Слайд 1МБОУ ДО Дом детского творчества
Подготовила: Салимуллина Ф.Х.,
педагог дополнительного образования
«Годовой экологический
календарь коренных народов Ямала как структура жизненного уклада »
Слайд 2Тема: Годовой экологический календарь коренных народов Ямала как
структура жизненного уклада
Цели: Познакомить с годовом экологическим календарем коренных народов Ямала.
Задачи:
1.Изучить годовой экологический календарь коренных народов Севера.
2.Расширить знания региональных этнокультурных особенностей коренных народов Ямала. Продолжить развить познавательную активность, внимание, память, умение, рассуждать, приучать к самостоятельной поисковой деятельности.
3. Воспитывать любовь и уважение к уникальной культуре коренных народов края.
Слайд 3Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по годовому
экологическому календарю коренных народов Севера.
Слайд 4 Годовой календарный цикл как структура жизненного уклада.
Январь - месяц середины зимнего
года (по'маха игры.
Февраль - месяц наклона земли к солнцу - яра' иры.
Март - месяц орла - лимбя игры.
Апрель - месяц вороны - варны игры.
Май - месяц отела оленей - ты ниць'иры.
Июнь - месяц неводьбы -вануй иры.
Июль - месяц комара - ненянг иры.
Август - месяц середины лета - тайер иры.
Сентябрь - месяц листопада - вэба' иры.
Октябрь - месяц брачных игр у оленей - хор' иры.
Ноябрь - месяц песцового промысла - носин - далва иры.
Декабрь - месяц большой темноты - нгарка пэвдей иры
Слайд 5Свой экологический календарь ненцы составили в далекие времена, в общении с
природой руководствуясь, прежде всего принципами целесообразности, защиты и сохранения ее богатств на долгие годы для человека, птиц животных и зверей. В определении тех или иных отрезков календарного года на помощь человеку приходили многие приметы в окружающей среде, связанные с климатическими условиями Севера, явлениями природы; с учетом их устанавливались и сроки проведения традиционных промыслов в условиях кочевого образа жизни. Вся жизнь людей подчиняется ритму, в котором живет природа. На протяжении веков все их традиционные занятия связаны с животным и растительным миром тундры.
Слайд 6Поэтому не случайно названия месяцев оленеводческого календаря связаны с годовым циклом
жизни оленя и теми явлениями природы, которые имеют существенное влияние на оленеводство. Началом календарного года у ненцев следует считать зиму. К этому времени жители тундры, животные и окружающая природа прошли все трудные испытания: время отёла, переправы через бурные весенние реки, комариная пора, период оводов, брачный сезон оленей и вновь переправа теперь уже через осенние реки. Этот период года называется временем глубокого снега. Это время относительного покоя, стабильности, чума подолгу стоят. Оленеводы перевели стада оленей на зимние пастбища и находятся в это время в крайних южных точках своих маршрутов.
Слайд 7Мужчины охотятся на песцов, лис, куропаток. В это же время пастухи
делают заготовки для нарт: полозы, копылья, вязы, нащепы, доски. Заготавливают материал для чумовых шестов, хореев, половиц. У женщин в это время много времени занимают заготовка воды и топлива. Новых вещей, как правило, в это время не шьют, световой день очень короток, занимаются необходимым ремонтом.
Календарный год у ненцев разбивался на два: один охватывал зимний период, другой — летний. Это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра: это же слово обозначает снег), весна (нара — ранняя, до ледохода; януй, венуй — поздняя), лето (та`), осень (нэрё).
Слайд 8Январь у ненцев получил название — месяц орла. Существуют разные версии
того, почему январь получил именно такое название. Одна из них такая: после долгой спячки солнце, словно орел, парит над деревьями и вершинами сопок. В тундре это время самых сильных морозов. Резкие порывы морозного ветра обжигают лицо, прерывают дыхание, но тундровики выработали надежные способы, которые помогают ориентироваться на снежной равнине. Случается, что путники попадают в сильную метель, в таких случаях о непогоде говорят так, вытянутой руки не видать.
Слайд 9Февраль – месяц освобождения самцов от оснований прошлогодних рогов. В февральские
дни у оленей на месте будущих рогов образуются наросты. Относительно зимы у ненцев существует целый ряд примет. Например, если северное сияние раскинулось посередине неба – это к плохой погоде, а если оно на северной стороне – к хорошей. Ухудшение погоды, метель предвещают собаки, валяющиеся на снегу, и олени, которые, сгруппировавшись, лежат в одном месте.
Слайд 10Март – время ясного неба и снежной слепоты. Месяцем поворота года
считался март или месяцем появления рогов у оленей. Есть у марта и другое название по’ вадрабцо ирий (месяц поворота года). Тем самым подчеркивается, что в это время в жизни природы и людей происходят заметные изменения. В это время олени особенно подвижны к вечеру, после захода солнца, так они сохраняют тепло, набирают энергию для жизни. Мужчины, заметив среди прирученных оленей подходящих для передового в упряжке, начинают его тренировать именно в эти дни. В этот период времени оленеводы производят ремонт нарт, упряжи, снаряжения. Делают из дерева различные заготовки, заготавливают дрова, увязывают нарты с грузом, которые надо будет транспортировать к местам отела.
Слайд 11Апрель ненцы называют — месяц обманного отела. В апреле в оленеводстве
заканчивается зимний сезон. После 7 апреля – Вороний день начинается время снежного наста, время дальних дорог. С началом апреля под пригревающими лучами солнца верхний слой снега начинает подтаивать, а ночью мороз его вновь замораживает. Так образуется плотная корка снега (наст), благодаря которой оленеводы совершают длительные переходы от мест зимовок к местам отела важенок. В конце апреля в стадах появляются первые телята. Появление первого олененка связывается с наступлением весны, поэтому его рождение – это удивительное явление и торжество в семьях и в оленьем стаде. Первый олененок всегда рискует, потому что апрельские морозы и бураны могут лишить его самого дорогого – жизни. Так бывает, если он не сумеет встать на свои тоненькие ножки по истечении суток. Но обычно первый олененок – дитя сильной, молодой важенки противостоит злым натискам природы и проказам весны.
Слайд 12Май ненцы называют месяцем отела оленей. Кругом еще снег, еще дуют
сильные ветры со снегопадами, часты морозы, но в это время идет массовый отел оленей. Есть приметы, связанные с весной и рождением оленят. Если первым в стаде родится теленок – важенка, то олени будут здоровые, будет хороший год, а если бычок – будет много рыбы. Весной перед отелом оленей пастухи стараются достичь отельных мест. Как правило, каждый оленевод выбирает для этого особенно приглянувшиеся ему и его оленям пастбища: где под берегами можно укрыться от ветра, где гуще подснежный травостой и обильны проточные воды. В этот период оленеводы отходят со стадами на приречные болота, где растут лучшие кормовые травы: трилистник, морошка, осока. От отела зависит благополучие всего года. Хороший прирост стада — знак правильной жизни. После 21 мая в тундре начинается поздневесенний сезон – время большой воды.
Слайд 13Прилетают птицы, набухают почки, пробиваются листва и первоцветы, оживают и вылетают
насекомые, нерестится рыба, линяют пушные звери…. Все вмещается в пору природного возрождения. Мужчины охотятся на гусей и уток. Женщины шьют, ремонтируют и просушивают зимние вещи прежде чем их сложить их в специальные сани для хранения. Затем эти сани оставляют на сухих, высоких местах, открытых всем ветрам.
Слайд 14Июнь — месяц гнездования птиц. Тундра в это время наполнена разноголосыми
криками и песнями птиц. Все живое полно заботы о продлении рода. В июне телятся последние важенки. Иногда случается так, что оленята остаются без опеки матери, таких оленят выхаживали и ни в чем им не отказывали, не забивали ни в коем случае. Июнь для оленеводов является временем относительного спокойствия, когда завершается отел, открываются из-под снега пастбища и еще не докучают комары. Подрастающие телята уже способны бегать в стаде. Это время весенней рыбалки – рыба в это время хорошо ловится в местах, освободившихся ото льда.
Слайд 15
Июль - 12 июля в тундре начинается лето. Июль — это
тревожное время для людей и оленей, ещё он называется комариный месяц. С раннего утра до позднего вечера звучит несмолкаемый многотысячный комариный «хор». Считается, что до 2 августа убивать комаров нельзя, взамен каждого убитого будет послана тысяча. Поэтому традиционно для спасения оленей от комаров применялись не убивающие, а отпугивающие средства. например, разводили и поддерживали дымокуры. В этот месяц оленеводы содержат оленей в местах богатых зеленью, хорошо обдуваемых, с наличием водопоев, транспортная эксплуатация оленей сводится к минимуму. В начале июля пастухи пристально следят за приметами лета: для оленевода сильный летний ветер, даже с дождем, представляется хорошим, поскольку он избавляет оленей от комаров и зноя.
Слайд 16Тихая погода для оленеводов оказывается сущим адом из-за обилия комаров. И
вообще оленевод считает хорошей погодой не ту, что приятна ему самому, а ту, что полезна его оленям.
Слайд 17Август ненцы называют — месяц оводов. В этом месяце олени не
находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся оводы. По ненецким обычаям их разрешается ловить и уничтожать, чтобы уменьшить их количество, причем при этом нужно обязательно отрывать их головы. 2 августа в тундре отмечают праздник – средина лета, к этому времени стойбища оленеводов находятся на морском побережье. Считается, что к этому времени нужно возвратить все долги, вернуть своих оленей. Для этого оленеводы объезжают стойбища соседей, собирая своих оленей прибившихся туда из-за непогоды и других причин. Конец июля — август месяц забоя оленей на шкуры для пошива одежды. После 19 августа — День самцов оленя — у оленей прекращается рост рогов и с них начинает сдираться бархатистая кожица, покрывающая рог. Олени сами стремятся ускорить чистку рогов от кожицы, для чего они трутся рогами о кусты. Первыми начинают чистить рога взрослые самцы, за ними молодые самцы, яловые самки и последними важенки с телятами.
Слайд 1819 августа заканчивается тундровое лето и наступает осень, а вместе с
ней время перекочевок на зимние пастбища. Во время кочевки олени «умышленно» стараются расширять пастбища с обильным кормом, оставляют на пути движения огромные участки земли, богатые ягелем, нетронутыми. Этим они как бы заботятся о завтрашнем дне не только для себя, но и для других, кто пойдет вслед за ними.
Слайд 19Сентябрь — месяц очистки рогов. В это время у северных оленей
начинается массовый гон. Между самцами нередко возникают стычки. Еще недавно расцвеченная цветами радуги тундра начинает блекнуть: отмирают наземные части всех растений, осыпается листва с деревьев и кустарников, хвоя с лиственницы. День за днем льют осенние затяжные дожди. С каждым днем холоднее. Осень царствует в тундре.
Слайд 20Октябрь ненцы называют — месяц хора. Северные олени покидают открытые тундровые
пространства. Звери сменили летний наряд на зимний. Волос стал длинным, крепким, подшерсток густой и плотный; да и цвет изменился. В октябре начинается период утраты рогов оленями. По отросткам на рогах определяется возраст оленя. По росту рогов ведется счет годового времени. Не случайно среди сезонов и месяцев отмечаются периоды: чистки оленями рогов, потери рогов оленями самцами, прорастания рогов. В октябре оленеводы примечают: если на мерзлую землю упадет дождь, то осень будет долгой. Если птицы летят высоко – к снежной зиме и глубокому снегу. 14 октября осенний сезон заканчивается и начинается первая половина зимы – время установления зимних дорог.
Слайд 21В это время начинается ледостав, земля покрывается первым снегом, что значительно
облегчает перекочевку оленьих стад на юг. Причем снег помогает не только при передвижении, но и при подкарауливание стада. На контрастном белом фоне легче заметить отбившегося оленя.
Слайд 22Ноябрь— месяц малой темноты – ноябрь. В это время олени как
бы помогают хозяевам: они стараются находиться ближе к чумам, людям. Дни короче, ночи длиннее. С каждым днем все холоднее, на реках и озерах наращивается лед. С установлением прочного льда приходит время зимней рыбалки. Мужчины делают проруби и пропускают через них сети, добывая рыбу.
Слайд 23Декабрь ненцы именуют — месяц большой темноты. На тундру опускается полярная
ночь. С каждым днем мороз нарастает, на реках и озерах лед становится толще. Оленьи стада на зимовку откочевали к югу. Последний день месяца большой темноты завершит год. Бесконечен круг природы, как бесконечен путь ненцев-кочевников. Какие бы названия ни имели месяцы ненецкого календаря, они точно определяют виды трудовой деятельности северян. Продолжительность месяца, следует заменить, не соответствует установленному количеству дней, принятому в современном календаре. Она исчисляется четырьмя семидневками лунного месяца, т.е. протяженностью периода рождающегося и убывающего месяца.
Слайд 24Тому подтверждением является и лексико – фразеологические выражения, бытующие у всех
ненцев, проживающих в разных регионах: «Иры нерденя» - начало лунного месяца, «Иры пудана» - конец лунного месяца, «Иры минюй» - полнолуние. « Иръяха по» - период междулуний (новолуние). Названные периоды имеют значение не только для выполнения тех или иных трудовых операций, они так – же важны и для различных культовых ритуалов и врачевания и народными методами. Так, например, в период полнолуния вылечивают косоглазие у малолетних детей; для этого ребенку необходимо пристально смотреть на лунный диск, в зимний период прикладывают к его глазам холодную рукавичку из оленьих камусов отца или деда. Исполнение культовых ритуалов строго соотносится с определенным периодом лунного месяца: в начале месяца разрешается производить забой оленей в честь богов культовой нарты рода, семьи, племени, приезда добрых гостей, рождения ребенка, а в конце месяца проводятся похороны, дни понимания усопших. Все это могло быть связано с интуитивными и психологическими познаниями – ощущениями влияния космоса и биосферы на человеческий организм, его психику.
Слайд 25В этом, конечно, сказалось влияние магнитных бурь – так называемых неблагоприятных
по геофизическим факторам дней каждого месяца. В определении той или иной части года важное значение имеют долгота дня и ночи, наступление дождливых дней и морозов, расположение солнца и луны, звезд и полярного сияния на небе, прилет первых птиц, рождение первого олененка, разливы весенних ручьев, начало гнездования птиц, появление заберегов в водоемах, первые звуки жужжания гнуса и т.д. Все это очень четко регламентировало начало или конец разных видов промыслов и хозяйственной деятельности людей, например: уход за жильем и одеждой в определенное время года, приготовление орудий производства для охоты на разных зверей и птиц, плетение арканов для поимки оленей; подготовка рыболовных снастей, снаряжение и ремонт нарт разных видов; переход к соответствующим методам выпаса оленей и присмотра за ними. Названия месяцев, бытовавшие у ненцев до недавнего прошлого, связаны с наиболее важными событиями в их хозяйственной жизни или явлениями природы.
Слайд 26У ненцев существовало и прежде (до связей с русскими) понятие год
(по), месяц (ирий, в говорах к востоку от Урала — иры, это же слово обозначает луну, что характерно и для многих других народов), день (яля; это же слово обозначает свет), ночь (пи). Понятие неделя появилось с приходом русских и обозначается сочетанием слов си`ивяля (семь дней). Деревянный календарь с насечками, имеющий форму четырехгранного бруска размером примерно 40-80 см длины и 3 см ширины, который был распространен у ненцев еще сравнительно недавно, делался исключительно на основе принятого у русских исчисления; при этом обычные дни обозначались вертикальными зарубками, воскресенья знаками «в» или небольшими углублениями круглой формы. Истекший день отмечался срезом дерева сбоку до наступающего дня.
Слайд 27В работе использованы следующие источники:
1. Книга Е.Г. Сусой "Из глубины
веков" - Ямало - Ненецкий окружной институт усовершенствования учителей г.Тюмень.
2.СветланаТайбарей http://www.slovotundri.ru/index.php/cultura/48-ekologicheskij-kalendar-nentsev
3.Книга Н.М.Журавль Краеведение Ямало - Ненецкого округа: Познавательное издание - 2е изд. - Новый Уренгой: ЗАО "Центр принт, 2000г
4.Учебник 5-7 классы Культура Народов Ямала. Тюмень. Издательство института проблем освоения Севера СО РАН 2002г
5. 1.Людмила Васильевна Хомич. (Составитель Вануйто В.Ю.) Сборник ранних научных статей г. Салехард: ГУП ЯНАО "Издательство "Красный Север", 2008г
6. Книга. Симона Соловейчика. Издательский дом "Первое сентября". Педагогика для всех.