Слайд 1Психолого-педагогические аспекты взаимодействия участников образовательного процесса
Слайд 2Школьная работа есть совместная работа
многих — учителя и учащихся для
их взаимной пользы.
П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования
Слайд 3Проектирование образовательного процесса эффективной школы предполагает:
взаимодействие педагога и обучающихся через
системно-деятельностный, исследовательский подход в образовании;
совместное социально-педагогическое проектирование;
успешная самореализация всех участников образовательного пространства.
Слайд 4Механизм реализации системы субъект-субъектных отношений - диалог
Слайд 5Сущностные и функциональные требования к обеспечению субъектной позиции участников образовательного процесса:
содержанием субъект-субъектных отношений должна является система деятельности, позволяющая каждому успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненных ситуациях (в том числе образовательного характера);
в контексте субъект-субъектных отношений функции образовательного процесса должны быть ориентированы на развитие образовательных потребностей, интересов и предметных способностей учащихся, позволяющих ему успешно адаптироваться и самореализовываться в жизненных и образовательных ситуациях;
в субъект-субъектном контексте необходима организация условий для развития предметных способностей в плане переструктурирования предметного содержания дисциплин таким образом, чтобы оно наряду со знаниями, умениями и навыками, обеспечивало всестороннее развитие личности и системы ее деятельности;
организация образовательного процесса должна осуществляться на основе механизма, обеспечивающего постоянную включенность каждого участника образовательного процесса в систему отношений (в том числе коммуникативного характера).
Слайд 6 Взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обусловливает их взаимное
влияние. В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:
информационные (обмен информацией между субъектами образования);
организационно-деятельностные (совместная деятельность);
коммуникативные (общение);
управления и самоуправления.
Слайд 7Педагогическое взаимодействие имеет две стороны:
функционально-ролевую и
личностную.
Слайд 8 Основной формой взаимодействия субъектов образовательного процесса
является педагогическое общение как важнейшее
условие и средство развития
личности.
Слайд 9Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации,
взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Слайд 10«Педагогическое общение -профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне
его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". А.Н.Леонтьев
Слайд 12Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью –
-на само учебное взаимодействие,
-на
обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) ,
-на предмет освоения (усвоения).
Слайд 13Педагогическое общение определяется тройной ориентированностью на субъектов:
-личностной,
-социальной,
-
предметной.
Слайд 14Среди основных характеристик этой группы профессий «человек-человек» выделяются следующие:
1. умение
руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей".
2. Умение слушать и выслушивать.
3. Широкий кругозор.
4. Речевая (коммуникативная) культура.
5. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту".
6. "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше".
7.Способность сопереживать.
8. Наблюдательность и др. (Климов Е.А)
Слайд 15Модели педагогического общения:
-учебно-дисциплинарная;
-личностно- ориентированная.
Слайд 16В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения :
-взаимное
восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения);
-обмен информацией (коммуникативный аспект);
-осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).
Андреева Г.М.
Слайд 17Механизмами межличностного восприятия являются:
проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные
мотивы, переживания, качества);
децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека);
идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого);
эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания);
стереотипизация (механизм межличностного познания).
Слайд 18Группы социально-перцептивных стереотипов :
-антропологические;
-этнонациональные;
-социально-статусные;
-социально-ролевые;
-экспрессивно-эстетические;
-вербально-поведенческие.
Слайд 19Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе:
1.Наличие заранее заданных установок,
2.Наличие уже
сформированных стереотипов
3.Стремление сделать преждевременные заключения
4.Безотчетное структурирование личности учащегося
5.Эффект "ореола"
6.Эффект "проецирования”
7.Эффект "первичности"
8.Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,
9.Отсутствие изменений в восприятии и оценках учащихся,
10.Эффект "последней информации"
Слайд 20Три группы барьеров педагогического общения:
-личностные;
-социально-психологические;
-физические.
Слайд 22Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди
них можно выделить четыре группы:
-показатели коммуникативного плана;
-показатели индивидуально-личностного плана;
-показатели общего социально-психологического плана;
-показатели морально-этического плана.
Слайд 23В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных
для общения:
фасцинация (основа обаяния);
прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
импровизационный ум;
эмпатия (способность поставить себя на место другого);
доброжелательность;
аутентичность (умение быть собой);
инициативность в общении;
непосредственность;
принятие своих и чужих без страха;
стремление к самопознанию.
Слайд 25 Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к
общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Слайд 26Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить
три группы базовых коммуникативных умений педагога:
-умения межличностной коммуникации;
-умения восприятия и понимания друг друга;
-умения межличностного взаимодействия.
Слайд 27Умения межличностной коммуникации включают в себя:
-умение передавать учебную информацию;
-умение
пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
-умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
-умение активно слушать ученика.
Слайд 28Среди перцептивных умений важное значение имеют:
-умение ориентироваться в коммуникативной ситуации
педагогического взаимодействия;
-умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
-умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.
Слайд 29Коммуникативные способности включают:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение
предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.
Слайд 30Стили педагогического общения:
-регламентированный
и импровизационный;
-авторитарный и попустительский;
- демократический.
Слайд 31 Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта
со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т.п.
Слайд 32 Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики.
(С.Соловейчик)