Слайд 2Подлинными архитектурными шедеврами Липецкого края
являются городские и сельские храмы, среди которых наиболее
широко известные:
Древне-Успенская церковь в Липецке, Вознесенский
собор и Великокняжеская церковь в Ельце, Владимирский храм
с. Баловнево и Димитриевская церковь с. Берёзовка Данковского района
, Знаменский храм в с. Вешеловка Липецкого района, Kазанский храм
в с. Талица Елецкого района, Димитриевская церковь с. Kоробовка
Грязинского района, Знаменская церковь с. Kузьминка Лебедянского
района, Покровский храм в с. Мокрое Kраснинского района,
колокольня-маяк у храма с. Иоанна Предтечи в Добринском районе,
Покровская церковь в. Репец Задонского района и др.
Издавна привлекают не только паломников, но и ценителей старины
и архитектуры ансамбли монастырей, среди которых широко известные Задонские Богородицкий и Богородице-Тюнинский, Троекуровский Иларионовский, Елецкий Знаменский, Лебедянский Троицкий, Сезёновский Иоанно-Kазанский, Раненбургский Петропавловский монастыри.
Слайд 3Строение храма
Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще
всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб – основной объем храма.
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания
Слайд 4Камень–Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его
в прах, – прообраз Христа
Дерево– символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души
Стены. Стены означают народы; их четыре, потому что они принимают сходящихся с четырех сторон
Восточная часть– область света, «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный нами рай был на Востоке, в Едеме .На восток от Иерусалима также расположено место вознесения Христа. Само здание должно быть обращено на восток
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших – внутри или снаружи
Если храм есть образ мира, то каждая стена должна соответствовать одной из стран света и одновременно – той или иной области церковной жизни
Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие – апостолы, епископы, подвижники, мученики.
Своды, купол. в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель
Слайд 5Многоглавие храмов
Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной
Церкви.
Одна глава знаменует единство Бога.
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Три главы знаменуют Святую Троицу.
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Тридцать три главы – число земных лет Спасителя
Слайд 6Крест– главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нем
прежде всего символ Самого Христа и символ того крестного пути Вид креста указывает и на таинство Троицы: своей вертикалью он указует нам на Высочайшего Отца, поперечной перекладиной – на Сына и Святого Духа
Слайд 7Верх храма состоит из основания, которое иногда называют «трибун», а также
«шеи».
В искусствоведении «шею» верха принято называть «барабаном», что не отражает сути данной части храма и не имеет исторической основы и главы, состоящей из «маковицы» (которую часто именуют «луковицей», что тоже не соответствует историческим источникам), и креста
Слайд 8Византийская форма главы – полусфера – образ ровного сияния или света
Божия, сходящего с неба на нас. Образ пламени – наше молитвенное горение к Богу и Божественный огонь, осеняющий нас
Слайд 9Иконостас
Самый верхний ряд – праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до
закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни
Второй ряд– это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (, цари, пророки; центральные фигуры – Давид, Соломон, Даниил).
Третий ряд– праздничный. .В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг
Слайд 10Что означают слова?
Храм
Часовня
Купол
Глава
Столпы
Крест
Иконостас
Троица
Апостолы
Монастырь
Колоко́льня
Слайд 11Древне-Успенская церковь Свято-Успенского мужского монастыря
Самый древний храм Липецка. Построен в
XVII – начале XVIII в. в монастыре Паройская пустынь. Храм бесстолпный, бесколокольный, сооружён в стиле барокко. В храме до 1930-х гг. находилась местночитаемая икона Божией Матери, широко известная многочисленными чудесами исцеления
Около храма существовал некрополь XVIII–ХIХ вв. и подземный ход, где, по одной из легенд, скрывались монахи от татарских набегов
Еще одним удивительным событием является тот факт, что один из Монастырских ключей сумел пробиться на поверхность. По преданию, на источнике бывал сам Петр 1.
Слайд 12Рождественский собор
Храм был заложен в самом конце XVIII века, а
строился и достраивался колокольнями и трапезными до середины XIX века. Облик собора соответствует стилю зрелого классицизма: величественный, строгий и светлый, с простыми линиями. Внутреннее убранство заслуживает долгого изучения. На него собирали деньги не одно десятилетие, поколение за поколением. История сооружения и украшения Собора Рождества Христова - лучшая иллюстрация к выражению «всем миром»: кто-то жертвовал железо на кованые решетки, кто-то заказывал и оплачивал роспись иконостасов. Самая почитаемая икона собора - образ Божией Матери Липецкой «Страстная»
Слайд 13Христо-Рождественский собор
Заложенный в 1791 году по проекту итальянского архитектора Томазо
Адомини
он был закончен к 1842 году
под руководством Николая Ивановича Ладыгина. Стройный силуэт собора был виден с любой точки города, а звон колоколов плыл над Липецком, возвещая о бедах и радостях. Собор стал самым почитаемым и посещаемым местом, под его стенами хоронили почитаемых и уважаемых священнослужителей
Слайд 14Евдокиевский храм
В конце XVIII века зверствовавшая во многих районах России чума
унесла миллионы человеческих жизней. По указу Екатерины II кладбища умерших следовало устраивать за пределами города. Не обошло стороной несчастье и наш край. В начале XIX века появилось Евдокиевское кладбище. Свое название оно получило в честь жены местного коллежского советника Николая Лобкова Евдокии, умершей в 1816 году
Слайд 15Елец
Введенская церковь 18 век
Здание построено на крутом косогоре. Вместе
с Вознесенским собором памятник играет важную роль в силуэте города, открываясь с больших расстояний и особенно красиво с юго-восточной стороны.
Церковь построена по древнерусскому образцу «восьмерик на четверике»,
Фундаменты и цоколь здания сложены из блоков белого известнякового камня
Декоративное убранство фасада осуществлено в характерных приемах русской барочной архитектуры 18 столетия. Первоначально стены оставались неоштукатуренными и все детали убранства были выложены из кирпича
Слайд 16Вознесенский собор
Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с
крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра.
Вознесенский собор г. Ельца – младший брат храма Христа Спасителя. Оба возведены по проекту великого храмостроителя в России Константина Андреевича Тона. По утверждению специалистов, это третий по величине после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в России. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний
Слайд 17Великокняжеская церковь
Невзирая на маленькую территорию-занимает огромную
историческую нишу в истории города и
страны!Храм "хрустального" креста и рядом дом призрения Не сохранившийся храм Гроба Господня в подвале,
и продержавшийся двухглавый орел над крыльцом!
Редкостный иконостас и три редчайшие иконы
Слайд 18Часовня над братской могилой
Рядом с Вознесенским собором за оградой
с его северной стороны
расположена часовня над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с
полчищами Тамерлана в 1395 году
Часовня выполнена в форме, напоминающей древнерусский шлем, символ
геройства, мужества и несгибаемой воли непокоренных жителей Ельца, Почти квадратное в плане здание заглублено на три четверти своей высоты в землёю
Слайд 19Рождество-Богородицкий Задонский монастырь
Основанный благочестивыми старцами схимонахами Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом
храм на своем веку пережил очень многое. Так, после пожара 1692 года не осталось ни одной постройки монастыря, сохранилась лишь икона Владимирской Божией Матери, привезенная старцами на берега Дона. В честь нее в 1736 - 1741 был воздвигнут каменный храм. Своего расцвета обитель достигла с приходом в нее в 1769 году Святителя Тихона, бывшего духовным праведником и обладавшего даром целительства от Бога
Слайд 20Владимирская церковь
Усадьба Муромцевых (с.БаловневоДанковского района) сложиласбь в последней четверти XVIII
– начале XIX в. Владельцами её до начала XX в. являлись представители дворянского рода Муромцевых
Автором проекта некоторые исследователи предположительно считают В. И. Баженова. По композиции объёмных масс, необычности плана, архитектурной обработки фасадов памятник является уникальным, не имеющим прямых
аналогий в русской архитектуре.
Слайд 21ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ
Церковь построена в 1768-1794 годах на средства Я.А. Татищева
в его имении
«Знаменское» по проекту В.И. Баженова .Знаменская церковь – уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики
Слайд 22ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Троицкий монастырь (Лебедянь) основан в начале ХVII века. Первое упоминание
о Троицком монастыре в документах относится к 1621 г. Существующий монастырский комплекс складывался на протяжении ХVII– XIX столетий. Троицкий монастырь является неординарным образцом культовой архитектуры и интересен для изучения искусствоведам и историкам