Презентация, доклад к занятию Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края к образовательному модулю Я люблю свой край

Презентация к занятию Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края к образовательному модулю Я люблю свой край, предмет презентации: Образование. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 48 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края

Образовательный модуль
«Я люблю свой край» (2 блок)
Педагог: Бянкина Татьяна Леонидовна


Слайд 2

Слайд 3
Текст слайда:

Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края

На территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы.


Слайд 4
Текст слайда:

Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являются глаза – черные и узкие. Существует даже пословица: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Эти люди живут в условиях, где постоянно лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает людей, дав им щелевидный разрез глаз.


Слайд 5
Текст слайда:

Основные занятия народов Крайнего Севера

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/989/85989876_5.jpg

Охота,
оленеводство,
рыболовство.


Слайд 6
Текст слайда:

Жилиша

Ненцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами. Летом же облегчают это жилище, перекрывая его берестой.
Ю.Леонтьева “Что нам стоит чум построить?”
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей
Приподнять его за ушки
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По-хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.


Слайд 7
Текст слайда:

Зимнее покрытие чума – нюки. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу, для них требуются много шкур, около шестидесяти, а бывает и больше. Так что нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другими – чем зимнее, меховое. Её надо очистить, варить с рыбьим отваром, прополоскать в реке, чтобы береста была мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом куски по ширине и длине подбирают, складывают в три слоя и сшивают. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и сухо.


Слайд 8
Текст слайда:

Хорей

Ханты, ненцы передвигаются при помощи оленьих упряжек. Погоняют при езде шестом.
Как называется такой шест?


Слайд 9
Текст слайда:

Олени

Олень в жизни лесных ненцев всё. Это еда: мясо, сало, кровь. Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры.


Слайд 10
Текст слайда:

На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – аркан. Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные хозяйственные вещи.
Из сухожилий – прочные нитки, силки, сети.


Слайд 11
Текст слайда:

Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять их от хищников и кочевать весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. Основная, а зимой единственная пища оленя – ягель, который добывает из-под снега.
Оленеводы хорошо знают характер и повадки животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов, возрасту, степени прирученности назначению в упряжке, по его роли в стаде.


Слайд 15
Текст слайда:

Большое значение в жизни людей крайнего Севера играет их национальная одежда, которая защищает людей от холодов. Умение шить одежду было одним из самых важных, и этим занимались женщины.


Слайд 19
Текст слайда:

Одежда


Слайд 20
Текст слайда:

Малица

Это длинная (ниже колен) и широкая рубашка из оленьей шкуры (мехом внутрь) с пришитым капюшоном и рукавицами. Справа подвешивают на кожаном ремешке нож в ножнах, сзади амулет – приносящий удачу в охоте – клык священного животного – медведя. В сильные морозы поверх малицы носят гусь. Эта одежда заменяет спальный мешок, если приходится заночевать в пути.


Слайд 21
Текст слайда:

Ягушка

Ягушка, или паница, – часть традиционного костюма ненцев, женская верхняя зимняя одежда. Имеет разрез спереди. Сегодня такая одежда бывает двух видов, различия между которыми состоят в покрое, характере отделки и украшения. Ягушка обычно изготавливается из четырех летних шкур, четырех осенних для подкладки, а также одной шкурки на воротник.

Подробнее: http://www.justlady.ru/articles-156406-yagushka#ixzz51GU2cWDU


Слайд 22
Текст слайда:

Унты или пимы


Слайд 23
Текст слайда:

Орнамент

Основным источником для создания орнамента была природа.
Что украшали орнаментом?
– Берестяные изделия.
– Изделия из дерева.
– Изделия из кости и рога.
– Одежду.
– Обувь.
– Головной убор (женские шапки).


Слайд 25
Текст слайда:

Используя северный орнамент укрась рукавички


Слайд 28
Текст слайда:

КУКУШКА (ненецкая народная сказка)

Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум[1], целые сугробы снега на пимах[2] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она.


Слайд 29
Текст слайда:

Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает.
Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!


Слайд 30
Текст слайда:

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу[3] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.


Слайд 31
Текст слайда:

Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.



Слайд 32
Текст слайда:

ДЕВУШКА И ЛУНА НГАНАСАНСКАЯ СКАЗКА


Слайд 33
Текст слайда:

Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень тёмная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал:
— Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна — нигде девушки не видно. Села на нарту, в небо укатила.


Слайд 34
Текст слайда:

Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум*.
Прошло немного времени, вбегает олень и кричит:
— Луна опять на нарте едет! Хочет тебя на небо забрать!
Ударил олень ногой о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут — тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать собралась.


Слайд 35
Текст слайда:

Тут девушка не выдержала, засмеялась: «Здесь я!»
Хочет Луна девушку-огонь поймать, да не может — очень уж горячо ей. А девушка снова из огня в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала.


Слайд 36
Текст слайда:

Плачет Луна, умоляет:
— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать!
Сжалилась девушка над Луной, отпустила её.
С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.


Слайд 37
Текст слайда:

АЛЬБА И ХОСЯДАМ

КЕТСКАЯ СКАЗКА


Слайд 38
Текст слайда:

Жил, говорят, на небе Большой Старик. Был он великим духом, всем миром правил — и звёздами в небе, и рыбами в реках, и зверями в тайге, и птицами в воздухе, и людьми на земле. А звали его Есь.
Был у Еся чум — весь, как стекло, и через тот чум видел Есь всё, что на свете делается.


Слайд 39
Текст слайда:

И была у Еся жена — Хосядам, маленькая худая баба. Всё ворчит да ругается: то не так, и это не по ней. Вот как-то бранились Есь и Хосядам, бранились — рассердился Есь да и сбросил её с неба на землю, а с нею и её слуг.


Слайд 40
Текст слайда:

Стала Хосядам главой всех злых духов на земле. Пошлёт она кого-нибудь из своих слуг к людям — у тех непременно беда случается. А сама придёт — и того хуже: люди умирать начинают, на оленей мор нападает, зверь в тайгу бежит, рыба в реках пропадает.
Жила Хосядам со слугами своими у подножия Великих гор, на Большой воде, на семидесяти семи островах.
Так и вредила Хосядам людям, пока не родился великий богатырь Альба.


Слайд 41
Текст слайда:

Когда он вырос, стал по воде на берестяной лодке плавать, острогою[6] рыбу добывать, на переправах на лосей и оленей охотиться.
Вот однажды и говорит Альба:
— До каких же пор злая Хосядам людей губить будет? Пойду её искать, воевать с ней буду!


Слайд 42
Текст слайда:

И уплыл Альба на своей берестяной лодке к подножию Великих гор, к семидесяти семи островам.
Подъехал он к островам, вышел на берег. Тут на него из густых зарослей бросились шесть страшных чудовищ — слуги Хосядам. Но не испугался Альба, взмахнул пальмой[7] — и только свист пошёл: полетели головы с плеч чудовищ.



Слайд 43
Текст слайда:

Победил Альба слуг Хосядам и думает: «Было их шесть. А где же сама Хосядам? Она седьмая должна быть. Надо её чум найти». И видит Альба: у самого берега в песке что-то шевелится.
Стал Альба в этом месте копать и увидел маленького налима. Свернулся он клубочком и так жалобно на Альбу смотрит. Пожалел Альба налимчика, бросил в лодку, чтобы в воду пустить, где водорослей побольше, и отплыл.
Не знал Альба, что это сама Хосядам в налимчика превратилась.


Слайд 44
Текст слайда:

Вдруг слышит Альба на горе дивную музыку. Играет какой-то красивый человек на семиструнном кате, а чудится, что поют и тайга, и горы, и волны. Не знал и того Альба, что играет это Чуутып — любимый сын Хосядам.


Слайд 45
Текст слайда:

Заслушался Альба дивной музыкой и не заметил, как налимчик в воду прыгнул и скрылся в тине. Услышал только голос из тины:
— Побил, ты, Альба, слуг моих, да уж спасибо тебе — меня пощадил!


Слайд 46
Текст слайда:

Ох и рассердился Альба, что Хосядам упустил! Вскочил он в лодке, поднял железный лук и послал меткую стрелу в голову Чуутыпа. Разлетелась голова сына Хосядам на семь кусков, и окрасились скалы его кровью. С тех пор красны яры[8] у Осиновского порога на Енисее.


Слайд 47
Текст слайда:

Схватил Альба острогу и ударил в воду, в то место, где слышал он голос Хосядам, но она увернулась от смертельного удара и бросилась на север. А поперёк Большой воды пустила своих каменных оленей, чтобы преградили путь Альбе. Но и камень не мог устоять под ударами Альбы: убил он оленей Хосядам, так и остались они лежать в воде. Только спины из воды торчат — скалами стали.


Слайд 48
Текст слайда:

Нырнула тогда Хосядам к подножию Великих гор, стала рыть землю и уходить от Альбы. А он за ней гонится, пальмой скалы крушит.
Так бежала Хосядам под землёй на север, а Альба скалы крушил. И потекла по тому руслу вода и стала рекой Енисеем.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть