Слайд 1Социальные взгляды французских просветителей (Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо) и социалистов-утопистов (Анри
Сен-Симон).
Подготовила Бурко Виктория Николаевна
Слайд 3
Шарль Луи Монтескье занимает первое место в ряду непосредственных социологов.
Он начал
изучение проблем так называемого гражданского общества, исследовал типы политических устройств, известные человеческой истории. При этом он вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов.
Слайд 4Монтескье развивает идеи Н. Макиавелли о формах правлении, различает монархии, деспотии и республики, разделяя последние на
демократические и аристократические.
Оригинальность и заслуга Монтескье в изучении форм правления заключена, прежде всего, в том, что он установил их зависимость от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций, господствующего среди населения “чувства”, определяющего “принцип правления”.
Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и господства “чувства добродетели”. (Имеется в виду не моральная, а сугубо политическая добродетель, основанная на уважении к законам, на преданности индивидуума коллективу.)
По мнению Монтескье, ни одну форму правления нельзя объяснить действенностью только какого-то одного фактора.
Слайд 6
Социальные взгляды Жан-Жака Руссо положили начало новому направлению общественной мысли —
политическому радикализму. Выдвинутая им программа коренных преобразований общественного строя соответствовала интересам и требованиям крестьянских масс, радикально настроенной бедноты.
Слайд 7В своем учении Руссо исходил, как и многие другие философы XVIII
в., Из представлений о естественном (догосударственном) состоянии. Его трактовка естественного состояния, однако, существенно отличалась от предшествующих. Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, заключалась в том, что "они говорили о диком человеке, а изображали человека в гражданском состоянии".
По описанию Руссо сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны.
Развитие цивилизации, по его взглядам, было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, или с регрессом свободы.
Согласно взглядам Руссо в естественном состоянии (как в первом, так и во втором) права не существует. Применительно к изначальному состоянию им была отвергнута идея естественных прав человека. На самых ранних этапах истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений о праве и морали.
Аналогичным образом Руссо подходил к определению понятия общественного договора. Образование государства, как оно описано в "Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми", представляет собой договор лишь с внешней стороны (один предложил учредить публичную власть — другие согласились).
Слайд 8Руссо клеймит частную собственность, порождающую роскошь и нищету, обличает "избыток праздности
у одних, избыток работы у других".
Переход в состояние свободы предполагает, по Руссо, заключение подлинного общественного договора.
Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с Монтескье и другими просветителями, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ.
Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого он формулирует и определение закона. "Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон".
Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака — он неотчуждаем и неделим.
Слайд 9Идеи Руссо сыграли также важную роль в последующем развитии теоретических представлений
о государстве и праве. Его социальная доктрина, по признанию И. Канта и Г. Гегеля, послужила одним из главных теоретических источников немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. Разработанная Руссо программа перехода к справедливому обществу путем коренной перестройки государственной власти легла в основу идеологии политического радикализма. Оформление взглядов Pyccо в теоретическую доктрину явилось, с этой точки зрения, поворотным событием в истории общественно-политической мысли XVIII в.
Слайд 11Возникновение социологии невозможно представить без влияния идей Сен-Симона.
Сен-Симон обосновывает необходимость создания новой науки об обществе,
которую он назвал `позитивной` и которая должна стать столь же точной, как и естествознание.
согласно Сен-Симону, общество - живой и целостный организм, функционирующий и изменяющийся по объективным законам, которые этой науке предстоит познать и на основе которых возможно его сознательное совершенствование.
Слайд 12Главными вопросами приложения умственных сил, по Сен-Симону, являются:
1) сообщить науке о человеке
позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методом, используемым в физике;
2) ввести науку о человеке (построенную на физиологических знаниях) в народное образование и сделать ее главным предметом образования.
Слайд 13Главной причиной, наиболее сильно воздействующей на общество, является изменение и совершенствование
общей идеи, общей веры.
Сен-Симон постоянно подчеркивает, что социальная организация несовершенна, что люди позволяют насилию и хитрости управлять собой, а человеческий род в политическом отношении находится в безнравственном состоянии, и это заставляет его ставить вопрос о реорганизации общества, но не о революции.
Сен-Симон как непосредственный свидетель указывал на разрушительный характер революции, на ее анархическую сущность и поэтому предлагал путь “общественных преобразований”.
Сен-Симон первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; его идеи на этот счет стали теоретическим источником выработки общих моделей работы организации, описывающих принципиальную структуру управления, стандартизированную иерархию должностей и постов, разделения функций, правил для руководителей разного уровня.
Сен-Симон, наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия “гражданское общество” и “государство”, ввел термины “индустриализация”, “индустриальное (промышленное) общество”.
Идеи Сен-Симона получили развитие в ряде современных социологических концепций.