Слайд 1Алгоритм разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Рахматулин Артур Эдуардович
старший методист БОУ ДО
г.Омска «ЦТ «Созвездие»
Слайд 2Нормативные документы
1. Доступное дополнительное образование для детей: Федеральный проект. Утверждён Президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 № 11.
2. Успех каждого ребёнка: Федеральный проект Национального проекта «Образование». Утверждён Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 3.09.2018 № 10.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части предоставления права органам государственной власти субъектов Российской Федерации на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей: Федеральный закон от 03.08.2016 № 313-ФЗ.
5. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
Слайд 3Нормативные документы
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам. Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей(Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
9. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
10. Методические рекомендации по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы: приложение к письму Министерства образования Омской области.
Слайд 4Структура (основные разделы) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3.
Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Контрольно-оценочные средства
6. Условия реализации программы
7. Список литературы
Слайд 5Титульный лист
УТВЕРЖДАЮ
дата утверждения программы руководителем образовательной организации
ПРИНЯТА
дата и № протокола заседания
коллегиального органа, рекомендовавшего программу к реализации
Учредитель и наименование образовательной организации
Название программы с указанием направленности, целевой группы, уровня и сроков реализации
ФИО, должность разработчика программы
город, год разработки
Слайд 6Направленности дополнительного образования детей
Художественная - программы, ориентированные на освоение детьми
всех видов искусства, программы «об искусстве»
Физкультурно-спортивная - программы, ориентированные на освоение детьми всех видов спорта, оздоровительные программы.
Социально-педагогическая - программы, ориентированные на развитие социальных компетентностей детей, на их общее развитие
Техническая - программы, ориентированные на освоение детьми всех видов технического моделирования и конструирования, информационных технологий
Туристско-краеведческая - программы, ориентированные на освоение детьми всех видов туризма; краеведческие программы любой тематики
Естественнонаучная - программы, ориентированные на освоение детьми основ различных областей науки
Слайд 7Уровни дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ».
Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ».
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
«ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ».
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Слайд 8Пояснительная записка
Структурные компоненты
Направленность
Актуальность
Адресат
Сроки реализации программы
Режим
занятий
Особенности организации образовательного процесса
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Слайд 9Пояснительная записка
Актуальность – обосновывает современность и своевременность программы, соответствие потребностям общества,
родителей, конкретной целевой группе обучающихся; обозначаются идеи, которые придают программе своеобразие.
Пример:
Танец – это средство самовыражения, через движение, эмоции, чувства, когда все понятно без слов. Танец - это гармония души и тела. Занятия танцами позволяют раскрыть и развить в детях координационные, двигательные, музыкальные способности, зрительную память, ощущения движения через мышечную систему, передачу эмоционального состояния, переживания через движения. Танец, как вид искусства, является средством самовыражения ребенка, выражением его внутреннего мира. Каждый танец требует от ребенка эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех физических и духовных сил, радости творчества. Полученные навыки публичных выступлений, единение с партнером, с коллегами по команде способствуют развитию личных коммуникативных качеств.
Слайд 10Пояснительная записка
Адресат - краткая характеристика возрастных особенностей целевой группы (краткая характеристика
учащихся по программе, возрастные особенности).
Пример:
Младший школьный возраст (6 -11 лет) – это возраст, когда происходит активное формирование личности. У детей происходит формирование и становление новой системы отношений между людьми, изменяется отношение к обязанностям, увеличивается круг интересов, развиваются способности.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-хореографу стоит уделить осанке.
Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Поэтому занятие не должно быть эмоционально перенасыщено, объём материала должен быть ограничен их физическими возможностями. Это необходимо учитывать, меняя формы деятельности в течение занятия, чередовать серьезную деятельность с игровыми формами обучения, чтобы переключить и удержать внимание учащихся.
В этом возрасте ребенок становится самостоятельным, переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству.
Слайд 11Пояснительная записка
Сроки реализации - общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы, характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения)
Пример:
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Продолжительность образовательного процесса составляет 1152 часов, в том числе:
Стартовый уровень - 360 часов:
1 год обучения – 144 часа.
2 год обучения – 216 часов.
Базовый уровень - 792 часов:
3 год обучения – 216 часов.
4 год обучения – 288 часов.
5 год обучения – 288 часов.
Слайд 12Пояснительная записка
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий – общее количество
часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Пример:
Стартовый уровень
1 год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа;
2 год обучения - 3 занятия в неделю по 2 часа;
Базовый уровень :
3 год обучения - 3 занятия в неделю по 2 часа;
4 год обучения - 4 занятия в неделю по 2 часа;
5 год обучения - 4 занятия в неделю по 2 часа.
Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка.
Слайд 13Пояснительная записка
Особенности организации образовательного процесса.
Пример:
Зачисление учащихся в творческое объединение проводится
после собеседования. Необходимые документы:
заявление от родителей (законных представителей);
согласие на обработку персональных данных;
медицинское заключение для допуска к занятиям физической культурой и спортом (для учащихся, обучающихся по программам физкультурно-спортивной направленности).
Численный состав группы постоянный, на каждом году обучения 12-15
человек.
Группы базового уровня сложности формируется из учащихся, прошедших обучение по программам технической направленности стартового уровня сложности или имеющих необходимый уровень знаний и практических умений в области технического творчества. На занятиях учащиеся изучат правила дорожного движения и правила оказания первой доврачебной медицинской помощи, познакомятся с устройством велосипеда, получат опыт фигурного вождения велосипеда и первоначальные навыки технического обслуживания велосипеда и велоконструкций.
Слайд 14Пояснительная записка
Цель программы – описание желаемого конечного результата образовательного процесса по
реализации программы конкретной направленности. Цель должна отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
Пример:
Цель — развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественной гимнастики и хореографии.
Слайд 15Пояснительная записка
Задачи программы – пути, способы поэтапного достижения цели, конкретизируют её.
Задачи показывают, что нужно сделать педагогу для достижения поставленной цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами
Слайд 16Пояснительная записка
Планируемые результаты – система требований к достижению образовательных результатов обучающихся
школьного возраста. Планируемые результаты конкретизируют цель и задачи программы.
При формулировании планируемых результатов необходимо пользоваться классификацией, принятой в ФГОС общего образования:
личностные - формирование гражданской позиции и патриотизма, общественной активности личности, общей культуры, формирование ценностных ориентаций, в том числе навыков здорового образа жизни, мотивов и способности к саморазвитию, самостоятельности и т.п.;
метапредметные - познавательные, регулятивные, коммуникативные(развитие мотивации к выбранному виду деятельности, способности к рефлексии, потребности в саморегуляции, умение взаимодействовать и сотрудничать и т.п.); в качестве метапредметных результатов могут быть способы деятельности обучающихся;
предметные (по направленности программы) - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности, а также приобретение предметных компетенции по направленности программы.
Планируемые результаты прописываются по каждому году обучения или уровню программы (ФГОС).
Слайд 17Пояснительная записка
Планируемые результаты – система требований к достижению образовательных результатов обучающихся
школьного возраста. Планируемые результаты конкретизируют цель и задачи программы.
При формулировании планируемых результатов необходимо пользоваться классификацией, принятой в ФГОС общего образования:
личностные - формирование гражданской позиции и патриотизма, общественной активности личности, общей культуры, формирование ценностных ориентаций, в том числе навыков здорового образа жизни, мотивов и способности к саморазвитию, самостоятельности и т.п.;
метапредметные - познавательные, регулятивные, коммуникативные(развитие мотивации к выбранному виду деятельности, способности к рефлексии, потребности в саморегуляции, умение взаимодействовать и сотрудничать и т.п.); в качестве метапредметных результатов могут быть способы деятельности обучающихся;
предметные (по направленности программы) - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности, а также приобретение предметных компетенции по направленности программы.
Планируемые результаты прописываются по каждому году обучения или уровню программы (ФГОС).
Слайд 18Учебно-тематический план
Учебно-тематический план составляется на каждый год освоения программы отдельно и
оформляется в виде таблицы, которая включает:
перечень разделов (образовательных модулей), тем учебных занятий в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля), формы контроля;
общее количество часов по разделу (образовательному модулю) программы;
количество учебных часов, отведённых на освоение каждой учебной темы в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля);
общее количество часов, указывающих на трудоёмкость всей программы.
В учебно-тематическом плане необходимо отражать проведение учебных занятий по подготовке и участие в конкурсной, выставочной или соревновательной деятельности.
Слайд 19Содержание программы
Содержание программы - реферативное описание учебной деятельности учащихся в соответствии
с заявленной формой учебного занятия по каждой теме. Последовательность описания содержания тем учебных занятий осуществляется согласно нумерации в учебно-тематическом плане, формулировки тем должны полностью соответствовать формулировкам в учебно-тематическом плане. При описании содержания учебно-тематического плана необходимо придерживаться следующей последовательности изложения:
порядковый номер и название раздела (образовательного модуля) дополнительной общеобразовательной программы;
порядковый номер и тема учебного занятия в рамках раздела (образовательного модуля);
название формы проведения учебного занятия (в случае, если трудоёмкость одной темы более двух часов, может быть указана не одна, а несколько форм проведения учебных занятий по одной теме);
описание видов учебной деятельности учащихся в логике заявленной формы проведения учебного занятия.
Раздел «Содержание программы» разрабатывается на каждый год освоения программы и в общей структуре программы представляется после раздела «Учебно-тематический план» конкретного года освоения программы.
Слайд 20Контрольно-оценочные средства
В данном разделе программы необходимо реферативно описать диагностические процедуры, методы,
технологии и диагностические средства с помощью каких диагностических инструментов осуществляется оценка уровня образовательных результатов (ФЗ-№273, п.5, ст. 47; п. 9, ст. 2). В табличной форме необходимо представить сводный лист с критериями и показателями оценки уровня образовательных результатов по всем группам планируемых результатов по программе: личностные, метапредметные и по профилю программы.
Слайд 21Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
материально-техническое
обеспечение (характеристика помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
методическое обеспечение (учебные пособия, сборники упражнений, дидактические материалы, инструкции, технологические карты, учебные и контрольные задания, рабочие листы или рабочие тетради, образцы изделий, м/ презентации, контрольно-оценочные средства, наглядный материал и т.п.).
Слайд 22Список литературы
Список необходимо оформлять в алфавитном порядке.
список современных нормативно-правовых
актов;
список основной и дополнительную научно-методической и учебной литературы;
список научно-популярной и публицистической литературы для детей, родителей.
В списках также могут быть интернет-источники. Важно обращать внимание, чтобы в списке литературы были указаны современные источники.
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.