Презентация, доклад на тему Сущность учения как деятельности

Содержание

Понятие учебной деятельности, ее основные категории Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

Слайд 1 Сущность учения как деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.

Гальперина.

Выполнила учитель начальных классов Гершуненко Н.М.
2020

Сущность учения как деятельности.  Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Выполнила учитель начальных классов

Слайд 2Понятие учебной деятельности, ее основные категории
Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность —

это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Понятие учебной деятельности, ее основные категории Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием

Слайд 3Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря,

мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если

Слайд 4Категории:
1 предметность
2 мотивированность
3 целенаправленность
4 осознанность

Категории: 1 предметность2 мотивированность3 целенаправленность4 осознанность

Слайд 5Концепция учебной деятельности В.В. Давыдова
Рассчитана она на усвоение учащимися младших классов

научных понятий. Индуктивный способ изложения учебного материала рассчитан на формирование у учащихся только одной и не основной стороны мыслительного процесса, а именно- логических рассуждений по типу «восхождение от конкретного к абстрактному». В результате такой логики мышление ребенка развивается односторонне, а сами научные понятия и законы не усваиваются как следует.
Концепция учебной деятельности В.В. Давыдова 	Рассчитана она на усвоение учащимися младших классов научных понятий. Индуктивный способ изложения

Слайд 6Для того, чтобы сформировать теоретическое мышление, а таким является индуктивно-дедуктивное мышление,

способное переходить от частного к общему и обратно, анализировать и обобщать, необходимо обеспечить на занятиях учащемуся возможность свободного мыслительного движения в 2 указанных взаимосвязанных направлениях: от абстрактного к конкретному и обратно, с приоритетом первого над вторым.

частное

общее

анализировать

обобщать

конкретное

абстрактное



над

Для того, чтобы сформировать теоретическое мышление, а таким является индуктивно-дедуктивное мышление, способное переходить от частного к общему

Слайд 7«одна из задач теоретического мышления состоит в выделении существенной связи

ее абстрагировании), а затем и в мысленном сведении к ней всех проявлений объекта (в их обобщении).
Настоящее, глубокое понимание учащимся того общего, что содержится во включенных в него конкретных фактах,
в умении на основе всеобщего находить и предсказывать частное.

На основе всеобщего
Находить и предсказывать

частное


«одна из задач теоретического мышления состоит в 		выделении 			существенной связи (в ее абстрагировании), а затем и в

Слайд 8 Для того чтобы развить у учащихся подлинно теоретическое мышление; учебные

предметы необходимо, по В.В.Давыдову, перестроить следующим образом.
В первую очередь в процессе обучения учащимися должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих собой наиболее общие и существенные знания предмета.
Для того чтобы развить у учащихся подлинно теоретическое мышление; учебные предметы необходимо, по В.В.Давыдову, перестроить следующим

Слайд 9Эти понятия должны именно усваиваться учащимися, а не даваться им в

готовом виде. Усвоение понятий должно предшествовать знакомству с конкретными фактами. Частные знания, в свою очередь, должны выводиться из всеобщих и представляться как конкретное проявление всеобщего закона. При изучении (усвоении) понятий и законов на основе тех или иных материалов учащиеся в первую очередь должны обнаружить в них генетически исходную связь, определяющую объект, отраженный в соответствующем понятии.
Эти понятия должны именно усваиваться учащимися, а не даваться им в готовом виде. Усвоение понятий должно предшествовать

Слайд 10Эту связь, пишет В.В.Давыдов, необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых

моделях, позволяющих изучить ее в «чистом» виде. Для этого у учащихся нужно сформировать специальные предметные действия, посредством которых они смогут в учебном материале выявить и далее воспроизвести искомую существенную зависимость, изучая ее собственные свойства. Это предполагает постепенный переход учащихся от внешних предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Эту связь, пишет В.В.Давыдов, необходимо воспроизвести в графических, предметных и знаковых моделях, позволяющих изучить ее в «чистом»

Слайд 11Структура учебной деятельности
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных

компонентов, как мотивация;
учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;
учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.

мотивация

мотивация

Учебные задачи в
различной форме
заданий

Учебные задачи в
различной форме
заданий

Учебные действия

Контроль, переходящий в
самоконтроль

Оценка, переходящая в
самооценку





Структура учебной деятельности 	Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; 	учебные задачи

Слайд 12 Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то

же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно:
наличием мотива,
плана (замысла, программы),
исполнением (реализацией) и
контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев).

мотив

план

исполнение

контроль




Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной

Слайд 13 Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина—В.В.

Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «...учебные ситуации и задачи характеризуются тем, что здесь учащийся получает задание на усвоение общего способа действия и цель его усвоения, а также образцы и указания для нахождения общих способов решения задач определенного класса.

Описывая структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, И.И. Ильясов отмечает, что «...учебные

Слайд 14 Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных

понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.
Действия контроля направлены на обобщение результатов своих учебных действий с заданными образцами.
Действия оценки фиксируют окончательное качество усвоения заданных научных знаний и общих способов решения задач».


Учебные действия — это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а

Слайд 15Общая психологическая характеристика понятий «обучение» и «учение».
Обучение в наиболее употребительном смысле

этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Общая психологическая характеристика понятий «обучение» и «учение». 	Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную

Слайд 16 Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению

этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог.
Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.

Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и

Слайд 17Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической

системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение.
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как

Слайд 18 Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему

общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой

Слайд 19Однако большинство исследователей этой проблемы (И. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.)

используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта не только у человека, но и у животных. «Учение, как одна из форм деятельности организмов, по своему существу едино, но эволюционно оно разрозненно и на различных ступенях эволюции имеет различные качественные особенности,— отмечает И. Лингарт.


Однако большинство исследователей этой проблемы (И. Лингарт, И.И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее

Слайд 20Основные характеристики усвоения знаний

Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью

использования усвоенных знаний и выработанных умений от времени, различия ситуаций и условий их применения.
Основные характеристики усвоения знаний	Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и выработанных умений

Слайд 21 В целом прочность усвоения существенно зависит от
системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного

материала,
его личностной значимости и того эмоционального отношения, которое этот материал вызывает у ученика.

В целом прочность усвоения существенно зависит от 	системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, 	его личностной значимости и того

Слайд 22 Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывает чувство радости, удовлетворения,

то этим создаются психологические предпосылки эффективности усвоения.
Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

Если сам учебный материал, его восприятие, запоминание вызывает чувство радости, удовлетворения, то этим создаются психологические предпосылки эффективности

Слайд 23Важная характеристика усвоения — его управляемость.
Управление усвоением может осуществляться по пути

поэтапного формирования умственных действий; оно может реализоваться «классическим» (традиционным) путем, программированным или проблемным обучением и т.д. Важно только, чтобы усвоение было объектом управления, а оно само было специфичным для каждого учебного предмета.
Важная характеристика усвоения — его управляемость.	Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий; оно может

Слайд 24Авторы подчеркивают личностную обусловленность усвоения (и в то же время влияние

усвоения, учебной деятельности на формирование личности школьника). Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований: новых мотивов, целей, стратегий усвоения, оценивания и т.д.

Авторы подчеркивают личностную обусловленность усвоения (и в то же время влияние усвоения, учебной деятельности на формирование личности

Слайд 25 Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) актуализации знаний и
их полнотой и
системностью.


Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) актуализации знаний и 	их полнотой исистемностью.

Слайд 26 Важной характеристикой усвоения является и то, что его показателем служит действие,

характер которого свидетельствует об усвоении. Другими словами, характер действий свидетельствует обо всех характеристиках усвоения. Поэтому последние могут быть не только непосредственными, но и опосредованными через действия.


Важной характеристикой усвоения является и то, что его показателем служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении. Другими

Слайд 27Основные положения психологической теории поэтапного формирование умственных действий.
П.Я. Гальперин поставил перед

обучением принципиально новые задачи:
описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию;
создать условия для формирования этих свойств;
разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок.
Основные положения психологической теории поэтапного формирование умственных действий. П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать

Слайд 28 П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание
и


умение его выполнить.

П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание 			и 	умение его выполнить.

Слайд 29 Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной,
вторая — исполнительная.


П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой».

В результате проведенных
П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:
Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, 	вторая — исполнительная. 	П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной

Слайд 30 «...а). Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах

этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета.


«...а). Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и

Слайд 31Б). Умственный план составляет только один из идеальных планов.
Другим является

план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является
план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия.
Б). Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным

Слайд 32В). Действие переносится в идеальный план
или целиком, или только в

своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в
двигательный навык.
В). Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем

Слайд 33 Г). Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается

путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия.


Г). Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами

Слайд 34 Д). Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну

линию его изменений. Другие, неизбежные и не менее важные линии составляют изменения:
полноты звеньев действия,
меры,
их дифференцировки,
меры овладения ими,
темпа,
ритма и силовых показателей.

Д). Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие, неизбежные и

Слайд 35Эти изменения обусловливают,
во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи,


во-вторых, определяют достигнутые качества действия.
Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс;
вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность и т.д.»
Эти изменения обусловливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия. Первые

Слайд 36 Основной характеристикой выполняемых действий
П.Я. Гальперин считал разумность.
По сравнению с

традиционным обучением по типу проб и ошибок, П.Я. Гальперин обосновал преимущества второго и особенно третьего типа учения, где реализуется полная ориентировочная основа действия обучающегося.
Основной характеристикой выполняемых действий 	П.Я. Гальперин считал разумность. 	По сравнению с традиционным обучением по типу проб и

Слайд 37Этапы формирования умственных действий
мотивационный
ориентировочный
включающий в себя предварительное ознакомление с тем,

что подлежит освоению
материальный / материализованный
внешне речевой
беззвучной речи
умственного (внутри речевого) действия
Этапы формирования умственных действий мотивационныйориентировочный включающий в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоениюматериальный / материализованныйвнешне

Слайд 38 По Гальперину, "...со стороны учащихся процесс учения представляет собой непрерывную цепь

действий: слушать и понимать... читать и писать, считать, складывать и вычитать, производить грамматический, математический, исторический анализ и т. д. - все это разные действия: умственные, перцептивные, речевые, физические.
По Гальперину,

Слайд 40 Эти действия составляют непосредственный предмет обучения и значительную часть учебных предметов;

другую их часть составляют представления и понятия, которые тоже нужно понять, усвоить, применять, т.е. тоже или получить с помощью действий, или включить в разные действия, без чего они не могут... быть представлены... Формирование действий и понятий с желаемыми, заданными свойствами составляет центральную психологическую проблему учения" .

Эти действия составляют непосредственный предмет обучения и значительную часть учебных предметов; другую их часть составляют представления и

Слайд 41Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под

этим термином понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются,
и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности

(см. Хрест. 7.4).
Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под этим термином понимается переход, в результате

Слайд 42В рамках данного подхода были созданы условия, которые обеспечивали формирование новых

знаний и умений с заданными показателями. Было выделено четыре группы условий:
Формирование мотивации действий ученика.
Обеспечение правильного выполнения нового действия.
Воспитание ("отработка") его желаемых свойств.
Превращение действия в умственное путем его поэтапной отработки.
В рамках данного подхода были созданы условия, которые обеспечивали формирование новых знаний и умений с заданными показателями.

Слайд 43Эти условия были конкретизированы П.Я. Гальпериным в шести этапах формирования умственных

действий и понятий:

1. Этап создания и поддержания мотивационной основы действия.
2. Этап создания ООД и уяснения ее испытуемыми.
3. Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.
4. Этап формирования действия в громкой социализованной речи.
5. Этап формирования действия во "внешней речи про себя".
6. Этап формирования действия во внутренней речи.

Эти условия были конкретизированы П.Я. Гальпериным в шести этапах формирования умственных действий и понятий: 1. Этап создания

Слайд 46В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание,

память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Любая деятельность - это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую (познавательную) деятельность. Цель её - познание окружающего мира.
В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности,

Слайд 47Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что

внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации, благодаря которой предметное действие отражается в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки вещи на части при решении соответствующих задач замещается действием в уме (расчленением вещи на основе её образа или понятия о ней). Предметное действие превращается в процесс интериоризации, в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность.
Работы многих психологов (Выготского, Леонтьева, Гальперина, Пиаже и др.) показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в

Слайд 48Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как

бы "оторвать" действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете.
Внешняя гностическая деятельность обязательная для учения, когда в сознании человека ещё не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятии и действия, необходимые для усвоения новых знаний и умений у ребенка уже имеются, то для научения достаточно внутренней гностической деятельности.
Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы

Слайд 49Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких

знаний и умений требует усвоение нового материала. Если ученик не владеет ещё определенными образами, понятиями и действиями, то учение надо начинать с предметной гностической деятельности.
Решая вопрос о характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового

Слайд 50Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя

их с помощью слов, он постепенно должен переводить их выполнение в идеальный внутренний план. Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и действий, то учение он может начинать прямо с внутренней гностической деятельности.
Ученик должен своими руками осуществить соответствующие действия. Затем, выделяя и закрепляя их с помощью слов, он постепенно

Слайд 51В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже

знает, что они означают, и какие действия с ними необходимы. На этом основано традиционное обучение методом общения и показа. Ему соответствуют такие способы обучения, как слушание, чтение, наблюдение.
В этом случае ученику можно преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают, и какие

Слайд 52Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью

понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста.
Учебная деятельность - ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой

Слайд 53В ходе учебной деятельности происходят изменения:
- в уровне знаний, умений и

навыков;
- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;
- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и умственного развития.
Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования.
В ходе учебной деятельности происходят изменения:- в уровне знаний, умений и навыков;- в уровне сформированности отдельных сторон

Слайд 54Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как

и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.
Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности.
В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Как и труд, учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть