Слайд 1«Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси»
по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова)
«Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Педагога дополнительного образования
МБУДО Карачевский Дом детского творчества
Дорониной Т.Г.
Слайд 2Уклад церковной жизни в Древней Руси во многом отличался от современного
и содержал во всей полноте черты глубокой христианской древности. Соблюдение церковного устава…традиций находилось на должной высоте во всех слоях общества.
Слайд 3Церковь призывала всех говеющих не только раскаяться в своих грехах и
больше к ним не возвращаться, но и принести обильный плод добрых дел.
Слайд 4Проповедники уделяли посту большое значение. «Пост душу очищает, и тело просвещает,
и на небо возводит, и ангелам равно творит, и к Богу приближает, и в рай святый вводит».1
Слайд 5«Пост без добрых дел неприятен есть». «Яко дырявый сосуд не приемлет
воды, тако и без добрых дел пост ничтоже есть»2
Слайд 6Великий пост христиане проводили очень строго, и потому предписаний о нем
сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великий пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю.
Слайд 7В «Прощеное воскресенье» в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все
согрешения.
Слайд 8Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после
вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками – своими духовными отцами.
Слайд 9Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех,
которые умерли без покаяния в этом году.
Слайд 10…о чине прощения француз Маржерет пишет: «На масленице россияне…посещают друг друга,
целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуй»; другой отвечает: «Бог тебя простит».3
Слайд 11С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, « прощаясь с
братией, а иногда ездил в Троице-Сергиеву Лавру…вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе…Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих…заключенных.
Слайд 12Преподобный Феодор Студит цель поста полагал…в созидании гармоничного соотношения между душой
и телом.
Слайд 13В XYII веке строгость поста вошла в русское общество так прочно,
что стала…составной частью самой религиозной жизни народа. Даже иностранцы поражались таким строгим соблюдением поста русскими людьми. Так, Гербенштейн пишет, что среди русских «некоторые принимают пищу в воскресенье и в субботу, а в остальные дни воздерживаются от всякой пищи…4
Слайд 14На первой Недели Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто
без нужды не появлялся на улице.
Слайд 15Магазины в первые три дня были закрыты. Все жители не производили
ни продажи, ни купли, но неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду.
Слайд 16В древности обычай причащаться в …посты соблюдался очень строго, о чем
в одном древнерусском поучении говорится: « Аще иерей проходит пост не причастившись, то яко и скотина есть…Такоже кто от простых человек, аще кто не причащается трижды от года до года , то в суе нарицается хрестианин»5
Слайд 17Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним…Милостыня бедным в
Древней Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». «Пост на небо ведет человека, а милостыня в царство вселяет».6
Слайд 18В XYII в. Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных,
просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни».7
Слайд 19Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко поражавшее иностранцев…Например,
в 1523 г. Католик Альберт Кампензе писал папе Клименту YI о вере и нравах московитян: «Они лучше нас (т.е. католиков. – А.И.) следуют учению Евангельскому…Причащаются весьма часто (почти каждый раз, когда собираются в церковь)…В церквях не замечено ничего неблагопристойного или бесчинного, напротив того, все, приклонив колена…молятся с искреннем усердием…Обмануть друг друга почитается у них ужасным…Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его»8
Слайд 21Духовным идеалом людей того времени бал монах – подвижник, всецело посвятивший
себя служению Богу. Поэтому монастырский устав и определял всю жизнь русских людей. Отличие мирян состояло в лишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами…
Слайд 22…в домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался монастырский уклад. «У
всякого в доме, - писал Павел Алеппский, - имеется бесчисленное множество икон…»9 Кроме образов святых, во всей Московии нельзя было видеть других изображений»10.
Слайд 23Перед смертью русские обычно причащались и принимали монашеский постриг. «Так делали
не только старики, но и юноши, молодые женщины, завещая свою имущество монастырям и церквам…Творец даровал русским царство, которого они достойны за то, что все заботы их – духовные, а не телесные. Таковы они все.11
Слайд 24Литература
1. Нарцизова А. Письма о путешествиях с о. Иоанном
Кронштадтским на его родину. СПб, 1894, с.69.
2. Сергеев И.И. Моя жизнь во Христе (извлечения из
дневника) т. II, М., 1892, с.250.
3. Маржерет Ж. Состояние Российской державы и
Великого Княжества Московского с 1590 по 1606 г.
СПб., 1830, с.25-26.
4. Библиотека иностранных писателей о России, т. II,
отд. I, ч. I, 1847, с. 109.
5. Курские епархиальные ведомости, № 46, 1907, с.777.
6. Гальковский Н. Борьба христиан с остатками язычества в Древней
Руси, т. II, М., 1913, с. 233; Русская историческая библиотека…, т.
YI. СПб., 1880, с.272.
7. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в
половине XYII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом
Алеппским. Изд. Московского университета, 1896-1900 вып. 3, с. 35.
8. Библиотека иностранных писателей о России, т. I, отд.I, ч.I, Спб., 1836, с.3 3-34.
9. Путешествие…, с.52.
10.Там же, вып. 3, с. 136.
11. Путешествие…, вып. 3, с.138.