусство” имеющие главной целью выражение эстетического.
Слайд 15Возрождение и Новое время об искусстве
В XVIII в. происходит становление "высокого"
профессионального искусства.
В XVIII в. возникает эстетика как наука (от греч. aisthetikos –
чувствующий, относящийся к
чувственному восприятию).
Ведущими искусствами, становятся театр, литература и музыка, которые порой начинают доминировать над живописью.
Слайд 16Возрождение и Новое время об искусстве
Главной задачей искусства считалось познание мира
и жизни, постижение, осмысление тайн мироздания, особенностей бытия человека и общества.
Две основных направленности, две, в общем сходящихся линии. Первая - линия реализма, в крайности, доводимая до натурализма.
Вторая линия шла по пути продолжения романтизма к символизму и к модернизму. Художники и поэты символисты
были озабоченыне точной передачей
особенностей внешнего мира (природы),
а изображениемсвоих представлений
о нем, с помощью символов, аллегорий.
Слайд 17Понятие и структура явления искусства
Искусство – это практически-духовное освоение мира человеком
в художественно-образной форме.
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека...
Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
Слайд 18Понятие и структура явления искусства
Это “образ” - образ мира и человека,
переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.
Оно в отличие от науки отражает
действительность не в понятиях,
а в конкретной, чувственно
воспринимаемой форме –
в форме типических художественных
образов.
Слайд 19Специфика познания посредством искусства
Отражение мира с помощью художественных образов
Наглядный характер
Субъективное восприятие
действительности
Слайд 20Функции искусства в обществе
Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность).
Познавательно-эвристическая функция (искусство как
знание и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов).
Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение).
Воспитательная функция. (формирование целостной личности). Искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
Слайд 21Функции искусства в обществе
Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание).
Эстетическая функция (искусство
как формирование творческого духа и
ценностных ориентаций).
Геданестическая функция (искусство как наслаждение).
Функция творческого самовыражения
личности – основная в искусстве
Слайд 22Эстетика как философия искусства
В XVIII в. возникает эстетика как наука.
Основоположник немецкий просветитель Александр Баумгартен. В 1750 г. опубликовал на латинском языке произведение, которое так и называлось - "Эстетика" (от греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию).
Он рассматривает эстетику как составную часть гносеологии, относящуюся к чувственному познанию.
Для немецкого философа И. Канта эстетика - это “наука о чувственности вообще”.
Прекрасное - коренная
категория эстетики
Слайд 23Эстетика как философия искусства
Однако подлинным Богом для эстетики явился
Г.Ф.В.
Гегель.
Гегель определил эстетику как философию прекрасного,
вернее, как философию искусства,
Предметом эстетики "является обширное царство
прекрасного, точнее говоря, область искусства, или, еще точнее - художественного творчества".
Эстетика – «теория искусства»,
«философия искусства»
Гегель определяет искусство как проявление идеала, который следует искать в искусстве, а не в природе. Ведь искусство - это дважды природа, природа, возрожденная в творчестве гения.
Слайд 24Эстетика о сущности искусства
искусство
Материалистическая теория
Идеалистическая теория
Mimesis (греч-изображение)-отражение, имитация действительности. (Аристотель)
Phantasia (греч-воображение)-выражение
внутренних чувств вечных истин, сути времени. (Платон)
Слайд 25Основные эстетические концепции
Концепция прекрасного
теория чувств (
теория заражения — Л.
Н. Толстой)
теория выражения «я» художника
гедонистическая теория
теория отражения — (отражение действительности в образах)
концепция постижения сущности.
Слайд 26Эстетизм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
А.Шопенгауэра искусство - это высшая форма познания, высшее
достижение человеческого духа, которое может давать нам больше откровения, чем все науки вместе взятые. Гений же - великий художник, великий философ, благодаря своей объективности видит с большей ясностью то, чего другие не видят вовсе.
Ницше формулирует стадии художественного творчества: начальная стадия - священное опьянение, охмеление, когда художник словно одержим дионисийским безумием.
Слайд 27Психоаналитическая теория творчества
Особое место среди учений, рассматривающих творчество в целом и
в частности искусство, имеет психоаналитическая школа, основателем которой явился Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр.
"Понимание бессознательной душевной деятельности, - писал Фрейд, - впервые дало возможность получить представление о сущности и творческой деятельности "поэта" .
Источник фантазии находится в бессознательном.
Слайд 28Философия искусства Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был видным
представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля.
Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления.
Исходным пунктом для “Философии искусства” является объективный идеализм.
Искусство - звено между душой человека и природой.
Метод "конструирования" искусство есть созерцание абсолюта