Презентация, доклад Особенности преподавания обществознания по новым ФГОС

Содержание

Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы( книга, меч и т.д.),так и абстрактные – непримиримая оппозиция , идеальное общество и т.д.Термины служат специализирующими, ограничительными

Слайд 1Работа с терминами на уроках обществознания при подготовке к ГИА и

ЕГЭ
Работа с терминами на уроках  обществознания при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Слайд 2Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и

обозначает слова и словосочетания, обозначающие как конкретные предметы
( книга, меч и т.д.),так и абстрактные – непримиримая оппозиция , идеальное общество и т.д.
Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств.
Само слово «термин» происходит от латинского terminus-предел, конец, граница - и обозначает слова и словосочетания, обозначающие как

Слайд 3Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система

мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым

Слайд 4«Обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей»

(Стоун Э.)

«Цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса»
(Талызина Н. Ф.)

«Обучение понятиям – первейшее дело, касающееся всех учителей»

Слайд 5Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:
1. Большое количество

понятий, предлагаемых для запоминания
2. Многие термины используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году
3. Небольшой словарный запас у большинства учащихся.

Подготовка к ГИА и ЕГЭЭту задачу усложняют следующие обстоятельства:1. Большое количество понятий, предлагаемых для запоминания2. Многие термины

Слайд 6Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем:
Oсознание наличия

терминологических проблем в изучении учащимися обществознания.
Знание причин терминологической неграмотности, как-то: нежелание учащихся работать с терминами; непонимание их значения в силу неподготовленности ученика; слишком сложно сформулированное определение термина в учебнике и т.д.
Необходимость подобрать и разработать методы эффективной работы с терминологическим аппаратом.

Работа над формированием терминологического аппарата учащихся предполагает решение ряда проблем:Oсознание наличия терминологических проблем в изучении учащимися

Слайд 7 Почему, если даже учащийся год - два назад приобрел знания,

они, по прошествии времени, полностью утрачиваются?
Во-первых, учащийся не имел достаточной мотивации для глубокого усвоения терминологии.
Во-вторых, приобретенные учащимися знания не были своевременно введены на научной основе в его терминологический арсенал, что привело к естественному результату – их выпадению из памяти вообще.
В-третьих, у учащегося, ввиду пассивной работы над своей терминологической грамотностью, вырабатывается житейски-бытовое представление о терминах.

Почему, если даже учащийся год - два назад приобрел знания, они, по прошествии времени, полностью утрачиваются?Во-первых,

Слайд 8Ряд допускаемых учащимися ошибок:
1. Частое смешение учащимися близких либо сходных по

внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов. Например: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
2. Формальное, внешнее правильное озвучивание определения термина, то есть правильное на слух, но не осознанное понимание.
3. постоянное обогащение истории и обществоведческих дисциплин новыми терминами, например, приватизация, ваучер, глобализация, контркультура, деидеологизация, ментальность, пассионарность и т.д.
Четвёртая причина – перегруженность учебных пособий специальной терминологией.


Ряд допускаемых учащимися ошибок:1. Частое смешение учащимися близких либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу

Слайд 9Методы освоения обществоведческой терминологии
Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:
1. Вычленение существенных

признаков из определения термина: некий этап в развитии общества;
2. Подбор сходных, родственных терминов для анализа: этап, эпоха, уровень развития общества;
3. Приведение конкретных примеров, характеризующих термин: цивилизация Египта, мусульманская цивилизация и т.д.

Методы освоения обществоведческой терминологии Первый метод предполагает трехэтапный алгоритм работы:1. Вычленение существенных признаков из определения термина: некий

Слайд 10Методы освоения обществоведческой терминологии
В некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать

литературные приемы. Например, «монархия – республика» - это антонимы, а «самодержавная – абсолютная» - синонимы.
Хороший результат дает ситуация, когда понятие можно сравнивать, т.е. находить общее и различное. Революция и реформа, монархия и республика.
Методы освоения обществоведческой терминологииВ некоторых ситуациях при изучении терминов можно использовать литературные приемы. Например, «монархия – республика»

Слайд 11Методы освоения обществоведческой терминологии
Не следует забывать и старый, проверенный метод работы

учеников с индивидуальными карточками. Они могут быть составлены в нескольких вариантах:
1. Простое перечисление терминов, значение которых следует раскрыть;
2. Для наиболее слабых – записать определения, по которым ученик должен определить термин;
3. Выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам.

Методы освоения обществоведческой терминологииНе следует забывать и старый, проверенный метод работы учеников с индивидуальными карточками. Они могут

Слайд 12Методы освоения обществоведческой терминологии
Вариант задания рассчитанный на сильных учащихся : на

карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

Методы освоения обществоведческой терминологииВариант задания рассчитанный на сильных учащихся : на карточке написано название одной из недавно

Слайд 13Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них

– это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ. Такие тесты можно использовать несколько раз в одном и том же классе, как для закрепления, так и для повторения изученного материала


Неплохо зарекомендовали себя и специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из

Слайд 14Лингвистический конструктор
Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само

понятие, о котором идет речь
«правильного» и «надлежащего», действия, для социального, и выражающее, общим, ожидания, поведения, предписание, служащее, социальные, указанием
в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать
Лингвистический конструкторИз приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь«правильного» и

Слайд 15Работа с терминами
Индивидуальные карточки:
Записать определения или проговорить устно (можно всем классом

«по-цепочке»)
Группировка (6-12):
А) что их объединяет
Б) разделить на две группы и объяснить что их связывает

Работа с терминамиИндивидуальные карточки:Записать определения или проговорить устно (можно всем классом «по-цепочке»)Группировка (6-12):А) что их объединяетБ) разделить

Слайд 16Работа с терминами
Определить, о каком понятии здесь говорится?
Форма правления, при которой

высшая власть принадлежит выбранным на определенный срок органам –….
Какое определение наиболее верное?
Демократия — «власть народа»;
Демократия — политический режим, в основе которого лежит народовластие
Верны ли следующие суждения о государственной власти?
А. Государственная власть является разновидностью политической власти.
Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.
Работа с терминамиОпределить, о каком понятии здесь говорится?Форма правления, при которой высшая власть принадлежит выбранным на определенный

Слайд 17Словарная работа
1.Методика работы со словарями учащихся по разделам курса.
Записи соответствующего определения

предшествует следующая инструкция :
А).Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в учебнике (по заданию учителя).
Б).Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.
В).Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
Г).Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.

2. Словарь терминов и понятий по темам (9- 11 класс)
Словарная работа1.Методика работы со словарями учащихся по разделам курса.Записи соответствующего определения предшествует следующая инструкция :А).Прослушайте определение понятия,

Слайд 18Словарь терминов по темам кодификатора
Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Сфера политики

и социального управления
Право.
Словарь терминов по темам кодификатораЧеловек и обществоСфера духовной культурыЭкономикаСоциальная сфераСфера политики и социального управленияПраво.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть