Слайд 1Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Здоровейка»
1 класс
(по ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) на 2017 -2018 год
Презентацию подготовила:
О.Н.Лебедева учитель начальных классов
высшей категории
Слайд 2Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» 1 класс разработана на
основе адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Пучежская школа-интернат», разработана в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями:
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом №1599 Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г;
Примерной адаптированной основной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Вариант 1;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г, рег.№19993.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Устава ОГКОУ « Пучежская школа-интернат».
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом 5-ти дневной учебной недели, рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 68 часов (исходя из 34-учебных недель в году).
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе № 43 от 30 августа 2017 г Настоящая рабочая программа реализуется в течение 1 года с последующим мониторингом освоения планируемых предметных и личностных результатов.
Слайд 3Основные положения
Программа «Здоровейка» включает в себя не только вопросы физического здоровья,
но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание уроков наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику школьного возраста. Используются другие специфические для школьника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания.
Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.
Слайд 4Цель и задачи курса
Цель : раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие
эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Слайд 5Коррекционная направленность курса
Программа «Здоровейка» имеет исключительно важное значение для развития детей
с нарушением интеллекта.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать работу, контролировать свои действия;
― улучшения зрительно-двигательной координации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Слайд 6Состав базовых учебных действий обучающихся:
Личностные БУД:
положительное отношение к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Регулятивные БУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями на занятии.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии.
ориентирование в полученных знаниях; принимают и сохраняют учебную задачу;
оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные БУД:
извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о своем организме и здоровом образе жизни;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные БУД:
умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания;
принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Слайд 7Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в
1 классе:
Минимальный уровень:
представления о строении органов зрения, слуха, полости рта, зубов;
знание элементарных представлений о здоровье в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
знание основных правил личной гигиены;
знание правил поведения в школе и понимание необходимости их выполнения;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (выполнение утренней гимнастики).
Достаточный уровень:
представления о строении органов зрения, слуха, полости рта, зубов;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
знание названий, элементарных функций и расположения органов зрения, слуха, полости рта, зубов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (состояние зрения, слуха);
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
знание правил поведения в школе и понимание необходимости их выполнения;
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (выполнение утренней гимнастики, гимнастики для глаз, самомассаж ушей);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Слайд 8Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса.
Учащиеся должны знать:
·
Правила бережного отношения к зрению, к органам зрения, к зубам.
· Правила ухода за кожей.
Золотые правила питания, полезные продукты.
· Правила здорового сна, хорошего настроения.
· Правила для поддержания правильной осанки.
· Признаки здорового и закаленного человека.
· Правила хорошего тона.
· Задачи оздоровительных пауз.
· Вопросы физического и духовного здоровья.
· Вопросы гигиены и питания, закаливания,
Учащиеся должны уметь:
· Правильно умываться, мыть зубы.
· Следить за кожей, ногтями.
· Соблюдать режим дня.
· Соблюдать правила поведения в общественных местах.
· Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
Слайд 9СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА «ЗДОРОВЕЙКА»
Содержание обучения в рамках программы «Здоровейка» включает следующие разделы:
«Здравствуйте»
Мы говорим "Здравствуйте", желая всем здравствовать, жить с радостью, с любовью в сердце. Научить детей ежедневно 1-2 минутки посвящать добрым словам, говорить добрые слова. Объяснить о том, что очень важно, чтобы каждое утро у них начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Улыбка - это положительный импульс для головного мозга.
«Гигиена тепа и души»
Проведение беседы о том, что существуют два вида грязи: внешняя и "внутренняя", так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Научить детей как правильно принимать душ, ванну. Знакомство с приемами закаливания, с приемом воды. Даются советы, как быть не совой, что делать, если не спится.
«Уход за зубами»
Беседа о зубах, о болезни зубов. Знакомство с правилами чистки зубов
«Оздоровительные минутки»
Повторение оздоровительных минуток изученных в первом классе. Изучение новых упражнений для глаз, лица, языка. Знакомство с новыми словами "гримаса", "кривлянье". Проведение маленьких комплексных упражнений, которые рекомендуются выполнять дома, в школе вместе с взрослыми.
« Забота о коже»
Проведение беседы о том, зачем человеку нужна кожа и кА за ней надо ухаживать.
«Чтобы душа была здорова»
Проведение беседы о добрых делах и поступках, о вежливых словах, о правилах дружбы, о положительных эмоциях и хорошем настроении, которые влияют на здоровье человека.
«Заповеди здорового питания»
Знакомство с жизнью американского биохимика Казимиром Функом, который придумал слово "витамин". Беседа о том, какие витамины необходимы для нормального роста и развития, что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов.
«Вредные привычки»
Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.
Слайд 10Используемая литература
для учителя:
1. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы,
мониторинг/сост.Павлова М.А., Гришанова О.С., Гусева Е.В. —Волгоград: Учитель, 2010.
2. Здоровье детей – основа процветания России: сборник статей/под общ. Ред. Е.В.Спириной._Ульяновск:УИПКПРО,2008.
3.Школа докторов природы.-М.:ВАКО,2007.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.-М.:ВАКО,2006.
5.Дереклеева.Н.И. Справочник классного руководителя.-М.:ВАКО,2008.
6. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2009.
для детей:
Стихи С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», «Не спать», «Поднялась температура…», «Разве что-то есть на свете…», «Прививка».
Б.Заходер «Перемена»
М.Кунин «Федя на перемене»
А.Лаптев «Тайна пирамиды здоровья»
Э.Успенский «Мама приходит с работы…»
А.Раскин «Как папа был маленьким».
В.Сухомлинский «Хорошо, что солнышко светит».