Слайд 1ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Слайд 2Федеральные документы, регламентирующие реализацию образовательных программ :
- Приложение к письму Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»(Примерные требования к программам дополнительного образования детей )
Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014 – 2015 уч. г.» (основные характеристики уровней образовательных программ дополнительного образования детей )
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.3172-14
Слайд 3Примерные требования к программам дополнительного образования детей
включают в себя требования
К содержанию
дополнительных образовательных программ.
К структуре программы.
К оформлению и содержанию структурных элементов программы.
Слайд 4Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Целями и задачами программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, общему и т.д.);
- направленностям программ (технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-педагогической);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности),формах и методах обучения ( дифференцированного бучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении)
Слайд 5Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
2. ДОЛЖНО БЫТЬ НАПРАВЛЕНО НА:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- профилактику асоциального поведения.
Слайд 6Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Слайд 7Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
наименование образовательного учреждения
- где, когда и кем утверждена программа
направленность программы
название программы
возраст детей, на которых рассчитана программа
срок реализации и уровень программы
ФИО, должность автора программы
название города, населенного пункта, в котором реализуется программа и год разработки программы.
Слайд 8Поле 1
Поле 2
Поле 3
Поле 4
Поле 5
Методические рекомендации
Вариант оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Слайд 9ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ВОЗРАСТ 5-18 ЛЕТ
СРОК ОБУЧЕНИЯ:
ОТ 20 ЧАСОВ
ПОРЯДОК
ОБУЧЕНИЯ:
ОТ 1 ДО 3 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение образовательной программы;
Переход на базовый уровень не менее 25% занимающихся
Слайд 10БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ВОЗРАСТ 8-18 ЛЕТ
с 3 класса
СРОК ОБУЧЕНИЯ:
ОТ
1 ГОДА
ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ:
ОТ 3 ДО 5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:
участие в городских мероприятиях не менее 50% чел. гр.;
победители и призёры 10% обучающихся;
переход на углублённый уровень не менее 15% обучающихся.
Слайд 11УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ВОЗРАСТ 12-18 ЛЕТ
с 5 класса
СРОК ОБУЧЕНИЯ:
ОТ
2 ЛЕТ
ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ:
ОТ 4 ДО 8 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ:
участие в общегородских мероприятиях не менее 80% обучающихся;
победители и призёры 50% обучающихся;
Слайд 12Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
направленность и уровень программы
новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
цель и задачи программы
отличительные особенности данной программы от уже существующих программ
возраст детей, обучающихся по данной программе
сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
формы и режим занятий
ожидаемые результаты и способы определения результативности
формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Слайд 13Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Краткая характеристика предмета, его значимости и
педагогического обоснования дополнительной образовательной программы.
2.1. Направленность программы:
Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ (художественная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая)
направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание
Слайд 14Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Актуальность – ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития:
дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Слайд 15Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.3. Цель и задачи программы
Цель –
это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени;
описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.
Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий;
- должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные
Слайд 16Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.4. Отличительные особенности данной программы от
уже существующих программ:
описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен;
указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
Слайд 17Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.5. Возраст детей, участвующих в реализации
данной программы:
- для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д.;
- какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
- наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности);
- состав групп (одного или разных возрастов);
- условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).
Слайд 18Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.6. Сроки реализации программы:
временные границы,
на сколько лет рассчитана программа;
- этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
- количество часов на каждый год.
Слайд 19Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.7. Формы и режим занятий.
Формы организации
деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, ансамблевая, по звеньям, индивидуально-групповая и т.д.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др.
Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю.
При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Слайд 20Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.8. Ожидаемые результаты
и способы определения их
результативности
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся;
должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания;
в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения;
выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
Слайд 212.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Способы определения результативности: указать
методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы:
- педагогическое наблюдение,
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях,
- мониторинг.
Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы.
Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Слайд 22Методические рекомендации к оформлению
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
2.9 Формы подведения итогов реализации программы:
–
опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.;
- документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.
Слайд 23Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Слайд 24Методические рекомендации к оформлению
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Слайд 25Методические рекомендации к оформлению
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Слайд 26Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА:
- краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Методические рекомендации к оформлению
СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
- Раскрывается в именительном падеже.
- Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП).
- Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему.
- Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии.
- При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия.
Слайд 27Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.).
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.
Слайд 28МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Методическое обеспечение:
- Учебной работы
педагога (методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; авторские методики проведения занятий по конкретной теме).
- Воспитательной работы педагога (методика формирования детского коллектива; методика диагностики межличностных отношений в коллективе; методика организации воспитательной работы).
- Работы педагога по организации учебного процесса (методика комплектования учебной группы; методика анализа результатов деятельности).
- Массовой работы (методика организации и проведения массового мероприятия; план и методика проведения родительского собрания; сценарные планы).
Слайд 29Учебные пособия, дидактические материалы, применяемые на занятиях, глоссарий и др. материалы.
Материально-техническое
обеспечение программы: сведения о помещении, оборудовании, требования к специальной одежде обучающихся.
Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы
Методические рекомендации к оформлению
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 30Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. №06-1844
Оформление и содержание структурных элементов программы.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список использованной литературы.
Методические рекомендации к оформлению
СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Составляется несколько списков:
- список литературы, использованной при написании программы;
- список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности;
- список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы;
- список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей.
Слайд 31Методические рекомендации к оформлению
СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Списки литературы должны содержать перечень изданий,
в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет:
- по общей педагогике,
- по методике данного вида деятельности;
- по методике воспитания
- по общей и возрастной психологии;
- по теории и истории выбранного вида деятельности;
- опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
Составляется по ГОСТ 71 – 2003.
Слайд 32УДАЧИ В РАБОТЕ
НАД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ