Презентация, доклад на тему Психические особенности детей младшего школьного возраста

Содержание

Чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи педагогамначального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

Слайд 1Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
Выполнила учитель начальных классов
Гершуненко Н.М.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.Выполнила учитель начальных классовГершуненко Н.М.

Слайд 2Чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию

его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи педагогам
начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.
Чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций.

Слайд 3  Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте.

Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращение их в регулируемые, произвольные процессы.
 Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь,

Слайд 4 Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем про-
исходит переход к

стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагирова-
нию.
Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем про-	исходит переход к стадии формальных операций, которая связана с

Слайд 5 К моменту перехода  в 5-й класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать,


делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать,
находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
К моменту перехода  в 5-й класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, 	делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать,	находить частное

Слайд 6Рассмотрим более подробно развитие  теоретического мышления у учащихся начальной школы.
        Ребёнок, начиная

обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его подходить дифференцированно к признакам предметов.
Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых пред-
мет не может быть подведён под данное понятие.
Рассмотрим более подробно развитие  теоретического мышления у учащихся начальной школы. 	        Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать

Слайд 7   Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников  может быть назван следующим

образом: знакомство с признаками понятий.
        На втором этапе нужно сформировать умение оперировать сущест-
венными признаками понятий, опуская признаки несущественные, т.е. речь
идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстрогирование.
        На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на
формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и
несущественные признаки предметов и явлений.
При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий,
предметов и явлений.
  Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников  может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.        На втором

Слайд 8Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2-м
классах начальной школы.
 

        На четвёртом этапе (3-й класс) –школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видовое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса ( видовой отличительный признак).
        Пятый этап: 3-4-й классы предполагает развитие аналитической деятельности. В умении анализировать связи между предметами и явлениями.
Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2-м	классах начальной школы.	          На четвёртом этапе (3-й класс) –школьники должны научиться

Слайд 9  К окончанию младшей школы у ребёнка должны быть сформированы
такие операции логического

мышления, как обобщение, классификация,
анализ и синтез.
       
 К окончанию младшей школы у ребёнка должны быть сформированы	такие операции логического мышления, как обобщение, классификация,	анализ и синтез.       

Слайд 10 К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как

выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями

Слайд 11 Развитие творческого мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу

младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает  познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям
и самим себе.  
« Память становится мыслящей»
                    (Д.Б.Эльконин)
Развитие творческого мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь

Слайд 12  В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших

школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо и младший школьник ещё не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ребёнок ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизвести своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
 В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети

Слайд 13   Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается

в двух направлениях:
      - усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания;
      -формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).


  Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:      -

Слайд 14 Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.
        К переходу в

среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
                
Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.        К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться

Слайд 15 Восприятие становится думающим
 В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребёнка
становится:
-

более анализирующим;
-более дифференцирующим;
-принимает характер организованного наблюдения;
-изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несёт функцию названия, т. е.является словестным обозначе-
нием  после узнавания предмета, у учащихся более старших классов слово-
-название уже является самым общим обозначением объекта, предшествую-
щим более глубокому его анализу).
Восприятие становится думающим	 В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребёнка	становится:	- более анализирующим;	-более дифференцирующим;	-принимает характер организованного наблюдения;	-изменяется

Слайд 16 Развитие восприятия не происходит само собой, а идёт параллельно с
развитием мышления.
        Здесь

велика роль педагога, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.        
Развитие восприятия не происходит само собой, а идёт параллельно с	развитием мышления.        Здесь велика роль педагога, который специально организует

Слайд 17 В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сыграть и родители,

организуя занятия с детьми.
        Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности  является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.
Внимание становится произвольным
В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сыграть и родители, организуя занятия с детьми.        Как показывают психологические

Слайд 18 Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В

этом возрасте у детей преобладает непроиз-
вольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, ,на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя
сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации
( перспективы получить пятёрку, заслужить похвалу учителя).
Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроиз-	вольное

Слайд 19 Воспитание у младших школьников « далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в

соответствии с возрастными особенностями, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей.
        Начало обучения в школе стимулирует дальнейшее развитие непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у младших школьников эмоциональное
восприятие.




Воспитание у младших школьников « далёкой» мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями, путём связывания

Слайд 20 Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, уроки и занятия с

детьми должны быть увлекательными и занимательными.
Формируется способность к саморегуляции
        На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, которые связаны с учёбой, а затем и на другие сферы деятельности ребёнка.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.		Формируется

Слайд 21 Формируется интерес к содержанию учебной
                деятельности, приобретению знаний
        К моменту перехода из начальной

школы в среднее звено изменяется отношение к учёбе. Сначала у первоклассников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности.
Формируется интерес к содержанию учебной                деятельности, приобретению знаний        К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение

Слайд 22 Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик прочитал самостоятельно на

улице вывеску, был очень рад.
        После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у
первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности,
потребность приобретать знания.



Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик прочитал самостоятельно на улице вывеску, был очень рад.        После возникновения

Слайд 23 Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А

стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого,
подчёркивание  даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд.
        Младшие школьники, особенно первоклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель, поощряя их желание работать лучше говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики».
Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого,	подчёркивание

Слайд 24    Даже относительные неудачи полезно комментировать примерно таким
образом: «Ты уже пишешь

гораздо лучше, чем неделю назад. Молодец! Ещё немного усилий  - и ты будешь писать так, как надо».          
Происходит осознание личного отношения к миру.
    Даже относительные неудачи полезно комментировать примерно таким 	образом: «Ты уже пишешь гораздо лучше, чем неделю назад. Молодец!

Слайд 25  Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход

в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но не все дети оказываются готовыми к нему.
В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который характеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а
новые ещё не осознались, не оформились.
Складывается характер
 	Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс

Слайд 26  Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не

подумав, не
взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения ); общая недостаточность воли (школьник 7-8 лет ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности); капризность, упрямство (объясняются недостатками семейного воспитания ). Ребёнок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо».
 	Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не	взвесив всех обстоятельств (причина –

Слайд 27 К окончанию начальной школы у ребёнка формируются трудолюбие,
прилежание, дисциплинированность, аккуратность.
        Постепенно развивается

способность к волевой регуляции своего по-
ведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки,
не поддаваться непосредственным импульсам, растёт настойчивость. Ученик
3-4 класса способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мо- тиву долженствования.
К окончанию начальной школы у ребёнка формируются трудолюбие,	прилежание, дисциплинированность, аккуратность.        Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего по-	ведения,

Слайд 28  В целом за время обучения ребёнка в начальном звене школы у

него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия,
мышление в понятиях; успешное освоение программы; основные компоненты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями одноклассниками.
 	В целом за время обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть