Слайд 1Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края
Образовательный модуль
«Я люблю свой край»
(2 блок)
Педагог: Бянкина Татьяна Леонидовна
Слайд 3Коренные народы Крайнего Севера Красноярского края
На территории Красноярского края проживают представители
8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы.
Слайд 4Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с
сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являются глаза – черные и узкие. Существует даже пословица: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Эти люди живут в условиях, где постоянно лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает людей, дав им щелевидный разрез глаз.
Слайд 5Основные занятия народов Крайнего Севера
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/989/85989876_5.jpg
Охота,
оленеводство,
рыболовство.
Слайд 6Жилиша
Ненцы строят себе жилище в форме конуса, зимой покрывают оленьими шкурами.
Летом же облегчают это жилище, перекрывая его берестой.
Ю.Леонтьева “Что нам стоит чум построить?”
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей
Приподнять его за ушки
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По-хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.
Слайд 7Зимнее покрытие чума – нюки. Нюки – двойные, мехом и внутрь,
и наружу, для них требуются много шкур, около шестидесяти, а бывает и больше. Так что нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают в амбар до следующей зимы. А чум одевают другими – чем зимнее, меховое. Её надо очистить, варить с рыбьим отваром, прополоскать в реке, чтобы береста была мягкой, прочной и водонепроницаемой. Потом куски по ширине и длине подбирают, складывают в три слоя и сшивают. В берестяном чуме в жару прохладно, в холод тепло и сухо.
Слайд 8Хорей
Ханты, ненцы передвигаются при помощи оленьих упряжек. Погоняют при езде шестом.
Как называется такой шест?
Слайд 9Олени
Олень в жизни лесных ненцев всё. Это еда: мясо, сало, кровь.
Это одежда, постель и жилище, для которых используют оленьи шкуры.
Слайд 10На оленях ездят и перевозят грузы. Из полос оленьей кожи плетут
главное орудие труда оленевода – аркан. Из рогов мастерят рукоятки ножей и другие нужные хозяйственные вещи.
Из сухожилий – прочные нитки, силки, сети.
Слайд 11Хороший хозяин должен следить за стадом, охранять их от хищников и
кочевать весной – на север, где меньше комаров и мошки, осенью – на юг: в лес, в тайгу, чтобы укрыть стадо от холодных зимних ветров. Основная, а зимой единственная пища оленя – ягель, который добывает из-под снега.
Оленеводы хорошо знают характер и повадки животного. Они различают каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме рогов, возрасту, степени прирученности назначению в упряжке, по его роли в стаде.
Слайд 15Большое значение в жизни людей крайнего Севера играет их национальная одежда,
которая защищает людей от холодов. Умение шить одежду было одним из самых важных, и этим занимались женщины.
Слайд 20Малица
Это длинная (ниже колен) и широкая рубашка из оленьей шкуры (мехом
внутрь) с пришитым капюшоном и рукавицами. Справа подвешивают на кожаном ремешке нож в ножнах, сзади амулет – приносящий удачу в охоте – клык священного животного – медведя. В сильные морозы поверх малицы носят гусь. Эта одежда заменяет спальный мешок, если приходится заночевать в пути.
Слайд 21Ягушка
Ягушка, или паница, – часть традиционного костюма ненцев, женская верхняя зимняя
одежда. Имеет разрез спереди. Сегодня такая одежда бывает двух видов, различия между которыми состоят в покрое, характере отделки и украшения. Ягушка обычно изготавливается из четырех летних шкур, четырех осенних для подкладки, а также одной шкурки на воротник.
Подробнее: http://www.justlady.ru/articles-156406-yagushka#ixzz51GU2cWDU
Слайд 23Орнамент
Основным источником для создания орнамента была природа.
Что украшали орнаментом?
– Берестяные изделия.
–
Изделия из дерева.
– Изделия из кости и рога.
– Одежду.
– Обувь.
– Головной убор (женские шапки).
Слайд 25Используя северный орнамент укрась рукавички
Слайд 28КУКУШКА
(ненецкая народная сказка)
Жила на свете бедная женщина. И было у неё
четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум[1], целые сугробы снега на пимах[2] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она.
Слайд 29Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло
у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает.
Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
Слайд 30А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не
заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу[3] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Слайд 31Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали
дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
Слайд 32ДЕВУШКА И ЛУНА
НГАНАСАНСКАЯ СКАЗКА
Слайд 33Давным-давно жила в одном стойбище красивая девушка. И были у неё
олени. Вот однажды гуляла она с оленями в тундре, а ночь была очень тёмная. Вдруг один олень посмотрел на небо и закричал:
— Прячься скорее, девушка! Луна хочет утащить тебя на небо!
Только успел олень спрятать девушку в большой сугроб и снегом забросать, как появилась на нарте Луна. Поискала, поискала Луна — нигде девушки не видно. Села на нарту, в небо укатила.
Слайд 34Вылезла девушка из сугроба, отряхнулась, вошла в чум*.
Прошло немного времени, вбегает
олень и кричит:
— Луна опять на нарте едет! Хочет тебя на небо забрать!
Ударил олень ногой о землю и превратил девушку в огонь. Ярко горит огонь, весело. А Луна тут как тут — тоже в чум вошла. Все углы обшарила, нигде девушки не нашла. Опять ни с чем уезжать собралась.
Слайд 35Тут девушка не выдержала, засмеялась: «Здесь я!»
Хочет Луна девушку-огонь поймать, да
не может — очень уж горячо ей. А девушка снова из огня в девушку превратилась, изловчилась, повалила Луну, связала.
Слайд 36Плачет Луна, умоляет:
— Отпусти меня, добрая девушка! Не буду больше на
землю приходить. Буду жить на небе, ночью людям светить, дорогу указывать!
Сжалилась девушка над Луной, отпустила её.
С тех пор Луна только по ночам на небо выходит. Светит людям, чтобы не сбились с пути.
Слайд 38Жил, говорят, на небе Большой Старик. Был он великим духом, всем
миром правил — и звёздами в небе, и рыбами в реках, и зверями в тайге, и птицами в воздухе, и людьми на земле. А звали его Есь.
Был у Еся чум — весь, как стекло, и через тот чум видел Есь всё, что на свете делается.
Слайд 39И была у Еся жена — Хосядам, маленькая худая баба. Всё
ворчит да ругается: то не так, и это не по ней. Вот как-то бранились Есь и Хосядам, бранились — рассердился Есь да и сбросил её с неба на землю, а с нею и её слуг.
Слайд 40Стала Хосядам главой всех злых духов на земле. Пошлёт она кого-нибудь
из своих слуг к людям — у тех непременно беда случается. А сама придёт — и того хуже: люди умирать начинают, на оленей мор нападает, зверь в тайгу бежит, рыба в реках пропадает.
Жила Хосядам со слугами своими у подножия Великих гор, на Большой воде, на семидесяти семи островах.
Так и вредила Хосядам людям, пока не родился великий богатырь Альба.
Слайд 41Когда он вырос, стал по воде на берестяной лодке плавать, острогою[6]
рыбу добывать, на переправах на лосей и оленей охотиться.
Вот однажды и говорит Альба:
— До каких же пор злая Хосядам людей губить будет? Пойду её искать, воевать с ней буду!
Слайд 42И уплыл Альба на своей берестяной лодке к подножию Великих гор,
к семидесяти семи островам.
Подъехал он к островам, вышел на берег. Тут на него из густых зарослей бросились шесть страшных чудовищ — слуги Хосядам. Но не испугался Альба, взмахнул пальмой[7] — и только свист пошёл: полетели головы с плеч чудовищ.
Слайд 43Победил Альба слуг Хосядам и думает: «Было их шесть. А где
же сама Хосядам? Она седьмая должна быть. Надо её чум найти». И видит Альба: у самого берега в песке что-то шевелится.
Стал Альба в этом месте копать и увидел маленького налима. Свернулся он клубочком и так жалобно на Альбу смотрит. Пожалел Альба налимчика, бросил в лодку, чтобы в воду пустить, где водорослей побольше, и отплыл.
Не знал Альба, что это сама Хосядам в налимчика превратилась.
Слайд 44Вдруг слышит Альба на горе дивную музыку. Играет какой-то красивый человек
на семиструнном кате, а чудится, что поют и тайга, и горы, и волны. Не знал и того Альба, что играет это Чуутып — любимый сын Хосядам.
Слайд 45Заслушался Альба дивной музыкой и не заметил, как налимчик в воду
прыгнул и скрылся в тине. Услышал только голос из тины:
— Побил, ты, Альба, слуг моих, да уж спасибо тебе — меня пощадил!
Слайд 46Ох и рассердился Альба, что Хосядам упустил! Вскочил он в лодке,
поднял железный лук и послал меткую стрелу в голову Чуутыпа. Разлетелась голова сына Хосядам на семь кусков, и окрасились скалы его кровью. С тех пор красны яры[8] у Осиновского порога на Енисее.
Слайд 47Схватил Альба острогу и ударил в воду, в то место, где
слышал он голос Хосядам, но она увернулась от смертельного удара и бросилась на север. А поперёк Большой воды пустила своих каменных оленей, чтобы преградили путь Альбе. Но и камень не мог устоять под ударами Альбы: убил он оленей Хосядам, так и остались они лежать в воде. Только спины из воды торчат — скалами стали.
Слайд 48Нырнула тогда Хосядам к подножию Великих гор, стала рыть землю и
уходить от Альбы. А он за ней гонится, пальмой скалы крушит.
Так бежала Хосядам под землёй на север, а Альба скалы крушил. И потекла по тому руслу вода и стала рекой Енисеем.