Слайд 1
Методика обучения отдельным языковым темам младших школьников с нарушением интеллекта
Киль Е.Д.,
учитель –логопед.
Слайд 2Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая
методика, относится к педагогическим дисциплинам. Она исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку умственно отсталых учащихся.
Слайд 5Обучение русскому языку во вспомогательной школе можно условно разделить на три
этапа.
Устранение недостатков произношения и становление произно- сительных навыков — важнейшая задача младших классов. Значе- ние ее определяется зависимостью развития всех других сторон речи от правильно сформированных фонетических навыков. Работа над связной письменной речью осуществляется в основном в старших классах, но ее фундамент закладывается на начальном этапе.
Ученики 2-го класса составляют подписи в виде одного предложения под каждой картинкой серии (3—4 картинки), в результате чего получается связный рассказ; располагают 3—4 заданных учителем предложения деформированного текста в соответствии с содержанием картинок.
В 3-м классе работа с деформированным текстом выполняется самостоятельно, школьники отвечают на последовательно выстроенные вопросы по сюжету картины, коллективно пишут изложение.
В 4-м классе эти формы работы с текстом совершенствуются, при знакомом и предварительно отработанном содержании учащиеся выполняют задания самостоятельно.
Слайд 6Работа по коррекции недостатков словарного запаса проводится в направлении обогащения словаря
и его уточнения. Школьники учатся адекватно и наиболее точно употреблять имеющиеся в их запасе слова, включать в контекст вновь усвоенные. Этот процесс ведет к устранению косных стереотипов в выборе слова, к активизации словаря (мальчик добрый, аккуратный, смелый, честный, заботливый, а не просто хороший).
Слайд 7Пятиклассники, выполняя упражнения на образование слов с разными корнями, но одинаковыми
приставками или суффик- сами, постигают доступные им значения словообразовательных морфем: забил, залез, занес — приставка за- обозначает закон- ченность действия; барабанщик, бетонщик, каменщик — суффикс - щик указывает на действующее лицо, профессию; глагол бежал обозначает не только выполнение действия, но и количество действующих лиц, род деятеля.
Группировка имен существительных по их значениям помо- гает школьникам представить многообразие существительных, называющих различные предметы и явления окружающего мира: вещи, люди, животные, растения, исторические события, явления природы, цвет, действия людей, их чувства и др. Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия частей речи, членов предложения.
Слайд 28Виды упражнений
Умение дифференцировать грамматические категории формируется в процессе выполнения упражнений на
сравнение сходных грамматических признаков, на их вычленение, систематизацию, конкретизацию и др.
Вот примеры подобного рода заданий: — Выпишите только имена существительные. (Предлагается отрывок из произведения в книге для чтения или из статьи в учебнике по любому другому школьному предмету.) Докажите правильность выбора.
— Выпишите в три столбика имена существительные. Объясните, какой признак вы положили в основу разделения слов на три группы: Тетрадь, пенал, книга, зеркало, ночь, семья, сестра. —Найдите лишнее слово в каждой строчке: Конь, лошадь, рысь. Боль, госпиталь, здоровье. Работа, дело, труд.
— Определите сходство и различие данных имен существительных: Мебель, карамель, тюль, шинель, лагерь, медаль, тополь, лень, день, пень, картофель. — Выделите имена существительные из группы однокоренных слов. Докажите правильность выбора: Зима, зимовать, зимовка, зимний. Веселье, весельчак, веселиться, веселый. — Измените слова по образцу.
Определите склонения имен существительных в каждом столбике: Карамель — карамелька. Кровать — .... Лошадь — ... . Постель — . . . . — Подберите противоположные (сходные) по значению слова.
Определите склонение каждого из них: Грусть — печаль. Неправда — . . . . Доктор — . . . . Холод — ... . — Ответьте на вопросы: • могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям?
Докажите; • могут ли существительные разных родов относиться к одно му и тому же склонению? Приведите примеры;
Слайд 29Вывод
Создание условий для повышения речевой мотивации на уроках развития устной
и письменной речи требует использования ряда методических приемов и разнообразных коррекционно- развивающих видов работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Слайд 30Литература
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1—4 классах вспомогательной школы. — М., 1991. 2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомога- тельной школы. — М., 1988.
3.Воронкова В.В., Петрова В. Г. К вопросу о дифференциации учащихся вспомо- гательной школы при обучении русскому языку // 4.Психологический анализ диф- ференцированного подхода при обучении / Под ред. В.Г. Петровой. — М., 1986.
5.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965.
6.Катаева А.А., Стребелева В.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.
7. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1987.
8.Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отста- лых детей: Русский язык. — М., 1990. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1987.