Слайд 1ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
ОТЧЕТ
о прохождении стажировки (педагогической практики)
Ритатовой Алины Романовны,
слушателя-практиканта
курсов профессиональной переподготовки
«Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
проходившей педагогическую практику в
(Частном Образовательном учреждении
Дополнительного Профессионального Образования
Центр Реабилитации Слепых
Всероссийского Общества Слепых, г. Волоколамска)
в группе профобучения «Практическое цветоводство»
в период с 9.10.2017г. по 20.10.2017г.
Слайд 2Период стажировки с 9.10.2017г. по 20.10.2017г.
Образовательная организация: Частное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Центр реабилитации слепых Всероссийского Общества Слепых, г. Волоколамск)
Слайд 3ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
*Центр реабилитации слепых
– образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, в которое поступают на реабилитацию люди с 1 и 2 группой инвалидности по зрению, возраст от 18 лет.
В группе обучаются 4 человека, из них 2 женщины, 2 юноши. Года рождения женщин – 1969 и 1963, юношей – 1996 и 1997г. Слушатели поступили на профобучение в возрасте: 48 лет, 54 года, 21 год и 20 лет.
До поступления на обучение в Центр реабилитации слепых (далее ЦРС) 3 человека были воспитанниками ДОУ, СОУ и имеют среднее профессиональное образование. 1 человек получил семейное воспитание, и в возрасте 18 лет был отправлен в ЦРС на социальную реабилитацию (обучение самообслуживанию, домоводству, ориентированию в пространстве).
Анализ медицинских карт показал, что все обучающиеся имеют инвалидность первой группы. Все учащиеся инвалиды по зрению. 2 женщины ослепли уже имея зрительный опыт в возрасте 32 и 40 лет, в первом случае потере зрения послужили наследственные заболевания, во втором – перенесенный инсульт. 1 юноша слепорожденный, и 1 потерял зрение вследствие перенесенной операции (трепанация черепа), повлекшая за собой атрофию зрительного нерва.
Эмоциональные состояния в норме проявляются у 2 человек (заинтересованность, живая, открытая мимика, продуктивность движений, радость от их выполнения); у остальных обучающихся наблюдается психомоторное неблагополучие (подавленность, напряженность, вялая, невыразительная мимика).
Слайд 4Социальное развитие в норме у трех учащихся. Они легко вступают в
контакт с педагогом, избирательно и устойчиво взаимодействуют с группой, умеют попросить о помощи и оказать её; регулируют своё поведение усвоенными нормами и правилами; аргументированно отстаивают свою точку зрения перед педагогом; имеют представления о себе и своих возможностях. Имеет проблемы в социальном развитии 1 обучающийся. Не сдерживает агрессивные реакции, не согласует индивидуальные замыслы с одногруппниками. Развитие речи и речевое общение в норме у 4 человек: правильно произносят все звуки родного языка, высказываются простыми, распространёнными предложениями.
Познавательное развитие в норме у 3 обучающихся. Имеют представления о природе, ландшафте, почве, растительности и т.д. (профиль обучения). Задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи. Могут работать в едином темпе и ритме с другими в группе.
Проблемы в развитии наблюдаются у 1 человека: имеет слабые представления об окружающем мире, не может установить причинно - следственные связи. Наблюдается низкий темп работы.
В группе есть люди, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. В группе есть ученики, которые пока не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал.
Выводы: Учебный процесс и воспитательную работу в классе необходимо планировать исходя из характеристики группы, с учетом возрастных и психологических особенностей людей, больше внимания уделить формированию нравственных качеств.
Слайд 5ГРАФИК И РЕЖИМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (РАСПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ)
РЕЖИМ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА
3 пары (6 уроков по 45 минут).
Ритатова А. Р. проводит занятия ТОЛЬКО по Практическому цветоводству, кол-во часов в неделю – 30.
Форма обучения - малокомплектный класс (группа) 4 человека.
Слайд 6ПРОГРАММА
«ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО МАРШРУТА
В Центре Реабилитации Слепых обучается 86 человек, имеющих инвалидность
(инвалиды по зрению). Данные обучающиеся не совсем социально адаптированы и интеллектуально развиты. Таким людям рекомендован индивидуальный подход на занятиях. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — люди, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это инвалиды, или люди, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Слайд 7Основной целью является создание в Центре реабилитации слепых (далее ЦРС) гуманной педагогической среды
с целью социально – персональной реабилитации обучающихся с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном обществе.
Слайд 8ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ МАРШРУТ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ
РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ:
- обеспечение условий для реализации
прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения образовательного учреждения для организации обучения людей с ОВЗ.
Слайд 9ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на
общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого человека с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ученика;
4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Слайд 10ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ.
1. Технологии современного
традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к учащемуся, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся и социального окружения. В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги ЦРС.
Слайд 114. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на
всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Слайд 12АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ ПРОВОДИТСЯ В ФОРМЕ:
- текущей и промежуточной аттестации
в соответствии с локальными нормативными актами;
- итоговой аттестации в соответствии с нормативными документами по проведению квалифицированного экзамена в ЧОУ ДПО ЦРС ВОС.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РЕАБИЛИТАЦИИ
1 этап. Выбор:
• коллегиальное
решение для работы по построению индивидуального маршрута проф.реабилитации;
2 этап. Наблюдение:
• наблюдение за учащимся в организованной деятельности;
• наблюдение за учащимся в свободной деятельности;
• беседа о склонностях и предпочтениях учащегося с педагогами;
3 этап. Диагностика:
• определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);
• построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития;
• подбор методик, определение методов и приемов работы.
Слайд 144 этап. Работа:
• подбор индивидуальных заданий;
• связь с педагогом;
• задания для
самостоятельного изучения.
5 этап. Контроль:
• итоговая диагностика;
• отчетная выставка выращенных растений за период обучения на итоговой атестации.
Слайд 15Индивидуальная тифлопедагогическая карта учащегося
(Образец )
Ф.И. ученика Лубков
Г. Дата рождения 20.08.1995
Диагноз: Слабовидящий ОИ, врожденная патология, сложный миопический астигматизм ОИ, горизонтальный нистагм, ЧАЗН ОИ.F 88.
Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.
Слайд 16ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2017 – 2018 уч. год
ОКТЯБРЬ
1 неделя
понедельник
Формирование у
учащегося представлений об окружающем мире. Классификация растений по своему жизненному циклу, по виду корневой системы.
Осмотр и знакомство с садовым инструментом. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с инвентарем.
вторник
Учимся определять механический тип почвы, используя только тактильные ощущения.
Классификация почв по свойствам проявления кислотности. Учимся определять кислотность почв по звуку (шипению). 1
среда
Виды садовых земель: дерновая, перегнойная (парниковая), листовая, торфяная, компостная, хвойная, древесная. Субстраты для защищенного грунта и контейнеров. Искусственные субстраты. Учимся определять виды земель по тактильному восприятию, по запаху.
Способы орошения комнатных растений: полив, опрыскивание, обмывание листьев. Учимся правильно владеть пульверизатором (механическим, помповым). Какой температуры должна быть вода для разных процедур? – задание для самостоятельного изучения.
1 В ёмкость насыпать чайную ложку испытуемого грунта, полить 9% столовым уксусом:
- если щелочная почва, будет бурное пенообразование;
- при нейтральной реакции пенообразование умеренное;
- при кислом грунте пена не появится.
Слайд 17четверг
Температурный режим: минимальная, оптимальная и максимальная температуры для роста и развития
комнатных растений (учимся использовать говорящие и тактильные термометры).
Световой режим: факторы определяющие световой режим. Регулирование светового режима в открытом и защищенном грунте. (для лиц без светоощущения применяются суточные механические таймеры для регулирования светового режима)
пятница
Обеззараживание садовой земли, субстратов, посадочного материала и посадочных ёмкостей. Что такое протравливание? – вопрос для самостоятельного изучения.
Сбор, просушка, калибровка и хранение семян. Покой семян. Практическое занятие по получению посадочного материала из однолетних и многолетних цветочных культур.
суббота
Формирование устойчивых понятий о строении растения (корень, стебель, почка, лист, цветок), обозначение вегетативных и генеративных органов растений.
Способы вегетативного размножения: черенкование, отводок, прививка, деление куста, образование дочерних луковиц и т.д. Практическое занятие по определению того, каким образом лучше размножить несколько видов растений. Обосновать выбранный способ.
Слайд 182 неделя
понедельник
Практическое занятие по подготовке семян к посеву: стратификация, скарификация, гидротермическое
воздействие, намачивание семян, обработка стимуляторами роста, дражирование, барботирование, протравливание.
Что такое мульчирование? – вопрос для самостоятельного изучения.
вторник
Практическое занятие на отличие культурных посевов от сорняков. Сорные растения и засорители. В чем разница? Прополка сорняков и рыхление почвы.
Рассадный способ «улитка». Материалы, нужные для создания «улитки».
среда
Практическое занятие по посеву семян на рассаду в «улитку».
Макроэлементы и микроэлементы питания растений. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Определение удобрений по запаху. Расчет нормы внесения минеральных удобрений в зависимости от фазы жизненного цикла растений.
Слайд 19четверг
Что такое пикировка и на какой стадии развития растения её производить?
Плюсы и минусы рассадного способа «улитка» (беседа со слушателями, основываясь уже на их опыте).
Основные семейства, к которым принадлежат комнатные и садовые растения. Ассортимент и агротехника выращивания наиболее часто используемых в интерьере комнатных растений.
пятница
Выгонка, что это такое? Выгонка луковичных культур: девятиградусная и пятиградусная технологии. Выгонка мелколуковичных культур на срезку.
Выгонка корневищных многолетников.
суббота
Комнатные растения, способствующие улучшению микроклимата, улучшению состава воздуха, повышению влажности.
Ядовитые комнатные растения, способные вызывать отравления и аллергические реакции. Агротехника возделывания цитрусовых, ампельных и вьющихся растений.
Беседа на тему: «Как распознать при покупке больное растение».
Слайд 21ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов
учащихся с ОВЗ;
- повышение профессионального уровня пед.коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении людей с ОВЗ:
- способствующие качественному и доступному образованию;
- обеспечивающие социальную адаптацию и интеграцию в социуме людей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА
Брусянина Е. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с
ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 179-182.
Целитан С.В. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута, как педагогическая поддержка личностного самоопределения воспитанника.
Интернет-ресурсы
http://greenhouse1crs.wixsite.com/live
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-integrirovannogo-obucheniya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-zhiznedeyatelnosti