Презентация, доклад на тему Проект по краеведению на тему Отголоски войны

Содержание

Земля, на которой я живу –Тамбовщина. На мою малую Родину не падали бомбы, здесь не проходила линия фронта. Здесь ковали Победу, здесь принимали беженцев. Цель исследования: рассказать о судьбах детей, опалённых

Слайд 1 Проект: Отголоски войны
Дети войны: история

Львовского детского дома
Авторы : Молоткова Ирина, Полякова Елена
обучающиеся 8 класса
Филиала МБОУ Токарёвская СОШ №2 в д. Чичерино
Руководители: Баченина Татьяна Владиславовна
учитель географии
Егорова Лидия Николаевна- учитель биологии

Чичерино -2016

Филиал МБОУ Токарёвская СОШ №2 в д. Чичерино
Токарёвский район Тамбовская область

70-летию Великой Победы посвящается….

Проект:  Отголоски войны Дети войны: история Львовского детского домаАвторы : Молоткова

Слайд 2 Земля, на которой я живу –Тамбовщина. На мою

малую Родину не падали бомбы, здесь не проходила линия фронта. Здесь ковали Победу, здесь принимали беженцев.
Цель исследования: рассказать о судьбах детей, опалённых войной одного белорусского детского дома, о том что пришлось им пережить в это нелёгкое время.
Мой долг - передать воспоминания воспитанников детского дома и моих земляков будущему поколению. Пусть отголоски войны останутся в наших сердцах навечно!
Земля, на которой я живу –Тамбовщина. На мою малую Родину не падали бомбы, здесь

Слайд 3 Задачи:
изучение литературы по данной теме
анализ статистических

материалов и карт в атласах СССР о Великой Отечественной войне
работа в архивах по выяснению фамилий, имен детдомовцев
взять интервью у тех односельчан, которые помнят то время
провести поисковые работы с целью нахождения того места, где был детский дом
наладить переписку с бывшими детдомовцами
показать примеры достойно прожитой человеческой жизни, примеры служения Родине;
показать, что история отдельного детского дома является частью истории страны;

Задачи:   изучение литературы по данной теме анализ статистических материалов и карт в атласах СССР

Слайд 4Гипотеза :

То не дань капризной моде –
Предков знать за

сотни лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.

Изучение прошлого позволяет придать смысл жизни, понять свою роль в формировании ценностей , укрепляет и преумножает добрые традиции, всего, что составляет «честь гражданина»

Гипотеза : То не дань капризной моде – Предков знать за сотни лет.Нет без прошлого сегодня,Без него

Слайд 5Объект исследования:
История Львовского детского дома
Методы исследования:
Наблюдение, поиск, анализ, сравнение,
интервьюирование.
Тип проекта:
Информационный

с элементами исследования.
Объект исследования: История Львовского детского дома Методы исследования:Наблюдение, поиск, анализ, сравнение,интервьюирование.Тип проекта:Информационный с элементами исследования.

Слайд 6Актуальность
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались

обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру, дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война…У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 75-90-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Время бежит неутомимо. С каждой минутой детей войны остается все меньше и меньше. И мы, жители 21 века не должны забывать о том, какие бедствия и страдания несет война прежде всего детям. В сегодняшним мире не спокойно и вновь гибнут дети….данная тема очень актуальна..
АктуальностьВ тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились

Слайд 7Ход исследования:
изучила литературу, страницы карт в атласах о

том, что происходило в первые дни Великой Отечественной войны в на западе нашей страны;
познакомилась с маршрутом следования эвакуированного детского дома из Белоруссии, историей Львовского детского дома, с жизнью детдомовцев в нашем селе;
классифицировала материал по годам существования Львовского детского дома с момента его открытия и приказа о закрытии;
записала воспоминания односельчан о детском доме, организовала переписку с бывшими детдомовцами, обработала архивные и фотографические материалы по данной проблеме;
по результатам исследования сделала выводы.
Ход исследования:  изучила литературу, страницы карт в атласах о том, что происходило в первые дни Великой

Слайд 8 В Чериковском районе Могилевской области /Белоруссия/

был Лименский дошкольный детский дом. Двухэтажное беленькое здание стояло на невысоком холмике над красивой рекой Сож. Детей сюда привозили из Чериковского дома ребенка. Лименский детский дом был дошкольный: здесь дети росли до 7 лет. Все дети, за исключением немногих, не знали своих родителей. Их бросали под всякими предлогами еще с рождения.

(1)

В Чериковском районе Могилевской области /Белоруссия/ был Лименский дошкольный детский дом. Двухэтажное

Слайд 9Ах, война, что ты подлая сделала!

Первые дни войны…

К концу первой декады июля 1941 г. фронт переместился на 350-600 км от западной границы СССР. Вермахт полностью захватил Литву и Латвию и занял большую часть Эстонии. Возникла угроза захвата Киева и Ленинграда. Советское командование, постоянно наносило контрудары, большинство из которых, хотя и были безуспешными, заставляли немцев отвлекаться от основных задач.
Тем не менее, ситуация на фронте складывалась крайне тяжелая. Врагу удалось прорвать советскую оборону на всех стратегических направлениях и создать угрозу захвата Ленинграда, Киева. (2)
Ах, война, что ты подлая сделала!Первые дни войны…    К концу первой декады июля 1941

Слайд 10
13 июля пришел

приказ на эвакуацию. И уже ранним утром 14 июля Лименский дошкольный детский дом тронулся в дорогу. Путь предстоял неблизкий. Доехать до места назначения было нелегко.
Воспоминания
А. А. Павлюченко:

(4)


«Ехать сразу было невозможно. Шли по лесу. Дорога простреливалась. Отошли километров пять, как снарядом из дальнобойного орудия наш детдом был превращен в руины. Таким образом, первая смерть нас миновала».
Эвакуировалось около сотни дошкольников и 8 человек взрослых. Дети, воспитатели были втиснуты в две автомашины – полуторки. Кроме людей везли и продукты первой необходимости. На полуторках ехать пришлось до города Орла.

13 июля пришел приказ на эвакуацию. И уже ранним

Слайд 11 Завхоз и заведующая продуктовой кладовой решили ехать двумя

подводами, чтобы вести следом за детьми продукты и кое-что из одежды. Но им не суждено было доехать до места назначения. При бомбежке завхоз был убит, а остальные попали в окружение и вернулись обратно.»

(12)

(4)

Воспитательница Лешенко С.И.: «Уже под Орлом стали встречаться машины с солдатами, которые ехали к фронту» (4)

Завхоз и заведующая продуктовой кладовой решили ехать двумя подводами, чтобы вести следом за детьми

Слайд 12 Из воспоминаний Павлюченко А.А, Гастревич

О.С.: «В Орле жили дня три – четыре и только потом погрузились в эшелон, и его загнали в далекий тупик.. В одну из ночей налетели немецкие самолеты и начали бомбить вокзал. Всю ночь мы наблюдали эту страшную картину. Так был уничтожен Орловский вокзал. Тогда нам говорили, что, видимо, мы родились под счастливой звездой, что нас предусмотрительные дежурные по вокзалу своевременно отвезли в безопасное место, и мы все остались живы».

(9)

Из воспоминаний Павлюченко А.А, Гастревич О.С.: «В Орле жили дня три

Слайд 13 Шло время, двигались медленно, то

и дело пропускали воинские эшелоны. Детский дом доехал до Ельца. Тут эшелон взяли для нужд войны, ждали более трех суток. 23-го начали движение. Потом уже в Липецке и Грязях не задерживали. Ранним утром 27-го выгрузились на ст. Токарёвка. Это было окончательное местоназначение. Решение было принято Токарёвским райисполкомом и отделом народного образования, которому были подчинены все эвакуированные. (11)

Станция Токаревка
ЮВЖД

(6)

Шло время, двигались медленно, то и дело пропускали воинские эшелоны. Детский

Слайд 14 ПЛАН – СХЕМА
ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ

ТЕРРИТОРИИ
ЛЬВОВСКОГО
СЕЛЬСКОГО СОВЕТА

колодец

Жилой корпус детдома

Безымянный ручей

Место купания

Трасса «Токаревка-Каспий»

Аллея воспитанников

магазин

Здесь была больница

Здесь была школа


Были вызваны 10 подвод из Львовского сельского Совета, чтобы перевести прибывших детей и воспитателей во Львовскую школу на постоянное местожительство ( 3).

ПЛАН – СХЕМА ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ

Слайд 15Год 2007
Год 1953
столовая
пекарня

Год 2007Год 1953столоваяпекарня

Слайд 16 В этом доме располагалась канцелярия, медчасть,

кабинет директора

Год 1954

Год 2014

В этом доме располагалась канцелярия, медчасть, кабинет директораГод 1954Год 2014

Слайд 17 Директора детского

дома


Павлюченко Александра Антоновна /14941-1942гг/
Бывшая заведущая РАЙОНО Чериковского района Могилевской области (12)

В 1942 году в детдом, который стал называться Львовским, была направлена директором Короткая Мария Савельевна, бывший завуч Стодолищенской средней школы, Смоленской области. Уволилась в 1944г. (14)
Фото не найдено



Директора детского домаПавлюченко Александра Антоновна /14941-1942гг/Бывшая заведущая РАЙОНО

Слайд 18
Фоменкова Таисия Тимофеевна
/1944-1960/.
Бывший учитель Васильевской

семилетней школы Токаревского района Тамбовской области (14)

(12)

Фоменкова Таисия Тимофеевна /1944-1960/.Бывший учитель Васильевской семилетней школы Токаревского района Тамбовской области

Слайд 19 Первые сотрудники детдома


Ведомость на зарплату работников детского дома. Август 1941г. (14)

Гастревич О.С.

Техперсонал 1942

(11)

Первые сотрудники детдома

Слайд 20Воспитанники вспоминают:
Пищу варили в больших котлах, в приспособленной

кухне. Воду брали рядышком из колодца.
Хлеб выпекали в хате у одной женщины. Вдоволь хлеба всё равно не хватало. Иногда привозили из Токарёвки.
(10)


Одна девочка была большой искусницей, что могла разрезать килограммовую буханку на 120 равных частей.

Рацион питания:
Завтрак - каша, чай, хлеб с маслом.
Обед - суп, картошка или каша, кисель.
Полдник -стакан молока и маленький кусочек хлеба
Ужин - каша, чай

Воспитанники вспоминают:   Пищу варили в больших котлах, в приспособленной кухне. Воду брали рядышком из колодца.

Слайд 21Остатки колодца из которого брали воду для детского дома
(22)

Остатки колодца из которого брали воду для детского дома(22)

Слайд 22Из письма Вани Тищенко – «Летом очень любили купаться в речке

Бурначке и со львовскими мальчишками ловить там рыбу, потом поливали наш огород с капустой»


Любимое место на реке Бурначке

Здесь был огород воспитанников

Из письма Вани Тищенко – «Летом очень любили купаться в речке Бурначке и со львовскими мальчишками ловить

Слайд 23Воспитанники вспоминают:
Из Жердевского района завозили на быках сухой

торф. Быки- упрямые животные, в жару бегут к реке вместе с телегой, нагруженной торфом. И пока не напьются, не вылезут из воды. Ох! Намучились мы с ними…

(5)


На скотном дворе стояли две лошади и завели пять дойных коров. Особых трудов и забот стоила заготовка топлива.

Воспитанники вспоминают:   Из Жердевского района завозили на быках сухой торф. Быки- упрямые животные, в жару

Слайд 24Воспитанники.
Год 1944
Воспитанники.
Год 1947

Воспитанники.    Год 1944Воспитанники.    Год 1947

Слайд 25
Аллея посаженная детдомовцами сегодня……
Фото 2015 год

Аллея посаженная детдомовцами сегодня……Фото 2015 год

Слайд 26Шуняков Григорий 1933г. рождения. Белорус
После окончания Тамбовского

ремесленного училища №2 работал в Новокуйбышевске, служил в Ленинграде. После службы вернулся в Новокуйбышевск

РУ № 2 1949г.

Новокуйбышевск 1954г.

Шуняков Григорий 1933г. рождения. Белорус    После окончания Тамбовского ремесленного училища №2 работал в Новокуйбышевске,

Слайд 27Тимошенко Мария Тимофеевна 1934 год рождения, белоруска.
Закончила

10 классов Паново-Кустовской школы Сампурского района в 1952 году и Саратовский институт. Работала в Челябинске врачом-ренгенологом. Фамилия по мужу Яковлева.Умерла в начале 80-х годов. Осталась дочь Оксана и сестра Лидия живут в Челябинске.
Тимошенко Мария Тимофеевна 1934 год рождения, белоруска.    Закончила 10 классов Паново-Кустовской школы Сампурского района

Слайд 28 Дебедкин Александр Иванович (справа) 1934 год

рождения белорус. Тамбовское РУ №2 1950-е годы.




Шеремет -Астофурова Антонина Яковлевна 1933г. рождения, белоруска . Работала на строительства БАМа. Живет в г. Кушна Свердловской области. Фото 1982 г.

Дебедкин Александр Иванович (справа) 1934 год рождения белорус. Тамбовское РУ №2 1950-е

Слайд 29Лещенко Василий и Зинаида 1932, 1933 г.рождения, белорусы
Лещенко Василий Иванович 1932г.
Лещенко Зинаида

Ивановна 1933г.
После окончания РУ №2 работали в Челябинске.
Фото 1974г.
Лещенко Василий и Зинаида 1932, 1933 г.рождения, белорусыЛещенко Василий Иванович 1932г.Лещенко Зинаида Ивановна 1933г.После окончания РУ №2

Слайд 30

Нидашевская Зоя 1933г рождения , белоруска

После детдома закончила ремесленное училище в Орехово- Зуеве. Стала мастером – швеёй. Жила в городе Горький . Последние годы в Смоленске. В 1960-м году приезжала во Львово, где и сделана фотография.

Нидашевская Зоя

Слайд 31Евхименко Николай Павлович 1935 г.р. белорус. Тамбовское РУ№2 1950-е годы.
Гастревич

Елена Сергеевна1932г.р. Белоруска, окончила железнодорожное училище. Работала в Курске.
Евхименко Николай Павлович 1935 г.р. белорус.  Тамбовское РУ№2 1950-е годы. Гастревич Елена Сергеевна1932г.р. Белоруска, окончила железнодорожное

Слайд 32Тищенко Иван Панкратович
1934 года рождения белорус.
Тамбов.РУ№2,1950г.
Детдом. 1949г

Волгоград 1973г. Депутат горисподкома.
Тищенко Иван Панкратович 1934 года рождения белорус.  Тамбов.РУ№2,1950г.Детдом. 1949г   Волгоград 1973г.  Депутат горисподкома.

Слайд 33Тимощенко Лидия Тимофеевна 1934 года рождения, белоруска. Работала бухгалтером в городе

Челябинске. Родная сестра Марии Тимощенко. .


Авдюхова –Соколова Галина Ивановна 1934 г.р. Русская. В 1980 г. работала бухгалтером на предприятии Тульской области.

Тимощенко Лидия Тимофеевна 1934 года рождения, белоруска. Работала бухгалтером в городе Челябинске. Родная сестра Марии Тимощенко. .

Слайд 34 Бывшие воспитанники приезжали в 1960 - 1965гг, в дом, который

был для них родным…

Львово.1960г. Нидашевская Зоя с подругой.

1944 год.

Жили очень дружно…Любили петь….Фамилия гармониста не установлена…

Бывшие воспитанники приезжали в 1960 - 1965гг, в дом, который был для них родным… Львово.1960г. Нидашевская

Слайд 35 Педагогический коллектив подобрался трудолюбивый, добросовестный. Этими

же качествами обладал и обслуживающий персонал. Большую воспитательную работу проводил воспитатель Шабанов Василий Николаевич

Лепешкина Т.П. с воспитанницами. 1947г.

Педагогический коллектив подобрался трудолюбивый, добросовестный. Этими же качествами обладал и обслуживающий персонал.

Слайд 36Лепешкина Тамара Павловна – няня /1946-1960г/
(10)
10)

Лепешкина Тамара Павловна – няня /1946-1960г/(10)10)

Слайд 37

Приказ о ликвидации детского дома
август. 1960 год

(14)

Приказ о ликвидации детского

Слайд 38 Если вы хотите проследить судьбы

воспитанников, то имеются списки:

Список на выбывших воспитанников Львовского (Токарёвского) д/дома
С 1941 по 1.06.1951г – 175 человек.

Именной список воспитанников
Токарёвского д/дома на 25 ноября 1953 года
Всего в списке – 60 человек.

Список воспитанников Токарёвского (Львовского д/дома) д/дома выведенных с 15.04.1953 по 15.09.1954г. – 15 человек.
Список воспитанников Токарёвского д/дома по состоянию на 15.04.1954 – 61 г.
Директор д/дома Фоменкова.

Именной список воспитанников Львовского в/дома на 1.02.1955г.-61 г.
Директор д/дома Фоменкова Т.Т.
Именной список воспитанников Токарёвского (Львовского д/дома) на 1.01.1953 – 61 г.

Тамбовский областной архив. Р - 3714. №582

Если вы хотите проследить судьбы воспитанников, то имеются

Слайд 39
В своей работе по история Львовского

детского дома я изучила жизнь детдома родного мне села Львово. Меня очень заинтересовала судьба детдомовцев в годы Великой Отечественной войны, которые остались без крова, без родных, без поддержки близких людей. Забота моих односельчан о жизни этих детей в нашем детдоме помогла встать им на ноги, обрести новую семью, дала возможность продолжить жить.
Я проследила маршрут движения детей Лименского детдома, нашла оставшихся в живых работников детдома и записала воспоминания, которые подтолкнули меня к изучению архивных материалов. Разыскала на местности остатки здания, колодца, где летом купались дети. Сделала снимки, план местности, отыскала аллею, которую посадили воспитанники.
В своей работе по история Львовского детского дома я изучила жизнь детдома родного

Слайд 40Вывод:
продолжительность маршрута «Лимны – Львово» - 13 дней;
эвакуировалось не более

95 детей;
воспитателей, обслуживающего персонала -9; - погиб в пути – 1, вернулись- 2;
дети были окружены теплом и заботой моих земляков;
вносили посильный вклад в Победу над фашизмом;
все были трудоустроены;

Вывод: продолжительность маршрута «Лимны – Львово» - 13 дней;эвакуировалось не более 95 детей; воспитателей, обслуживающего персонала -9;

Слайд 41 Многие из воспитанников детдома стали настоящими людьми. Доказали своё

право жить на земле и творить деле в области экономики, медицины, поднимать разрушенные хозяйства. Хоть и по их судьбам прошла война , отголоски ее остались в сердцах навечно…но их сердца не загрубели. Они стали для меня примером стойкости, мужества, жизненного опыта.
Я уверена, что мой труд не пропал даром. Его можно использовать в школьной работе и работе с сельской молодежью по патриотическому воспитанию. Пополнит экспозиции наших музейных комнат. Я буду продолжать начатую мною работу по судьбам воспитанников.
Мы, молодое поколение, должны знать историю малой родины. Это поможет нам выбрать правильную линию жизни. Этот отрезок грозного времени жизни детей заставил меня о многом задуматься и переосмыслить некоторые ценности.
Многие из воспитанников детдома стали настоящими людьми. Доказали своё право жить на земле и творить

Слайд 42 Литература:

1. Атлас мира. Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР, М.; 1984.350с.
2. Большая Советская Энциклопедия. Т. 4. – М., 1957
3. Интернет сайт «Скиталец»- По реке Сож.
4. Мультимедиа Сd-rom « От Кремля до Рейстага». 29/1947.2007. 4/0478. 17/0268.
5. Подарок» Паустовский К.Г. М.; «Малыш» 1983.
6.Токарёвка. Телефон справочник-2001г. Тверь; НТП «Фактор» 2001.
7.Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М.; Просвещение. 303с.
8. Малый атлас СССР. М.; 1982 с. 210с.
9.Мультимедийная карта войны. Раздел «Победители». Ч. № 1.
10.Материалы личных архивов Абрамовой Е., Безруковой Т.
11.Материалы краеведческого уголка Львовской начальной школы
12.Материалы музейной комнаты Филиала МБОУ Токарёвская СОШ №2 в д. Чичерино
13. Материалы Тамбовского областного архива. Р-3714 №582
14.Материалы Токаревского районного архива. Д 5 /п3-с23-48

Научный руководитель заслуженный учитель РФ Егоров Станислав Петрович

Литература:       1. Атлас

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть