Слайд 1Презентация по обществознанию
Тема: «Культура и духовная жизнь общества»
Преподаватель: Янова Наталья Шамильевна
Презентация
предназначена для студентов 1 курса (10 класс)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Слайд 2Культура и духовная жизнь общества
Культура начинается с запретов.
Лотман Юрий
Слайд 3Духовная сфера
Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии
Слайд 4
Культура
Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее
широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
«Культура»- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
Слайд 5Развитие культуры - процесс двуединый
К
ТРАДИЦИИ
НОВАТОРСТВО
Накопление опыта и культурных ценностей предшествующих поколений
Приращение
Слайд 6КУЛЬТУРА
Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека; продуктом являются
материальные блага
Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству
Слайд 7Компоненты духовной культуры
Слайд 8Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями К.
Социокультурные
нормы – стандарты поведения.
Норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство.
Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Позитивные санкции (денежное вознаграждение, наделение властью, престижем).
Негативные санкции (штраф, выговор).
Санкции обретают законность на основе норм.
Слайд 9Привычки – установившиеся стереотипы поведения в определенных ситуациях.
Манеры – внешние формы
поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружения.
Привычки приобретаются стихийно, манеры – воспитываются.
Слайд 10Комплекс культурных манер составляет этикет
Этикет – принятая в особых социальных кругах
система правил поведения, составляющих единое целое.
Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.
Слайд 11Культурные обычаи присущи широким массам.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения (0.основан
на коллективных привычках).
Обычаи – неписанные правила поведения в обществе.
Если привычки и обычаи передаются от поколения к поколению – они трансформируются в традиции.
Слайд 12Традиции – это:
Элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в
поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени.
В качестве традиции выступают ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды.
Слайд 13Ритуал – разновидность традиции
Ритуал – это совокупность символических стереотипных коллективных действий,
воплощающих в себе представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства.
Слайд 14Агенты культуры: большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.
Институты культуры
- организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям (школы и вузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно-воспитательные комплексы, стадионы).
Слайд 16Элитарная культура
В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги
Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке.
Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Слайд 17«Апофеоз абстракции»
Кандинский
Пабло Пикассо
«Девочка с лодочкой»
Слайд 20Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
Андрей Рублев «Троица»
Слайд 21Девушка на подушке
«Обнажённая, зелёные листья и бюст», 1932
106 500 000 долларов
Слайд 22Илья Глазунов
«Великий эксперимент»
Леонардо да Винчи
«Тайная вечеря»
Айвазовский «Девятый вал»
Слайд 27
Разновидности культуры
По мнению большинства исследователей разновидностей три:
Доминирующая культура- культура, которую разделяют
большинство членов того или иного общества
Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
Слайд 28Духовность-
обладание высокими нравственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во
благо других.
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Духовные
интересы
Как вы считаете является ли каждый человек духовным?
Какими качествами должен
обладать духовный человек?
Развитое самосознание
Потребность к познанию
Самопознание
?
Слайд 29Критерий духовности-
участие индивида в духовной деятельности, связанной с изменением сознания
людей.
Виды духовной деятельности:
Слайд 30Духовное производство-
достижение результатов умственной деятельности в различных формах формах
которые включают идеи, образы и чувства.
Слайд 31Характерные черты духовного производства:
Духовное производство связано с материальным
Духовное производство является профессиональной
деятельностью
Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения.
Слайд 33Исправьте допущенные в тексте ошибки
1. Духовное производство никак не связано с
производством материальным.
2. Духовное производство направлено на удовлетворение материальных потребностей человека.
3. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление ею духовных ценностей. Чем выше культура человека, чем лучше уровень его образования, тем меньше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.
4. Мировоззрение выступает фактором, разъединяющим общество, посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.
5. Мифологическое мировоззрение провозглашает возможность постижения и объяснения мира.
Слайд 34 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли
(свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.»
Аристотель.
2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества»
Ф.Миттеран.
3 «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло».
Л.Толстой.
4 «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб».
И.Кант.
5 «Жизнь коротка – искусство вечно».
Античный афоризм.
6 «Искусство без мысли, что человек без души – труп».
В.Г. Белинский