Слайд 1Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Потребление и рациональное
поведение
Автор- Юрганова Е.В.
Слайд 3Ограничение выбора:
цена
доход
Слайд 4Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня
жизни в определённой стране.
Слайд 5Величина прожиточного минимума
согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997
года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей:
минимальные наборы продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Слайд 6Закон "О потребительской корзине в целом по РФ"
Закон вступит в силу
1 января 2013 года. Он определяет новый подход к формированию продуктовой корзины и устанавливает новые нормативы потребления.
Слайд 7Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов
питания (в процентах):
Слайд 8На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из
которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.
Потребительская корзина – это набор товаров и услуг, обеспечивающий жизнедеятельность человека и характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.
Слайд 931 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации». Он установил следующую потребительскую корзину:
Слайд 10Ежедневная норма продуктов питания
Потребительская корзина взрослого трудоспособного москвича состоит из следующего
перечня продуктов:
350 граммов хлебобулочных и мучных изделий, куда входят хлеб, макароны и сдоба;
300 граммов картофеля;
300 граммов свежих овощей;
150 граммов свежих фруктов;
120 граммов сахаросодержащих изделий (печенья, конфет);
160 граммов мясных продуктов;
50 граммов рыбных блюд;
750 граммов свежего молока и молочной продукции;
0,5 яйца в сутки;
0,03-0,04 грамма сливочного масла;
0,01 грамма соли, приправ и пряностей.
Слайд 11Непродовольственные товары и услуги
Слайд 12Состав потребительской корзины для проживающих в Москве
Потребительская корзина насчитывает три основные
части:
Пищевые продукты.
Непродовольственные товары.
Услуги.
Слайд 15Испания: кафе и рестораны включены
алкоголь и табачные изделия
одежда и обувь
расходы
на жилье
товары домашнего хозяйства
медицина
расходы на транспорт
средства связи и технологии
свободное время, развлечения и культура
образование
отели, кафе и рестораны
продукты и неалкогольные напитки
прочие расходы
Слайд 16Германия: в потребкорзине пиво, солярий и прибор для измерения давления
пиво
приборы для
измерения давления
лазерные принтеры
услуги соляриев
услуги фитнес - клубов
услуги велосипедных мастерских
доставляемые на дом пиццы
Слайд 17Англичане добавили себе в корзину:
гольф и сквош
проявку фотопленки, прокат DVD
изготовление визитных
карточек
затраты на садовника
четыре вида страховок
финансовые услуги
подписку на кабельные сети телевидения, затраты на подключение Интернета
покупку компьютерных игр и столов для пинг-понга
затраты на частные школы и университеты
затраты на рестораны
Слайд 18Во французскую потребительскую корзину входят:
посещение парикмахерской
покупка лаков для волос
гелей для душа
многочисленных косметических средств
четырнадцать наименований цветов
затраты на приглашение няни
аппараты для исправления зубов
аренду автомашин, такси
использование мобильного телефона
еду для кошек и собак
Слайд 19США. Семья Ревис из Северной Каролины.
Расходы в неделю на еду: $341.98
Слайд 20Япония. Семья Укита из Кодайры.
Расходы в неделю на еду: $317.25
Слайд 21Эквадор. Семья Айме из Тинго.
Расходы в неделю на еду: $31.55
Слайд 22Экономический интерес
это форма проявления экономических потребностей.
Потребности формируют спрос, который во
многом зависит от вкусов и предпочтений людей.
Слайд 23Покупательские мотивы:
1)Рациональные:
стремление сэкономить деньги;
желание получить гарантии качества покупки.
2) Эмоциональные:
чувство превосходства или
желание быть лучше других;
желание сделать приятное своей семье;
чувство комфорта, желание облегчить свою жизнь;
развлечение;
желание подражать кому-либо.
Слайд 24Аксиомы рационального потребления
рациональный потребитель в состоянии ранжировать (располагать) наборы товаров по
степени их предпочтительности;
рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого
из входящих в набор товаров;
Слайд 25Аксиомы рационального потребления
предпочтения рационального потребителя характеризуются транзитивностью;
рациональный потребитель всегда предпочитает больше
любого товара, чем меньше;
рациональный потребитель легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше.
Слайд 26Рациональный потребитель
(rational consumer) —потребитель, всегда максимизирующий полезность
Слайд 27Глава 2. Экономика домохозяйства
Рациональное потребление
Джон Хикс
(1904–1989), английский экономист,
завершил разработку начатой
маржиналистами теории рационального потребления.
Слайд 28Впервые понятие "полезность" ввел в науку швейцарский математик Даниэль Бернулли (1700-1782).
В контексте социальных наук термин первым употребил английский философ Иеремия Бентам (1748-1832).
Полезность – свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.
Полезность – субъективное понятие (одни и те же товары по-разному полезны для разных потребителей).
Слайд 29«Парадокс воды и бриллиантов»
Почему вода, без которой невозможна жизнь стоит
дёшево, а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого?
Готово ли население нашей планеты (или хоты бы страны) отказаться от воды ради бриллиантов?
Готов ли каждый из нас отказаться от одного литра воды, чтобы получить один бриллиант?
Слайд 30«Парадокс воды и бриллиантов»
цена на воду является низкой, так как
запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются очень большими, а подчас и неограниченными. Полезность алмазов, намного ниже полезности воды, но их цена высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человеку в пустыне предложили выбор: вода или бриллианты, то, конечно, он бы выбрал воду. А в современных условиях, каждый из нас выбрал бы бриллианты.
Слайд 31Полезность
– это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и
услуг или каким-либо отдельным товаром.
Слайд 32Понятие «полезности»
носит субъективный характер, тат как каждый потребитель по-своему, индивидуально,
в зависимости от его личных интересов, вкусов, потребностей оценивает то удовлетворение, которое он может извлечь от потребления данного товара или услуги.
При этом «полезность» как экономическое понятие не тождественно понятию «польза». Удовлетворяя свои потребности, человек далеко не всегда извлекает пользу для себя и своего здоровья (например, алкоголь и табак).
Слайд 33
«Полезность»
впервые был
введен в научный оборот
английским философом
И. Бентамом.
Слайд 35Кардиналистский подход к измерению полезности
предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины,
количественное определение величины полезности.
В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-объективную единицу, получившую название «ютиль».
При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.
Слайд 36 Например,
плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля,
а килограмм мяса –
в 6 ютилей и т. д.
Тогда, что же будет являться
универсальной и точной единицей
полезности – данный подход
не дал ответа.
Слайд 37Ординалистский подход
Сам термин «ординарный» означает «ранжированный» или выстроенный в определенном порядке:
1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д., допускается определенное ранжирование, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения.
Слайд 38Ординалистский подход
Современные экономисты исходят из предположений о ранжировании и последовательности выбора
и из наблюдаемых фактов о нем.
Такой поход не требует какой-либо психологической интерпретации подобных выборов. То, что называется полезностью, сегодня отражает ранжирование предпочтений.
Слайд 40*Какие виды оценок прежде всего важны для потребителя?
Слайд 41Общая полезность
– это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара
или набора товаров и услуг за данный период времени.
Слайд 42Предельная полезность товара
– это изменение общей полезности, вызванное изменением в
потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.
Слайд 44Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов
прироста полезности. Данное явление получило название убывающей предельной полезности.
Слайд 45Экономисты назвали падение предельной полезности законом убывающей предельной полезности, который можно
сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени.
Слайд 46Этот закон не говорит, что не нравится, например, повторное посещение кино.
Он просто утверждает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое посещение. Вместе с тем время – важный фактор в процессе подобной оценки: если первое посещение имело место и прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться так же высоко. Закон убывающей предельной полезности в большинстве случаев имеет отношение именно к коротким временным периодам.
Слайд 47*Что такое кривые безразличия и какими свойствами он обладают?
Слайд 48Основным инструментом
анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все
равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия.
Слайд 49Кривая безразличия
представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации
двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен.
Слайд 51
Кривая безразличия
На рисунке 1 представлена типичная кривая безразличия с отрицательным
наклоном. Количество товара Х измеряется на горизонтальной оси, товара Y – на вертикальной.
Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара Х и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности. Другими словами потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 15 ед. товара Х и 53 ед. товара Y, или же в точке В с 38 ед. Х и 30 ед. Y и т.д.
Слайд 52
Кривая безразличия
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт,
что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он увеличивает потребление товара Х, то должен отказаться от известного товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.
Слайд 53
Кривая безразличия
Кривая безразличия имеет выпуклую форму, т.е. вогнутую вовнутрь. Такая
форма кривой означает, что потребление Х растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества Х.
Слайд 54Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия.
Карта безразличия – множество кривых
безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.
Слайд 55График на рис. 2 иллюстрирует типичную карту кривых безразличия U1, U2,
U3, U4.
Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет собой более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров Х и Y, находящаяся на кривой U4, предпочтительнее всякой комбинации на кривой U3 и т.д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными между собой. А любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. На графике расположены всего четыре кривые. На самом деле их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров Х и Y содержит бесконечное число кривых безразличия.
Слайд 56Суммируя свойства кривых безразличия, следует указать на следующие основные черты:
1. Кривая
безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия.
2. Вторая черта непосредственно выводится из первой: кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга.
Слайд 57Основные черты:
3. Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон. Отрицательный наклон говорит
о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор.
4. Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительно начала координат).
Слайд 58Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу
суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист
Ф. Эджуорт (1845-1926 гг.).
Слайд 59*Что такое предельная норма замещения и что она характеризует?
Предельная норма замещения
товара Х на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой.
Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х, при этом оставляя постоянный общий уровень удовлетворения.
Слайд 60Предельная норма замещения (МRSxy) товара Х на товар Y равна:
Слайд 61Вспомним закон убывающей предельной полезности.
Мы всегда ценим дороже то, чего
имеем меньше. По мере движения кривой безразличия сверху вниз в распоряжении индивида товара Y остается все меньше, следовательно, его ценность увеличивается, а товара Х оказывается больше, и их ценность уменьшается.
Слайд 62
Задание 1. Для каждого понятия, приведенного в левом столбце таблицы, подберите
его определение из правого столбца:
Слайд 64Задание 2. Вставьте пропущенные слова в нижеприведённые утверждения:
Прирост полезности, вызываемый увеличением
объёма потребления продукта, называется ……………. полезностью.
По мере того как общий объём благ растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага …………………..
Кривая общей полезности имеет …………….. наклон.
Общая полезность достигает максимальной величины, когда предельная полезность равна ………. .
Закон ……………….. зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности.