Слайд 1Презентация
по дисциплине «Специальная педагогика»
на тему: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ»
Выполнил:
студент 4 курса
группы 3СДО-16/3 «Д»
Осокина Н.В.
Слайд 21. Дети с нарушением слуха
2. Дети с нарушением зрения
3.
Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
5. Дети с умственной отсталостью
6. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
7. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, сложные нарушения
Содержание
Слайд 3Дети с нарушением слуха
Педагогические методики обследования слуха у детей первого года
жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха - разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м).
Слайд 4Потеря слуха отражается на общем поведении: некоторые дети становятся расторможенными, капризными,
агрессивными, а другие, наоборот, уходят в себя, избегают общения с окружающими.
Слайд 5Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя –
все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков
Слайд 6Дети с нарушением зрения
Зрительный дефект - это биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность
зрения предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.
Слайд 7В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные – это
дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет;
Слайд 8ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у
ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания).
Слайд 9Дети с нарушением речи
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших
психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
Слайд 10Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в
состоянии центральной нервной системы.
Слайд 11Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят
жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения.
Слайд 12Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Нарушение опорно-двигательного аппарата – это двигательный дефект,
который проявляется в задержке формирования, недоразвитии, нарушении или утрате двигательных функций.
Слайд 13Психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата давать сложно, потому что
первоочередное значение в психологическом портрете ребенка играет не возраст, а двигательные возможности и интеллект.
Слайд 14У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдаются особые свойства мышления, проявляющиеся
во время выполнения какого-либо задания, которое требует синхронного характера интеллектуальных процессов, другими словами единства интеллектуальной операции, которая основана на работе анализаторных систем
Слайд 15Дети с умственной отсталостью
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что
количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
Слайд 16Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том,
что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании
Слайд 17Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает
им ориентироваться в окружающем.
Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.
Слайд 18Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы
Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы представляют
собой полиморфную группу, характеризующуюся разнообразными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями.
Слайд 19У многих детей отмечаются немотивированные страхи. Эти проявления сочетаются со стойким
негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития
Отмечаются специфические отклонения в психомоторном развитии, склонность к стереотипным действиям
Слайд 20Дети с комплексными нарушениями психо-физического развития, сложные нарушения
Сложные нарушения развития отличаются
большим многообразием. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и двигательных функций.
Слайд 21«К сложным (комплексным нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями,
каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития. Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций качественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений»
М.В. Жигорева
Слайд 22Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Слайд 23Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем детям с ОВЗ:
- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
Слайд 24- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося
ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.