Слайд 1Работа с терминами на уроках обществознания
при подготовке к ГИА и
ЕГЭ
Слайд 2Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и
обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы
( книга, меч и т.д.),так и абстрактные – непримиримая оппозиция , идеальное общество и т.д.
Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств.
Слайд 3Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система
мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами
Слайд 4«Обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей»
(Стоун Э.)
«Цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса»
(Талызина Н. Ф.)
Слайд 5Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:
1. Большое количество
понятий, предлагаемых для запоминания
2. Многие термины используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году
3. Небольшой словарный запас у большинства учащихся.
Слайд 6Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем:
Oсознание наличия
терминологических проблем в изучении учащимися обществознания.
Знание причин терминологической неграмотности, как-то: нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и т.д.
Необходимость подобрать и разработать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.
Слайд 7 Почему, если даже учащийся год - два назад приобрел знания,
они, по прошествии времени, полностью утрачиваются?
Во-первых, учащийся не имел достаточной мотивации для глубокого усвоения терминологии.
Во-вторых, приобретенные учащимися знания не были своевременно введены на научной основе в его терминологический арсенал, что привело к естественному результату – их выпадению из памяти вообще.
В-третьих, у учащегося, ввиду пассивной работы над своей терминологической грамотностью, вырабатывается житейски-бытовое представление о терминах.
Слайд 8Ряд допускаемых учащимися ошибок:
1. Частое смешение учащимися близких либо сходных по
внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов. Например: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
2. Формальное, внешнее правильное озвучивание определения термина, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание.
3. постоянное обогащение истории и обществоведческих дисциплин новыми терминами, например, приватизация, ваучер, глобализация, контркультура, деидеологизация, ментальность, пассионарность и т.д.
Четвёртая причина – перегруженность учебных пособий специальной терминологией.
Слайд 9Методы освоения обществоведческой терминологии
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
1. Вычленение существенных
признаков из определения термина: некий этап в развитии общества;
2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества;
3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д.
Слайд 10Методы освоения обществоведческой терминологии
В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать
литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы.
Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика.
Слайд 11Методы освоения обществоведческой терминологии
Не следует забывать и старый, проверенный метод работы
учеников с индивидуальными карточками. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:
1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть;
2. Для наиболее слабых – записать определения, по которым ученик должен определить термин;
3. Выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам.
Слайд 12Методы освоения обществоведческой терминологии
Вариант задания рассчитанный на сильных учащихся : на
карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.
Слайд 13Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них
– это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала
Слайд 14Лингвистический конструктор
Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само
понятие, о котором идет речь
«правильного» и «надлежащего», действия, для социального, и выражающее, общим, ожидания, поведения, предписание, служащее, социальные, указанием
в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать
Слайд 15Работа с терминами
Индивидуальные карточки:
Записать определения или проговорить устно (можно всем классом
«по-цепочке»)
Группировка (6-12):
А) что их объединяет
Б) разделить на две группы и объяснить что их связывает
Слайд 16Работа с терминами
Определить, о каком понятии здесь говорится?
Форма правления, при которой
высшая власть принадлежит выбранным на определенный срок органам –….
Какое определение наиболее верное?
Демократия — «власть народа»;
Демократия — политический режим, в основе которого лежит народовластие
Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть является разновидностью политической власти.
Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.
Слайд 17Словарная работа
1.Методика работы со словарями учащихся по разделам курса.
Записи соответствующего определения
предшествует следующая инструкция :
А).Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в учебнике (по заданию учителя).
Б).Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.
В).Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
Г).Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.
2. Словарь терминов и понятий по темам (9- 11 класс)
Слайд 18Словарь терминов по темам кодификатора
Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Сфера политики
и социального управления
Право.