Слайд 1Урок обществознания в 5 классе
Занько Е.В.
Что умели дети 100 лет назад
Слайд 2.
В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его
учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства
Слайд 3И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших
сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
-"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
-"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Слайд 5"Довольно,Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!"
Но даже и труд обернется
сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно.
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Слайд 6С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему
выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
Слайд 7Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле.
То-то радость и
веселье, То-то детям воля!
По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят.
Слайд 8Совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести
лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Слайд 9Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели,
упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Слайд 10Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков.
Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.
Слайд 11Обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла
дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
Слайд 12В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна
была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы
Слайд 13Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью –
стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.