Слайд 1Проектная деятельность:
от замысла к реализации
Семинар для педагогов ДОУ
16.09.10г.
Проект-
значит
«брошенный вперед»
Слайд 2
К признакам проекта, отличающим его от рутинной деятельности и прожектов, относятся:
целенаправленность
целостность
ограниченность во времени
инновационность
коммуникативность
адаптированность к внешним условиям
Слайд 3Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать
с чтения "Сказки о царе Салтане", представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию
Слайд 4Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в
невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел
.
.
Слайд 5Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир".
Слайд 6 "Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
Слайд 7"Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, – Третий проект
Я
б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Слайд 8Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать
ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах
Слайд 9Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.
Слайд 10Второй: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.
Слайд 11
Третий: успех зависит от способа достижения цели.
Слайд 12Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть
быть реальной.
Слайд 13Пятый: цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной
последовательности.
Слайд 14Шестой: достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно
и порождать новые типы деятельности.
Слайд 15Цель у всех сестер была одна – стать царицей,
но старшие
предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, — никак не соотнесенные с целью.
Слайд 16Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших
гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.
Слайд 17Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить
свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.
Слайд 18Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя
перепрыгивать через ступеньки.
Венчание – честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.
Слайд 19ПРОЕКТ ВСЕГДА СИСТЕМЕН И СОСТОИТ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
В нашем примере царь
Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.
Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта.
Изготовление "полотна на весь мир" представляло собой рутинную деятельность в чистом виде, не ограниченную временными рамками.
"Пир на весь мир" имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.
Проект младшей сестры дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки "грядущих родин".
Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.
Слайд 20Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности.
В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.
Слайд 21Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее
родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:
"Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…"
Слайд 22Или:
"Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!"
Иными словами,
очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи.
Слайд 23
ЧЕМ НЕОРДИНАРНЕЕ ПРОЕКТ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕПЕНЬ РИСКА.
Поэтому, куда важнее новизны творческий
характер замысла.
Проектная деятельность пронизана творчеством.
Увидеть проблему — искусство,
красиво выразить ее словами — тоже искусство,
а если еще сформулировать решение проблемы —
проект появится на свет сам собой.
Слайд 24проект всегда к кому-то обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам.
Эта врожденная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.
Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создается как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано:
РЕШИВ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ, Я РЕШУ И СВОИ.
Слайд 25Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнерских технологий.
Подстрелив
"злого коршуна", будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове.
Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была бы достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта),
царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже
ткачиха с поварихой (сбор и распространение информации о мировом опыте).
Слайд 26Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст.
Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен, а его автор наверняка попадет пальцем в небо.
Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.
Слайд 27Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочередно в сферах:
градостроительства ("новый город со дворцом"),
финансовой политике (белка с золотыми орешками),
обороны ("тридцать витязей прекрасных").
Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты (главный ресурс и средства реализации).
Слайд 28Проектам на роду написана короткая, но славная жизнь. Обычно выделяют четыре
фазы полного проектного цикла:
замысел
планирование и оформление
реализация
завершение.