Презентация, доклад на тему Программа кружковой работы Шагай наадан

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями

Слайд 1 ГБОУ «КИЖИНГИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ШАГАЙ НААДАН
Хүмүүжүүлэгшэ:

Тукуренова Цыренханда Чимитовна

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Народная игра - важнейший способ передачи богатства

традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети  познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.  

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ   Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому.

Слайд 3
Цель программы: рассказать о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры.
Задачи:

изучить историю возникновения игры «Шагай
наадан»;
- изучить разновидности игры и их описание;
- организация досуга во внеурочное время;
научиться играть различные варианты игры
«Шагай наадан».
посредством игры развивать интеллектуальные
способности детей такие как, память догадка,
логика, сосредоточенности, меткости,
зоркости и ловкости.

 


Цель программы: рассказать о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры. Задачи: изучить историю возникновения игры «Шагай

Слайд 4ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ:
Народные игры воспитывают уважение к культуре,

традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, формирует у нас навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыки позитивного досуга в свободное время.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ:   Народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта

Слайд 5ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
Теоретический метод:

сбор материалов об игре, изучение и обработка собранных материалов об игре:  Интернет, школьная и сельская  библиотеки, встреча со старожилами.
Практический метод: сбор костяшек-лодыжек (шагай), разучивание игры в  «Шагай наадан; турнир  на лучших игроков «Шагай наадан» среди школьников, взрослого населения.

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:   Теоретический метод: сбор материалов об игре, изучение и

Слайд 6
«Шагай наадан»

- комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног).  Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Эта игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, их пяти видов животных, откуда и произошли названия костей. Косточки по своей форме имеют характерные позиции, и каждая имеет своё название.

«хонин» - овца (бʏхэ),
«морин» - конь (хонхо),
«ямаан»- козлик,
«үхэр» - бычок,
«тэмээн» - верблюд. 

Важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона «шагай».

«Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями -

Слайд 7 «БҮХЭ» - ХОНИН (ОВЦА) - ВЫПУКЛОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХУ


«БҮХЭ» - ХОНИН (ОВЦА) - ВЫПУКЛОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХУ

Слайд 8«ХОНХО» - КОЗА (ЯМААН) – ЯМОЧКОЙ ВВЕРХУ

«ХОНХО» - КОЗА (ЯМААН) – ЯМОЧКОЙ ВВЕРХУ

Слайд 9«МОРИН» - КОНЬ – АЛЬЧИК, УПАВШИЙ НА РЕБРО, РОВНОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХУ.

«МОРИН» - КОНЬ – АЛЬЧИК, УПАВШИЙ НА РЕБРО, РОВНОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХУ.

Слайд 10«ҮХЭР» - КОРОВА – АЛЬЧИК, УПАВШИЙ НА РЕБРО С ЯМОЧКОЙ ВВЕРХУ

«ҮХЭР» - КОРОВА – АЛЬЧИК, УПАВШИЙ НА РЕБРО С ЯМОЧКОЙ ВВЕРХУ

Слайд 11«ТЭМЭЭН» - ВЕРБЛЮД АЛЬЧИК, ВСТАВШИЙ НА ТОРЕЦ И ИМЕЮЩИЙ ДВА "ГОРБА"

СВЕРХУ
«ТЭМЭЭН» - ВЕРБЛЮД  АЛЬЧИК, ВСТАВШИЙ НА ТОРЕЦ И ИМЕЮЩИЙ ДВА

Слайд 12 В «ШАГАЙ НААДАН» МОЖНО ИГРАТЬ

КАК ИНДИВИДУАЛЬНО, ТАК И В КОМАНДЕ. В КАЖДОМ РАЙОНЕ БУРЯТИИ, В КАЖДОМ СЕЛЕНИИ ОДНУ И ТУ ЖЕ ИГРУ МОГУТ ИГРАТЬ ПО-РАЗНОМУ, ПОЭТОМУ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ИГРАТЬ, ИГРОКИ ДЕТАЛЬНО ОБГОВАРИВАЮТ ПРАВИЛА.


Шагай няһалалга - щелканье
Мори урилдаан – конные скачки
Хонхо, бухэ түүлгэ – сбор шагай упавших спиной и на спину
Хумпараа – подкидывание тремя шагай
Шагай шүүрэлгэ – хватание шагай
Шагай харбалга - метание шагай
Хонгордоолго - подкидывание
Шагай таалсаха – отгадывание шагай
Ёрхо харбалга – стрельба из костяной стрелы
Дүрбэн бэрхэ – 4 молодца и т.д.




Шагай наадан (разновидности)

В «ШАГАЙ НААДАН» МОЖНО ИГРАТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО, ТАК

Слайд 13САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ВИДЫ ИГРЫ “ШАГАЙ НААДАН”.
“ШАГАЙ, ШАГАЙ ШАГАЙХАН,
“ШАГАЙ НЯҺАЛААН”

ГАЙТАЙХАН!”
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И ЛЮБИМЫЕ ВИДЫ ИГРЫ “ШАГАЙ НААДАН”.“ШАГАЙ, ШАГАЙ ШАГАЙХАН,“ШАГАЙ НЯҺАЛААН” ГАЙТАЙХАН!”

Слайд 14“ШАГАЙ НЯҺАЛАЛГА” (ЩЁЛКАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО КОСТОЧКАМ)
Каждый игрок берёт

определённое количество косточек, и все по очереди подбрасывают свои шагай вверх и смотрят, в каком положении они упали: бугорком (бухэ) или углублением (хонхо) вверх или иначе. У кого альчик в положении бухэ окажется больше, тот начинает игру. Очередность играющих за ним устанавливается по восходу солнца. Он собирает все шагай и бросает их с высоты на пол, чтобы они упали вразброс. Затем щелчком по одному из шагай направляет его в следующий, лежащий в одинаковом с ним положении, стараясь при этом не задеть другие. Если он не попадает в намеченный шагай или заденет другие, а также, если среди шагай не останется больше одинаково лежащих, то в игру вступает второй и т.д. при каждом удачном щелчке играющий откладывает в сторону битый альчик. Самому последнему игроку приходится наименьшее количество шагай. Случается так, что первый обыгрывает сразу всех остальных, но такое бывает очень редко. Так продолжается до тех пор, пока на кону не останется три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остаются три косточки, тот, кто в данный играет этими костями, собирает и бросает все три косточки. Если выпадают все три одинаковые косточки, то тот, кто успеет взять их первым, тот и забирает их себе. Если выпадает две одинаковые кости, то игрок щелкает одинаковые кости, как на первом этапе. Если ему удается сбить, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество косточек. После того, как все шагай будут выбиты, определяют, у кого самое меньшее количество косточек, и, приняв это за норму, каждый выставляет свои. Игра повторяется: опять устанавливают очередность по количеству бухэ, бросают шагай с высоты, начинают выбивать щелчком одинаково лежачие косточки и т.д., до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках одного человека, и тогда игра считается оконченной.

“ШАГАЙ НЯҺАЛАЛГА”  (ЩЁЛКАТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО КОСТОЧКАМ)   Каждый игрок берёт определённое количество косточек, и все

Слайд 15МОРИ УРИЛДААН
Играют двое или трое и

т.д. в зависимости от количества костяшек. Играющие выбирают по одному «бегунцу»- коню из кучки лодыжек и ставят по обеим сторонам 10 «столбов» (лодыжек), установленных заранее друг за другом. Затем играющие берут по 3 лодыжки и бросают по очереди на кон. Если среди них окажется 1 конь, бросавший берет своего коня, и передвигает на 1 «столб»  вперед, если окажется 2 коня или 3, то ставят коня рядом с третьим или с четвертым «столбом». Если же ни одна из 3-х лодыжек не упадет в положении коня, то конь бросавшего игрока остаётся на месте. Следующие игроки по очереди проделывают тоже самое. Игра продолжается. После нескольких бросков чей- нибудь конь проходит все 10 «столбов», значит он и выиграл бега. Можно продолжить игру и определить чей конь «прибежит» вторым, третьим и т.д.

МОРИ УРИЛДААН     Играют двое или трое и т.д. в зависимости от количества костяшек.

Слайд 16«ШАГАЙ ШУУРЭЛГЭ»
Играющие усаживаются в круг, посреди которого высыпается

целая куча шагай. Каждый выбирает из кучи наиболее крупный шагай - шуурэгшэн, который он должен подбрасывать вверх. Игру начинает всегда тот, кто сидит на восточной стороне (нара гараха зугтэ). Он подбрасывает шуурэгшэн и, пока шагай летит, должен успеть отделить от кучи столько шагай, сколько он может схватить и поднять, и при этом поймать на лету падающий шагай, затем подбрасывает шуурэгшэн вторично, схватывает отделенные ранее шагай и подставляет руку под падающий шагай. Если играющий уронит хоть один альчик или у него отскочит шуурэгшэн, - он проигрывает. Тогда вступает в игру следующий, сидящий от него слева и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного шагай из кучи. После этого каждый играющий (или каждая команда, если играющие разделились на две группы) выставляет определенное количество шагай. Эти шагай скучиваются, и игра начинается снова.

«ШАГАЙ ШУУРЭЛГЭ»   Играющие усаживаются в круг, посреди которого высыпается целая куча шагай. Каждый выбирает из

Слайд 17«Дүрбэн бэрхэ»
Играющие по очереди бросают на кон

по 4 лодыжки. Если эти лодыжки принимают 4 разных положения – бүхэ, хонхо, морин, үхэр - значит выпало 4 молодца – 4 бэрхэ. Слово «бэрхэ» означает трудность, ловкость и действительно трудно бывает, чтобы все четыре лодыжки приняли желаемые положения. Бросают по очереди, пока не выпадет 4 бэрхэ. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели. Можно продолжить игру и определить, кто на втором, третьем местах.
«Дүрбэн бэрхэ»    Играющие по очереди бросают на кон по 4 лодыжки. Если эти лодыжки

Слайд 18ШАГАЙ ТААЛСАХА
Играющие берут по одинаковому количеству

лодыжек и прячут в таком месте, чтобы другие не могли видеть. Затем берут горсть какого-то количества лодыжек, но так, чтобы остальные не знали, сколько взять и выставляют кулаки с зажатыми в них лодыжками. Каждому игроку необходимо угадать сколько лодыжек в зажатых кулаках вместе, т.е. найти сумму. Когда все игроки высказали по очереди свои предположения, кулаки разжимают и подсчитывают сумму лодыжек. Угадавшему отдают лодыжки., т.е.  все угаданную сумму. Если никто не угадал, игру начинают снова. Играют до тех пор ,пока один не выигравает у остальных, т.е. не заберет все лодыжки.

ШАГАЙ ТААЛСАХА     Играющие берут по одинаковому количеству лодыжек и прячут в таком месте,

Слайд 20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- возрождение и популяризация


древней бурятской игры.
- уважение к культуре, традициям
и обычаям бурятского народа.
- организация досуга в любом
месте и в любое время
- привлечь как можно больше
молодежи


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - возрождение и популяризация     древней бурятской

Слайд 21МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари

толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
Цырендашиева Гэрэлтэ «Табан талаан». Буряад арадай нааданууд. Улан-Удэ; НоваПринт, 2018
Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 1994
«Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
Костяжки – шагайнууд (70 штук)
Информаторы:  старейшины села.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕБабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.Цырендашиева

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть