Презентация, доклад к занятию Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края к образовательному модулю Я люблю свой край

Содержание

Коренные народы Крайнего Севера Красноярского краяНа территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы.

Слайд 1Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края
Образовательный модуль
«Я люблю свой край»

(2 блок)
Педагог: Бянкина Татьяна Леонидовна
Коренные народы Крайнего Севера Красноярского краяОбразовательный модуль «Я люблю свой край» (2 блок)Педагог: Бянкина Татьяна Леонидовна

Слайд 3Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края
На территории Красноярского края проживают представители

8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы.
Коренные народы Крайнего Севера Красноярского краяНа территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы,

Слайд 4Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с

сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являются глаза – черные и узкие. Существует даже пословица: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Эти люди живут в условиях, где постоянно лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает людей, дав им щелевидный разрез глаз.

Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая

Слайд 5Основные занятия народов Крайнего Севера
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/989/85989876_5.jpg
Охота,
оленеводство,
рыболовство.

Основные занятия народов Крайнего Севераhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/989/85989876_5.jpgОхота, оленеводство, рыболовство.

Слайд 6Жилиша
Ненцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами.

Летом же облегчают это жилище, перекрывая его берестой.
Ю.Леонтьева “Что нам стоит чум построить?”
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей
Приподнять его за ушки
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По-хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.

ЖилишаНенцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами. Летом же облегчают это жилище, перекрывая

Слайд 7Зимнее покрытие чума – нюки. Нюки – двойные, мехом и внутрь,

и наружу, для них требуются много шкур, около шестидесяти, а бывает и больше. Так что нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другими – чем зимнее, меховое. Её надо очистить, варить с рыбьим отваром, прополоскать в реке, чтобы береста была мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом куски по ширине и длине подбирают, складывают в три слоя и сшивают. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и сухо.
Зимнее покрытие чума – нюки. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу, для них требуются много

Слайд 8Хорей
Ханты, ненцы передвигаются при помощи оленьих упряжек. Погоняют при езде шестом.


Как называется такой шест?
ХорейХанты, ненцы передвигаются при помощи оленьих упряжек. Погоняют при езде шестом. Как называется такой шест?

Слайд 9Олени
Олень в жизни лесных ненцев всё. Это еда: мясо, сало, кровь.

Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры.
ОлениОлень в жизни лесных ненцев всё. Это еда: мясо, сало, кровь. Это одежда, постель и жилище, для

Слайд 10На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут

главное орудие труда оленевода – аркан. Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные хозяйственные вещи.
Из сухожилий – прочные нитки, силки, сети.
На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут главное орудие труда оленевода – аркан.

Слайд 11Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять их от хищников и

кочевать весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. Основная, а зимой единственная пища оленя – ягель, который добывает из-под снега.
Оленеводы хорошо знают характер и повадки животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов, возрасту, степени прирученности назначению в упряжке, по его роли в стаде.

Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять их от хищников и кочевать весной – на север, где

Слайд 15Большое значение в жизни людей крайнего Севера играет их национальная одежда,

которая защищает людей от холодов. Умение шить одежду было одним из самых важных, и этим занимались женщины.

Большое значение в жизни людей крайнего Севера играет их национальная одежда, которая защищает людей от холодов. Умение

Слайд 19Одежда

Одежда

Слайд 20Малица
Это длинная (ниже колен) и широкая рубашка из оленьей шкуры (мехом

внутрь) с пришитым капюшоном и рукавицами. Справа подвешивают на кожаном ремешке нож в ножнах, сзади амулет – приносящий удачу в охоте – клык священного животного – медведя. В сильные морозы поверх малицы носят гусь. Эта одежда заменяет спальный мешок, если приходится заночевать в пути.

МалицаЭто длинная (ниже колен) и широкая рубашка из оленьей шкуры (мехом внутрь) с пришитым капюшоном и рукавицами.

Слайд 21Ягушка
Ягушка, или паница, – часть традиционного костюма ненцев, женская верхняя зимняя

одежда. Имеет разрез спереди. Сегодня такая одежда бывает двух видов, различия между которыми состоят в покрое, характере отделки и украшения. Ягушка обычно изготавливается из четырех летних шкур, четырех осенних для подкладки, а также одной шкурки на воротник.

Подробнее: http://www.justlady.ru/articles-156406-yagushka#ixzz51GU2cWDU
ЯгушкаЯгушка, или паница, – часть традиционного костюма ненцев, женская верхняя зимняя одежда. Имеет разрез спереди. Сегодня такая

Слайд 22Унты или пимы

Унты или пимы

Слайд 23Орнамент
Основным источником для создания орнамента была природа.
Что украшали орнаментом?
– Берестяные изделия.

Изделия из дерева.
– Изделия из кости и рога.
– Одежду.
– Обувь.
– Головной убор (женские шапки).

ОрнаментОсновным источником для создания орнамента была природа.Что украшали орнаментом?– Берестяные изделия.– Изделия из дерева.– Изделия из кости

Слайд 25Используя северный орнамент укрась рукавички

Используя северный орнамент укрась рукавички

Слайд 28КУКУШКА (ненецкая народная сказка)
Жила на свете бедная женщина. И было у неё

четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум[1], целые сугробы снега на пимах[2] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она.
КУКУШКА (ненецкая народная сказка)Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети

Слайд 29Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло

у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает.
Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Лежит в чуме, детей зовёт, просит:— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.Не один,

Слайд 30А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не

заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу[3] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.

А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть —

Слайд 31Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали

дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.


Закричал тогда старший брат:— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!Побежали дети за матерью, кричат ей:— Мама,

Слайд 32ДЕВУШКА И ЛУНА НГАНАСАНСКАЯ СКАЗКА

ДЕВУШКА И ЛУНА НГАНАСАНСКАЯ СКАЗКА

Слайд 33Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё

олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень тёмная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал:
— Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна — нигде девушки не видно. Села на нарту, в небо укатила.

Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё олени. Вот однажды гуляла она с

Слайд 34Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум*.
Прошло немного времени, вбегает

олень и кричит:
— Луна опять на нарте едет! Хочет тебя на небо забрать!
Ударил олень ногой о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут — тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать собралась.
Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум*.Прошло немного времени, вбегает олень и кричит:— Луна опять на

Слайд 35Тут девушка не выдержала, засмеялась: «Здесь я!»
Хочет Луна девушку-огонь поймать, да

не может — очень уж горячо ей. А девушка снова из огня в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала.

Тут девушка не выдержала, засмеялась: «Здесь я!»Хочет Луна девушку-огонь поймать, да не может — очень уж горячо

Слайд 36Плачет Луна, умоляет:
— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на

землю приходить. Буду жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать!
Сжалилась девушка над Луной, отпустила её.
С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.
Плачет Луна, умоляет:— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на землю приходить. Буду жить на небе,

Слайд 37АЛЬБА И ХОСЯДАМ
КЕТСКАЯ СКАЗКА

АЛЬБА И ХОСЯДАМ КЕТСКАЯ СКАЗКА

Слайд 38Жил, говорят, на небе Большой Старик. Был он великим духом, всем

миром правил — и звёздами в небе, и рыбами в реках, и зверями в тайге, и птицами в воздухе, и людьми на земле. А звали его Есь.
Был у Еся чум — весь, как стекло, и через тот чум видел Есь всё, что на свете делается.
Жил, говорят, на небе Большой Старик. Был он великим духом, всем миром правил — и звёздами в

Слайд 39И была у Еся жена — Хосядам, маленькая худая баба. Всё

ворчит да ругается: то не так, и это не по ней. Вот как-то бранились Есь и Хосядам, бранились — рассердился Есь да и сбросил её с неба на землю, а с нею и её слуг.
И была у Еся жена — Хосядам, маленькая худая баба. Всё ворчит да ругается: то не так,

Слайд 40Стала Хосядам главой всех злых духов на земле. Пошлёт она кого-нибудь

из своих слуг к людям — у тех непременно беда случается. А сама придёт — и того хуже: люди умирать начинают, на оленей мор нападает, зверь в тайгу бежит, рыба в реках пропадает.
Жила Хосядам со слугами своими у подножия Великих гор, на Большой воде, на семидесяти семи островах.
Так и вредила Хосядам людям, пока не родился великий богатырь Альба.

Стала Хосядам главой всех злых духов на земле. Пошлёт она кого-нибудь из своих слуг к людям —

Слайд 41Когда он вырос, стал по воде на берестяной лодке плавать, острогою[6]

рыбу добывать, на переправах на лосей и оленей охотиться.
Вот однажды и говорит Альба:
— До каких же пор злая Хосядам людей губить будет? Пойду её искать, воевать с ней буду!

Когда он вырос, стал по воде на берестяной лодке плавать, острогою[6] рыбу добывать, на переправах на лосей

Слайд 42И уплыл Альба на своей берестяной лодке к подножию Великих гор,

к семидесяти семи островам.
Подъехал он к островам, вышел на берег. Тут на него из густых зарослей бросились шесть страшных чудовищ — слуги Хосядам. Но не испугался Альба, взмахнул пальмой[7] — и только свист пошёл: полетели головы с плеч чудовищ.


И уплыл Альба на своей берестяной лодке к подножию Великих гор, к семидесяти семи островам.Подъехал он к

Слайд 43Победил Альба слуг Хосядам и думает: «Было их шесть. А где

же сама Хосядам? Она седьмая должна быть. Надо её чум найти». И видит Альба: у самого берега в песке что-то шевелится.
Стал Альба в этом месте копать и увидел маленького налима. Свернулся он клубочком и так жалобно на Альбу смотрит. Пожалел Альба налимчика, бросил в лодку, чтобы в воду пустить, где водорослей побольше, и отплыл.
Не знал Альба, что это сама Хосядам в налимчика превратилась.

Победил Альба слуг Хосядам и думает: «Было их шесть. А где же сама Хосядам? Она седьмая должна

Слайд 44Вдруг слышит Альба на горе дивную музыку. Играет какой-то красивый человек

на семиструнном кате, а чудится, что поют и тайга, и горы, и волны. Не знал и того Альба, что играет это Чуутып — любимый сын Хосядам.
Вдруг слышит Альба на горе дивную музыку. Играет какой-то красивый человек на семиструнном кате, а чудится, что

Слайд 45Заслушался Альба дивной музыкой и не заметил, как налимчик в воду

прыгнул и скрылся в тине. Услышал только голос из тины:
— Побил, ты, Альба, слуг моих, да уж спасибо тебе — меня пощадил!

Заслушался Альба дивной музыкой и не заметил, как налимчик в воду прыгнул и скрылся в тине. Услышал

Слайд 46Ох и рассердился Альба, что Хосядам упустил! Вскочил он в лодке,

поднял железный лук и послал меткую стрелу в голову Чуутыпа. Разлетелась голова сына Хосядам на семь кусков, и окрасились скалы его кровью. С тех пор красны яры[8] у Осиновского порога на Енисее.
Ох и рассердился Альба, что Хосядам упустил! Вскочил он в лодке, поднял железный лук и послал меткую

Слайд 47Схватил Альба острогу и ударил в воду, в то место, где

слышал он голос Хосядам, но она увернулась от смертельного удара и бросилась на север. А поперёк Большой воды пустила своих каменных оленей, чтобы преградили путь Альбе. Но и камень не мог устоять под ударами Альбы: убил он оленей Хосядам, так и остались они лежать в воде. Только спины из воды торчат — скалами стали.
Схватил Альба острогу и ударил в воду, в то место, где слышал он голос Хосядам, но она

Слайд 48Нырнула тогда Хосядам к подножию Великих гор, стала рыть землю и

уходить от Альбы. А он за ней гонится, пальмой скалы крушит.
Так бежала Хосядам под землёй на север, а Альба скалы крушил. И потекла по тому руслу вода и стала рекой Енисеем.

Нырнула тогда Хосядам к подножию Великих гор, стала рыть землю и уходить от Альбы. А он за

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть